Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Когда вспоминаем о авиаконструкторах, которых потеряла Россия после событий
1917-го и последующих годов, то в первую, а иногда в последнюю и единственную
очередь говорим о Игоре Ивановиче Сикорском.
Нисколько не умаляя гений этого выдающегося человека, хочется рассказать
о других, подзабытых, а может для кого-то и вовсе неизвестных в современной
России авиаконструкторах, покинувших Родину.
Во время боевого вылета он был тяжело ранен. Ему ампутировали правую ногу. Тем
не менее он решил вернуться в строй и упорно учился ходить сначала на
костылях, а затем с протезом. Получив разрешение летать, он стал одним из
самых известных лётчиков-асов в России. Защищая русское небо он налетал 1600
часов, участвовал в 57 воздушных боях, одержал 13 побед, имел множество боевых
наград.
Никого не напоминает?
Отрывок из известного романа Бориса Полевого: «…Это была статейка о русских летчиках времен первой мировой войны...
…- Читай, читай, прямо для тебя, - настаивал Комиссар. Мересьев прочел.
Повествовалось в статье о русском военном летчике, поручике Валерьяне
Аркадьевиче Карповиче. Летая над вражескими позициями, поручик Карпович был
ранен в ногу немецкой разрывной пулей "дум-дум". С раздробленной ногой он
сумел на своем "Фармане" перетянуть через линию фронта и сесть у своих.
Ступню ему отняли, но молодой офицер не пожелал увольняться из армии. Он
изобрел протез собственной конструкции. Он долго и упорно занимался
гимнастикой, тренировался и благодаря этому к концу войны вернулся в армию.
Он служил инспектором в школе военных пилотов и даже, как говорилось в
заметке, "порой рисковал подниматься в воздух на своем аэроплане". Он был
награжден офицерским "Георгием" и успешно служил в русской военной авиации,
пока не погиб в результате катастрофы…»
Нет, речь пойдет не о Герое Советского Союза Алексее Петровиче
Мересьеве, и не о В.А. Карповиче, следов существования которого я не нашел,
хотя скорее всего имя было изменено Б.Полевым (позже Вы поймете почему)..
Наш герой это - Александр Николаевич Прокофьев-Северский, он же Alexander de
Seversky.

Он не погиб в катастрофе, его жизненный путь оказался богат
событиями.
Среди его наград к 1917 году были также, почётное Золотое оружие и орден Св.
Георгия 4-й степени. А летать ему разрешил сам царь и было это так – чтобы
доказать, что он может летать, однажды во время показательных полётов без
разрешения заменил недостающего лётчика. Узнав об этом случае, Николай II
захотел сам увидеть прославившегося офицера. И вот высокий стройный морской
офицер, показав прекрасную строевую выправку, предстает перед императором. Тот
осторожно спрашивает о протезе. Получив утвердительный ответ, царь без
колебаний разрешает Александру летать.

12 октября 1917 года «за отличие в делах против неприятеля» произведен в чин
поручика. Был награждён специальной наградой за ценные изобретения в области
морской авиации. Занимал должность командующего истребительной авиацией
Балтийского флота и технического консультанта при Адмиралтействе.
В начале 1918 года эмигрировал в США.
У него был небольшой опыт в самолётостроении - в начале 1916 года он был на
службе на петербургском заводе 1-го Российского товарищества воздухоплавания в
качестве наблюдателя за постройкой и испытанием гидросамолетов,
предназначенных для авиации Балтийского флота. Еще тогда он предложил схему,
чертежи конструкции и технологию перехода летающих лодок с поплавков на лыжи,
что позволило авиации флота действовать зимой.

В 1922 году основал фирму «Seversky Aero Corp». Фирма работала успешно, было
разработано несколько технических новинок, однако во время Великой депрессии
разорилась.
В 1927 году получил американское гражданство, и ему было присвоено звание
майора ВВС США в запасе.

В феврале 1931 года Северский основал новую фирму «Seversky Aircraft Corp.», где являлся одновременно президентом, конструктором и лётчиком-испытателем.



Александр Северский с женой у самолета "Летающая семья", на котором они намереваются совершить перелет из Москвы в Нью-Йорк. 1931 год.

Александр Северский с женой на американском истребителе после прибытия в Брюссель. 1933 год.(У Северских была собака по кличке Водка — в память о России и о бесшабашной молодости Александра. То муж, то жена брали Водку в полеты, и собаке очень нравилось в воздухе)
В Июне 1941 года, когда фашисты напали на СССР, Александр Николаевич выступил
в американских газетах с заявлениями, которые по своему духу очень напоминали
хорошо известные заявления Черчилля. Суть их сводилась к следующему,
большевистский режим преступен, но на сегодня главная задача Америки - помочь
России. "Никогда не покорится народ, давший миру Ивана Павлова и Дмитрия
Менделеева, Льва Толстого и Федора Достоевского".
Как Вы, считаете, после объявления режима большевиков преступным, в
повести Б.Полевого могло появится настоящее имя героя, если там даже комиссар
упоминается с большой буквы - Комиссар?
Мысли Северского давно заняты беспокойством о недостаточном использовании
командованием ВВС армии США боевых возможностей самолётов, хотя Северский
очень верил в боевой потенциал близкой ему авиации. И сводки с фронтов только
подтверждали его мысли. Он мог их читать и между строк потому, что сочетал в
себе опыт боевого лётчика и знания главного конструктора самолётов.
Внезапные и массированные бомбардировки аэродромов, морских портов, городов и
центров управления войсками противника, выброска десантов при вторжении – всё
это свидетельствовало о новом проявлении несравненно более высокой боевой
эффективности авиации.
Анализируя стратегию и тактику воздушных операций, Северский убеждается в
необходимости коренного пересмотра концепции боевого применения авиации США и
разрабатывает конкретные рекомендации. Он пытается достучаться до хозяев
высоких кабинетов, но наталкивается на стену непонимания.

Вышедшая в 1942 году книга Северского "Воздушная мощь - путь к победе"
разошлась полумиллионным тиражом и с тех пор стала одним из основных трудов по
стратегии воздушной войны. В 1943 году книга была экранизирована студией Уолта
Диснея. Фильм продемонстрировали Рузвельту и Черчиллю на конференции в
Квебеке, и, судя по всему, увиденное произвело на них большое впечатление,
поскольку именно после этого просмотра союзники приступили к тотальным
бомбардировкам Германии и Японии.
После войны Сиверский служит еще и аналитиком ВВС США и выполняет миссии по
заданию американского правительства, которые в ряде случаев были довольно
необычными. Многое остается секретным и поныне.
Так, 9 Мая 1945 года вместе с генералами Спааком и Ванденбергом он
присутствовал на первом допросе Геринга. Бывший командующий Люфтваффе поначалу
разговаривал только с двумя Генералами, но, услышав профессиональные вопросы
от неизвестного ему майора, снисходительно поинтересовался: Кто это
такой? Северский назвал своё имя, и с Геринга мгновенно слетела
вся спесь.
Он с интересом спросил, не тот ли это Северский, имя которого он помнит с
Первой Мировой войны. Услышав подтверждение, Геринг вздохнул и высказал
сожаление, что встреча двух знаменитых асов проходит в столь непрезентабельных
условиях.
Через 4 месяца, в качестве консультанта правительства США, де Северский
посетил Хиросиму и Нагасаки с заданием изучить результаты использования
атомного оружия.
Майор Северский в эпицентре взрыва в Нагасаки.

Свой отчёт по Японии и о результатах испытаний атомных бомб, Северский
отправил военному секретарю правительства США Петтерсону 11 февраля 1946 года,
а через четыре дня предстал перед специальным комитетом сената по атомной
энергии.
Президент Гарри Трумэн подписал 18 декабря 1946 года награждение Александра
Северского высшим знаком отличия в США для гражданских лиц – медалью "За
заслуги".
Вручение состоялось 6 февраля 1947 года в присутствии Эвелин, командующего ВВС
армии Карла Шпааца и других деятелей авиации..
В наградном листе было написано:
"АЛЕКСАНДРУ П. де СЕВЕРСКОМУ, за исключительные заслуги в выполнении
выдающейся службы Соединённым Штатам. Мистер де Северский в качестве
специального консультанта военного секретаря служил советником по авиации и
содействовал своими публикациями формированию правильного общественного мнения
средствами массовой информации с сентября 1939-го по сентябрь 1946….
Авиационные знания мистера де Северского, его целеустремлённость и энергичное
отстаивание его идей оказали большую помощь в успешном ведении войны".
Эта медаль Северского находится в авиационном музее в Вашингтоне.

Скончался Александр Николаевич де Северский 24 Мая 1974 года от рака, не дожив ровно 2-х недель до своего 80-летия, и был похоронен в Нью-Йорке - городе, где прошла большая часть его жизни.

Вместо послесловия.
Авиастроительная компания Seversky Aircraft Company, в 1939 году была
реорганизована и получила новое название — Republic Aviation Corporation.

Продукция Seversky Aircraft Company / Republic Aviation Corporation:
Seversky SEV-3 (1933)
Seversky P-35 (1935)
Seversky 2PA (1937)
Seversky XP-41 (1939)
Republic P-43 Lancer (1940)
Republic P-44 Rocket (1941)
Republic P-47 Thunderbolt (1941) — самый массовый американский истребитель
Второй мировой войны (построено 15686 самолётов)
Republic XP-69 (1943) — разработан, но не построен
Republic XP-72 (1944) — модернизация P-47, построено два прототипа
Republic-Ford JB-2 (1944) — управляемая ракета с ПуВРД, копия немецкой
Фау-1
Republic F-84 Thunderjet (1946) — истребитель использовался в войне в Корее
Republic XF-12 Rainbow (1946)
Republic RC-3 Seabee (1946)
Republic XF-91 Thunderceptor (1949)
Republic F-84F Thunderstreak (1950)
Republic XF-103 Thunderwarrior (1950-е) — разработан, но не построен
Republic RF-84F Thunderflash (1952) самолёт-разведчик на базе F-84F
Republic XF-84H Thunderscreech (1955) — экспериментальный турбовинтовой
истребитель-бомбардировщик
Republic F-105 Thunderchief (1955) — истребитель использовался в войне во
Вьетнаме.

Источник: kostyad.livejournal.ком
Господин инженер
21:47, 19 февраля 2017
Автор: vassa_j
Комменты 4
Гемотест медицинская лаборотория https://www.gemotest.ru/
Даже стыдно,что никогда раньше не слышала об этом выдающемся человеке. Удивительная судьба конечно.
очень интересно! спасибо большое за пост!
Большое спасибо за пост! В Российской истории было много примеров,когда яркие и выдающиеся личности покидали пределы Родины,но продолжали любить и помнить "свою" Россию.