Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Автор акварели, запечатлевшей «китайский» маскарад в Аничковом дворце, – актер и режиссер русской драматической труппы в С.-Петербурге и Москве Николай Беккер . Свидетель представления, Беккер с посильной достоверностью запечатлел интерьер украшенного дворцового зала и одну из сцен маскарада с участием императорской семьи. Акварель была подарена автором директору Императорских театров А. М. Гедеонову, о чем свидетельствует карандашная надпись на сохранившемся картонном заднике.
Часть лиц на акварели вполне узнаваемы, но некоторых участников определить не удалось. В центральной группе выделяется фигура императора Николая I в шапке с павлиньим пером, за спиной которого изображены: дама с темными заплетенными волосами – императрица Александра Федоровна, Инспектриса вееров; дама с прической со шпильками – графиня М. Г. Разумовская, Бобовая королева; князь Пальфи – Бобовый король. Слева: танцующий Лао-цзы – В. А. Жуковский и карлик в желтом костюме – светлейший князь П. М. Волконский. На переднем плане, по левую руку от императора: барон П. Л. Шиллинг; воин в высокой шапке – великий князь Александр Николаевич, Начальник гвардии; справа от него – князь Б. Н. Юсупов.

Аничков дворец.
Традиция «китайских» балов в Европе восходит еще к 1700 г., когда при дворе Людовика XIV праздновался Новый год в китайском стиле. В России в XVIII в. увлечение китайщиной было сильным, но постепенно затихло к концу века. Вообще, маскарады частенько устраивались при Дворе Николая Павловича и Александры Федоровны (что объяснялось романтической окраской их отношений) и проходили обычно в начале января. Кроме того, излюбленными развлечениями были также балы и елки (первая елка устроена в Аничковом дворце в 1819 г.), музыкальные вечера и театральные постановки.

«Китайский» маскарад прошел в Аничковом дворце в Петербурге 14 (26) февраля 1837 г.

Вдохновителем праздника стал барон П. Л. Шиллинг фон Канштадт (1786–1837). Изучение бароном культуры Китая и труды отца Иакинфа (в миру Никита Яковлевич Бичурин (1777–1853) – крупнейший ученый-востоковед, основатель русской школы синологии) оказывали влияние на столичные умы и возбуждали интерес в придворных, научных и литературных кругах. Китайские мотивы в это время активно входили в столице в моду. Например, незаменимым атрибутом платья придворных дам становится китайский веер (или его имитация). «На бале <…> ради Бога, не забудьте букета и китайского опахала, иначе подумают, что вы из Камчатки», – рекомендовали модницам журналы того времени. И конечно, в костюмах используют китайский шелк, вышивки, аксессуары – зонтики, порт-букеты, футляры для карточек. В интерьерах очень популярными становятся ширмы, иногда не восточного производства, но выполненные в стиле «шинуазри» (от фр. chinoiserie), дословно китайщина.

Официальный халат китайского чиновника. Шелк, золотая нить. Эрмитаж.
Бал должен был состояться еще в январе, но из-за плохого самочувствия Александры Федоровны (вполне возможно, вызванного кончиной Александра Сергеевича Пушкина, последовавшей 29 января (10 февраля), и связанными с ней переживаниями) маскарад 1837 г. перенесли на 14 (26) февраля, и он состоялся в Аничковом дворце, где жила венценосная чета. В нем приняли участие как члены царской семьи, так и аристократы, что обуславливалось еще указами XVIII в., все приглашенные должны были одеться в дорогие костюмы. Маскарады в Аничковом были более камерными, чем публичные балы в Зимнем дворце, куда приглашали до 3 000 человек.

Мужской халат. Атласный шелк, золотая нить.Эрмитаж.
К «китайскому» маскараду тщательно готовились, ставили пантомимы и танцы. Был написан сценарий, украшены комнаты. Не обошлось и без репетиций – две прошли в Зимнем дворце и две в Аничковом. Роли были распределены, члены императорской семьи и придворные получили звания и имена на китайский манер. На французском языке написали программу маскарада, где в примечании говорилось: «Все костюмы, кроме костюмов послов, должны быть китайскими, цвета по желанию. Лиц, которые желали бы получить сведения о костюмах, покорнейше просят обращаться к г-ну Гедеонову, директору театров Его Императорского Величества». Слуг также одели в китайские костюмы, взятые из гардероба Театральной дирекции. Танцы поставил главный балетмейстер императорской балетной труппы А. Титус, у которого был опыт «китайских» постановок: балет «Киа-кинг» на музыку Дж. Россини (1832).

Женская кофта с юбкой. Атласный шелк, золотая нить.Эрмитаж.
Сначала в Большой Белой столовой Аничкова дворца было разыграно шествие к «китайскому» трону под балдахином, украшенному дорогой китайской шелковой материей с вышивкой. Рядом с троном стояли табуреты, на которые садились представлявшиеся участники. Судя по акварели Н. Г. Беккера, в зале на стенах были развешены написанные в стиле «шинуазри» изображения «китайцев». Про Николая I, исполнявшего роль военного министра и облаченного в китайский халат с нашитым квадратным китайским знаком отличия – буфаном, великая княгиня Ольга Николаевна писала: «Все были в китайских костюмах. Высокозачесанные и завязанные на голове волосы очень украшали дам, особенно тех, у кого были неправильные, но выразительные черты лица. Папа был одет мандарином, с искусственным толстым животом, в розовой шапочке с висящей косой на голове. Он был совершенно неузнаваем. Бобовой королевой была старая графиня Разумовская, выглядевшая в своем костюме замечательно. Королем был старый граф Пальфи, венгерский магнат.» По «Гардеробной сумме» (прим. –из нее выплачивались гонорары парикмахерам) можно посчитать, сколько стоил этот «китайский» карнавальный костюм царя: «В марте 1837 г. по счетам уплачено: костюмеру театра Балте за китайское маскарадное платье – 865 руб.; парикмахеру за китайский парик для маскарада – 70 руб.; мастеру Тимофееву за китайскую шапку для маскарада 40 руб. Следовательно, весь костюм обошелся императору в 975 руб.»

Украшение для прически. Металл, стеклянные бусы, поделочные камни, позолота, посеребрение. Эрмитаж.
Императрица была назначена Инспектрисой вееров, великая княгиня Елена Павловна – Инспектрисой зонтиков, другие члены императорской семьи играли китайских министров, князей, чиновников и их жен. Участники выглядели очень выразительно, веселились, каждого рассматривали с любопытством, оценивая костюмы, манеры и игру.

Шпилька. Эрмитаж.

Серьги. Эрмитаж.

Мужская шапка, Шелк, бархат, перья павлина, золоченая бронза, гранат. Эрмитаж.

Всего в маскараде принимали участие семь особ Императорской фамилии и 118 членов высшего петербургского общества. Некоторые семейства были представлены и родителями, и детьми: Адлерберги, Барятинские, Бенкендорфы, Виельгорские, Волконские, Нессельроде, Опочинины, Строгановы, Трубецкие, Фредериксы и другие. Гвоздем программы в тот день стал князь Волконский, изобразивший горбатого карлика с громадным носом. По ужасу, произведенному на царский Двор, его превзошла только фрейлина царицы Е. Ф. Тизенгаузен, нарядившаяся Циклопом. Потом, уже в ночи, были танцы, музыка, игра в карты и шахматы, буфет. В качестве прохладительных напитков подавали холодные кислые щи. Шампанское пили за китайских правителей. В полночь был накрыт обед на серебре и на старинном китайском фарфоре с изображением цветов и птиц.
К сожалению, в отличии от костюмированного бала 1903 года, изображений, картин и фотографий китайского бала практически нет. Но есть портреты того времени:

Крюгер Ф. Портрет императрицы Александры Федоровны в костюме для прогулки верхом. 1836 г. Эрмитаж.

Кипренский О.А. Портрет Волконской З.А. 1830 г. Эрмитаж.

Орлов П.Н. Портрет Орловой-Денисовой С.В. 1835 г. Эрмитаж.

Орлов П.Н. Портрет Окуловой А.А. 1837 г. Эрмитаж.

Малюков А., портрет императрицы Александры Федоровны
Императрица Александра Федоровна (1798–1860), Фредерика Луиза Шарлотта Вильгельмина, дочь короля Пруссии Фридриха Вильгельма III и королевы Луизы. Супруга императора Николая I. Изображена в «русском» парадном придворном платье и кокошнике с вуалью.

Макаров И.К. Портрет князя Долгорукого В.А. 1849 г. Эрмитаж.

Крюгер Ф. Портрет Адлерберга В.Ф. 1852 г. Эрмитаж

Крюгер Ф. Портрет Суворова А.А. 1851 г. Эрмитаж.

Крюгер Ф. Портрет Шувалова П.А. 1850 г. Эрмитаж.
Придворный бал 14 февраля 1837г
19:43, 13 февраля 2017
Автор: Glow26
Комменты 6
И сразу стало интересно, что там за особенности отношений между Николя и Алексис )))) Мужчины хороши, а царица ... что-то как-то.. м-да,с. ..
Мужчины на портретах какие породистые, в хорошем смысле.
Вышивки на костюмах - невероятные. Очень красиво.