Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Продолжение гастрономической кинопанорамы

Big night (США, 1996) Стоит смотреть по двум причинам. Во-первых, из-за замечательного актёрского состава: Стэнли Туччи, Мини Драйвер, Исабелла Росселлини и даже Марк Энтони, глядя на которого, мало кто смог бы предсказать его будущую славу сердцееда. Во-вторых, узнать, что такое il timpano и как его готовят. 

1950-е годы. Два брата-итальянца, недавние эмигранты, владеют маленьким рестораном Paradise на побережье Нью Джерси. Они горят своим делом. Но успех не приходит. Американцы настолько упёрты в своих пристрастиях к еде, что даже к ризотто в качестве гарнира они просят тарелку макарон. А когда оказывается, что макароны идут без фрикаделек, это вызывает неподдельное удивление. 

Робкое предложение Секондо слегка американизировать меню для привлечения клиентов вызывает приступ ярости у его брата Примо, который и является шеф-поваром.

Он ревностно хранит итальянские кулинарные традиции и не собирается подстраиваться под варварские желания американцев.

Удручённый Секондо обращается с просьбой одолжить деньги к Паскалю - владельцу успешного итальянского ресторана с американским меню. Он не может дать в долг, но готов пригасить в Paradise популярного итальяно-американского певца Луи Прима. Посещение Paradise звездой такого масштаба - гарантия успеха для братьев. Начинается подготовка к судьбоносному ужину, на который также приглашена практически вся округа. В назначенный вечер гости собираются, их угощают итальянскими закусками. Все ждут виновника ужина, но его всё нет. Чтобы не томить гостей, братья решают начать подачу блюд. La zuppa, il risotto и тааа-дам - il timpano.

На второе на стол перед удивлёнными гостями ставят и другие горячие блюда. А Луи Прима так и не появляется…

 Я настоятельно рекомендую это кино тем, кто неравнодушен к итальянской еде и очень хорошей актёрской игре. В фильме напрочь отсутствует приторность и искусственность, которыми так часто грешат современные голливудские гастрономические комедии. В него искусно добавлены по-итальянски выверенные пропорции юмора, музыки, неожиданных поворотов сюжета, душевности и драматизма. И конечно это всё al dente. В Big Night за еду переживают, для еды стараются, из-за еды спорят и из-за неё же мирятся.

Неотразимая Марта (Германия, Италия, Франция, Швейцария) - недавнее приятное открытие для меня, хотя фильм был снят в 2001 году. В центре фильма Марта (в блистательном исполнении Мартины Гедек), молодая женщина, страдающая неврозами, из-за которых вынуждена посещать психотерапевта. Она работает шеф-поваром в современном гамбургском ресторане. В городе ей нет равных по её кулинарным способностям, собственно из-за которых владелица ресторана и прощает ей порой импульсивное поведение. Жизнь Марты меняется, когда умирает её сестра, и она берёт под временную опеку свою 8-летнюю племянницу Лину. К сложностям общения с проблемной девочкой добавляется волнение Марты из-за взятого на должность су-шефа итальянца Марио. Она обеспокоена тем, что он вытеснит её с кухни и займёт её место. Однако Марио очаровывает весь коллектив ресторана и умудряется поладить с Линой. А если к этому добавить, что Марио исполняет Се-е-ерджио Кастелли-и-и-тто, то очаровываются и зрительницы.

Вся прелесть фильма в том, что драма и комедия сплетены воедино и приправлены сценами ресторанной закулисной атмосферы.

Моменты созидательной суеты и  творческого напряжения на кухне в самые загруженные часы работы рестораны показаны очень реалистично и профессионально. Режиссёр фильма Сандра Неттельбек умудрилась, подобно художнику, разбавить серость гамбургской зимы и мрачность будней Марты яркими брызгами, связанными с персонажем Марио.

С эксцентричным итальянцем приходит ритмично-романтичная музыка, а следом за ней - паста.

С таким количеством крупных планов пасты смотреть это кино на голодный желудок совершенно невозможно.

Кстати, Голливуду так понравился сюжет, что они сделали римейк на американский манер No reservations (Вкус жизни) с Кэтрин Зетой-Джонс и Аароном Экхартом. На мой вкус, у них получился синтетический, приторный чизкейк, в то время как немцы не без итальянской помощи приготовили добротный тирамису с правильной дозой коньячной терпкости и кофейной крепости. Драма превыше комедии.  

В моем обожаемом фильме Вон Кар Вая Любовное настроение сцены с едой - чистое блаженство. Их мало, но они служат художественным целям. Вот героиня в изящном шёлковом платье заходит с термосом в городскую лапшичную, а вот исполненный особыми чувствами к ней мужчина в одиночестве грустно ест дим-самы. Или вот они вместе сидят в ресторане, не разбрасываются словами, зато то, как они режут мясо, обмакивают кусочки в горчицу, является продолжением их диалога, намёком на чувственность и желание.

Приём пищи в их случае позволяет им вырваться из оков культурной скромности.

Но это минимализм в передаче азиатской эстетики еды. Если хочется насладиться ею в полной мере, то для этого есть классика китайского кинематографа Ешь, пей, мужчина, женщина (1994) от Энг Ли. Кто не настроен смотреть азиатское кино, просто посмотрите первые 5 минут. Кухня, много острых ножей разных форм, много еды, уже готовящейся и той, что вот-вот будет брошена в раскалённое масло, и пожилой мужчина, виртуозно владеющий кулинарным делом.

Он готовит воскресный обед для своих 3 дочерей, который является семейной традицией, а заодно и возможностью улучшить отношения в семье.

Щедро накрытый стол служит средством коммуникации между отцом и его дочерями. Вместо критики друг друга они комментируют вкус блюда. Каждый из таких воскресных обедов сопровождается «маленькой» новостью от одной из сестёр, после которой обычно следует переезд из отцовского дома в свою собственную личную жизнь. Отцу тоже есть что сообщить ещё в самом начале картины, но его перебивают, и его новость остаётся отложенной до конца фильма. И окажется, что его новость получится самой неожиданной.

Я заметила, что многие фильмы про Индию, снятые болливудскими режиссёрами или американцами, напоминают мне яркие туристические буклеты, которые вводят в заблуждение. В этом смысле Lunchbox (2013), ставший дебютом молодого режиссёра Ритеша Батра, очень аутентичен - он показывает Мумбаи в реальных красках. Здесь нет клишированного охряного цвета, в котором часто рисуют Индию. Это подкупает тех зрителей, которые садясь за просмотр фильма, хотят отправиться в культурное путешествие. Бонус Lunchbox в том, что он обещает, помимо гастрономического, еще и этнографический тур.

Чаще всего современные фильмы про еду связаны с пространством ресторана. Однако здесь всё волшебство происходит на малометражной скромной кухне в мумбайском жилом доме.

Фраза, брошенная одним из персонажей, о том, что иногда неправильный поезд может довезти до нужной станции, является главным лейтмотивом. Молодая домохозяйка Ила каждый день готовит ланч, упаковывает его в контейнер и отправляет с курьером мужу на работу. Такой способ доставки еды стал популярен в Индии с конца 19 века, потому что многие индийские работники были недовольны качеством питания, которое предлагали их британские работодатели. Так появились даббавалы - безграмотные развозчики пищи в судках из дома в офисы.

В фильме по вине одного из таких курьеров ланчбокс для мужа Илы по ошибке попадает совершенно чужому человеку.

Эта оплошность приводит к переписке между мужчиной и женщиной, которые прячут свои записки в баночках с едой.

Это кино не столько про еду, а про то, что стоит за ней. Обед не приготовится сам по себе, для него нужны руки и душа. Тонны еды готовятся ежедневно по всему миру, а за кастрюлями, противнями и тарелками прячутся мысли и чувства тех, кто стоит у плиты и кого не всегда готовы выслушать даже самые близкие.

Фильм может показаться скучным, но размеренность повествования передаёт грусть и тоску, которую испытывают герои. 

P.S. Когда в Вас просыпается Гарфилд, вспоминайте о Рататуе. )) 

Источник imdb

Подпишитесь на наш
Блоги

«Вкусное» кино или путь к сердцу зрителя… (ч.2)

20:31, 2 февраля 2017

Автор: mar_adentro

Комменты 41

Аватар

Девочки, есть шикарный гастрономический триллер! Азиатам особенно удаются такие вот красочные интригующие фильмы, основанные на нестандартном для нас, европейцев, сюжете. Имя сего творения - "Убийственно вкусно/Смертельные деликатесы/ Shuang shi ji"

Аватар

О, я жираф, но только сейчас вспомнила фильм с Фредди Хеймором и Хеленой Бонем-Картер в роли его мачехи "Тост". Ох, эта лимонная меренга! Ммм...

Аватар

Виды восточной еды меня пугает а вот итальянской заставляет вытирать слюни))) Рататуй ну очень вкусный мультик))

Аватар

однозначно в избранное. Пару дней назад и у меня началась кухонно-киношная лихорадка. А тут такой пост - спасибо за наводки)))

Аватар

А еще Пряности и страсти, Джули и Джулия, Шеф Адам Джонс и, конечно же, Рататуй. Обожаю вкусные фильмы, под них готовка в искусство превращается.

Подождите...