Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Фильмы про еду занимают особое место в моих кино-пристрастиях. И не только потому, что они способны вдохновить меня на какое-то кулинарное сальто-мортале. Через них я смотрю на пищу с другого ракурса, как не на что-то повседневно-обыденное, а возвышенное, практически как на искусство. И если честно, перспектива повторить показанные в таких фильмах изыски пугает меня куда меньше, чем классический поварской лайфхак от Елены Молоховец: «Если вдруг появится двадцать гостей, не волнуйтесь – спуститесь в погреб и возьмите один-два окорока, которые там висят». 

Среди экранизированных картин для меня безоговорочными фаворитами в этой рубрике являются:

Como el agua para chocolate (Как вода для шоколада/Шоколад на крутом кипятке)

Фильм 1991 года, снятый про роману мексиканской писательницы Лауры Эскивель. Более 10 лет назад я прочитала книгу и долго была заворожена магическим реализмом, который эта писательница перенесла в пространство кухни. Заглавие книги интерпретируется не только буквально, но и как распространённое в Мексике высказывание о передаче чувств: если кто-то очень разъярён, то говорят como el agua para chocolate.   

Действие разворачивается в начале 20 века во времена Мексиканской революции на ранчо в Коауиле. Главная героиня Тита оказывается заложницей семейной традиции, согласно которой младшая дочь не имеет права выходить замуж, чтобы ухаживать за своей матерью до её смерти.

Однако на одном из семейных торжеств она знакомится с молодым человеком, они влюбляются. Когда Педро приезжает со своим отцом свататься, мать Титы донья Елена пресекает это желание категоричным отказом и предлагает в качестве невесты свою старшую дочь. Как ни странно, жених отвечает согласием, что приводит в изумление даже его собственного отца. Но сын объясняет своё решение как единственно возможное для того, чтобы находиться рядом с настоящей дамой его сердца. В книге, а значит и в фильме все эмоциональные потрясения выливаются в приготовление какого-то национального блюда. Тита была воспитана буквально на кухне под заботливым надзором кухарки Начи. От неё она постигла магию приготовления еды. Самое любопытное, что все чувства, которые Тита испытывала при приготовлении того или иного блюда, потом передавались людям его отведавшим. Самый яркий пример - перепела в лепестках роз. Педро дарит Тите букет цветов, но строгая мать приказывает дочери его выбросить. К горюющей девушке является призрак её любимой Начи, который подсказывает ей приготовить перепёлок в соусе из роз.

После того как члены семьи отведывают это блюдо, ими завладевают неконтролируемые эмоции, они начинают плакать, а средняя сестра Гертрудис и вовсе сбегает из дома. В общей сложности в книге/фильме представлено 12 блюд, которые соответствуют месяцам.

Январь: рождественские пироги

Февраль: пирог Чабела

Март: перепёлки в лепестках роз

Апрель: рагу из индюшки с миндалём и кунжутом

Май: колбаса по-северному

Июнь: смесь для спичек

Июль: бульон из говяжьих хвостов

Август: чампандонго

Сентябрь: горячий шоколад и королевский рулет

Октябрь: гренки на сливках

Ноябрь: крупная фасоль с перцами-чиле

Декабрь: перцы-чиле под соусом ногада

За яркое описание кулинарных приёмов, раскрытие национального колорита Мексики и магические образы я могу простить и роману, и фильму их чрезмерный сентиментализм. Лаура Эскивель была на пару с Исабель Альенде зачинателями современного женского романа в Латинской Америке. Правда, масштаб Альенде гораздо шире и серьёзнее. Её романы можно отнести к лучшим латиноамериканским произведениям, без приставки женским.

Фильм Как вода для шоколада рекомендую смотреть без мужской компании, в моменты сентиментального голода, но на сытый желудок. 

Пир Бабетты - датский фильм по одноименному роману Карен Бликсен, ставший классикой мирового кинематографа и принесший этой стране в 1987 году первый Оскар.

Фильм получился очень атмосферным, действие разворачивается в 1885 году в протестантской деревне в Ютландии. Признаюсь честно, что начало картины было для меня очень нудным и я успокаивала себя появлением заявленных в названии Бабетты и какой-то торжественной трапезы. Тоску на меня наводили 2 главные героини - Филиппа и Мартина, дочери местного пастора. Если в предыдущем фильме кровососом была мать героини, то здесь таковым был отец. В силу своих протестантских убеждений он отверг всех потенциальных женихов своих дочерей, которые помимо набожности отличались заметной красотой. Среди тех, кто к ним сватался, были офицер и знаменитый тенор из парижской Гранд-Опера. Меня жутко удручало, что сёстры были совершенно бесхарактерными, никак не оспаривали запретов своего отца, скорее даже радовались им. И вот, когда отец умер, а его дочери уже были в том возрасте, когда от жизни ничего не надо, в их доме появляется Бабетта (Стефан Одран) с рекомендательным письмом от того самого оперного певца. Он просит, чтобы две женщины приютили его знакомую католичку, которая бежит от французской революции, где она потеряла мужа и сына. Так, Бабетта начинает помогать Филиппе и Мартине по хозяйству в благодарность за кров.

Француженка изумляется скупому рациону местных жителей, которые изо дня в день питаются непонятной баландой из воды, чёрствого хлеба и эля или сушёной камбалой. Поэтому, когда из Парижа приходит нежданная весть о том, что Бабетта выиграла рождественскую лотерею 10 тысяч франков (её билет постоянно обновлял в Париже её знакомый), она вызывается на собственные средства организовать празднование столетнего юбилея пастора. То, что происходит с этого момента, и есть для меня «гвоздь» всего фильма. Из Франции начинают приходить заказанные Бабеттой продукты и вина. Щебечущие в клетке перепёлки, распластанная на повозке черепаха вызывают у местных богобоязненных жителей страх и трепет. Сцена пира имеет большую культурно-гастрономическую ценность.

Бабетта соблюдает все лучшие традиции французской haute cuisine.

Перед зрителем разворачивается соблазнительный парад изысканных блюд: черепаховый суп, блины по-демидовски из гречневой муки с икрой белуги и сметаной, перепела в “саркофаге” (фаршированные гусиной печенью и трюфелями и запечённые в слоёном тесте).

Всё это сопроваждается правильно подобранным вином. Шампанское “Вдова Клико” 30-летней выдержки расслабляет правоверных гостей, которые и не догадываются о стоимости напитка. После горячего в соответствии с правилами французского застолья следует салат из цикория и грецких орехов под уксусной заправкой. Французы объясняют такую очередность тем, что салат очищает нёбо после основного блюда и подготавливает вкусовые рецепторы к самому интересному -  cырам, конечно же, которые Бабетта подаёт с фруктами. Далее появляется ромовый кекс с инжиром и карамелизированной вишней.

Завершает эту симфонию чашечка кофе* с коньяком Remy Martin.

Пожалуй, будет лишним описывать состояние гостей после такого ужина. В ту ночь их протестантские сердца бились иначе.

*Кстати, от себя замечу, что мне понадобилось время, чтобы привыкнуть к этой европейской традиции пить кофе после десерта. Я бы даже сказала, что это стало верным способом отказывать себе в сладком. Раньше я жутко злилась на официантов, думая, что они забыли про мой кофе и обрекли меня на сухомятку. Когда же я заранее уточняла очерёдность, то не раз меня спрашивали с улыбкой - не из России ли я?

И на десерт - Шоколад

Вкусная экранизация одноименного романа Джоан Харрис. Я не отношу себя к тем, кто любит пересматривать фильмы, но Шоколад действительно вызывает привыкание. Музыка из фильма переносит меня в эту французскую деревушку. Любимые мною актёры играют здесь волшебно.

Когда смотришь на Жюльет Бинош, кажется, что она только тем и занималась всю жизнь, что готовила колдовские сладости. Она вся пропитана этим запахом. Хочется пойти на край света и отыскать эту лавку Maya, где конфеты выдаются как панацея от неприятностей. Джонни Депп здесь в своей первозданной очаровательности, хорош до безумия и далёк от кривляки Джека Воробья.

Про Джуди Денч вообще говорить не буду, она мне нравится везде. А для того, чтоб жизнь конфетой не казалась, есть Альфред Молина с его особым даром играть хмурых и грозных персонажей. Но где это видано, чтобы шоколад не смягчил даже суровое сердце?!

Bon appetite!   

Далее в меню самые вкусные не экранизации.

Источники: pinterest, imdb

Блоги

«Вкусное» кино или путь к сердцу зрителя… (ч.1)

20:08, 2 февраля 2017

Автор: mar_adentro

Комменты 28

Аватар

обожаю фильмы про еду. у меня среди фаворитов "Джули и Джулия", "Повар на колесах" и "Пряности и страсти"

Аватар

С Шоколадом в точку попали. Просто так это кино смотреть не могу. Обязательно затариваюсь шоколадом и конфетами. Также большой жор у меня вызывает "Ешь, молись, люби", а именно та часть фильма когда она в италии.

D

Не знала что есть фильм по "Шоколаду на крутом кипятке". Книга в своё время произвела большое впечатление.

Аватар

Какая вкусная сцена в фильме Шоколад с Жюльет Бинош, когда они готовят! Не люблю сладкое, но когда смотрю этот фильм, всегда хочется!

Аватар

По сравнению с книгой Шоколад, экранизация так себе

Подождите...