Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Этот фильм я хотела посмотреть по двум основным причинам. Я питаю слабость к чёрно-белому кино (особенно в формате 4x3), снятому в наши дни. И мне всегда интересно сотрудничество режиссёра и актрисы, которые вне съёмочной площадки являются мужем и женой. До этого результат работы Кончаловского и Высоцкой я видела всего один раз - на сцене театра Маяковского в постановке «Дяди Вани». И хотя время уже притупило впечатления, точно помню, что Соня в исполнении Юлии мне очень понравилась. Вообще, сниматься у мужа и снимать жену - дело по сути неблагодарное. Часто ли публика благоволит такому сотрудничеству? Спрашивается в двойном размере. Мало сыграть хорошо. Нужно сыграть как-то так, чтобы зритель утвердил тебя в этом привилегированном положении.
Возможно, моё мнение будет предвзятым, так как я всегда симпатизировала Высоцкой.
![](http://s018.radikal.ru/i528/1701/c6/20417fbef131.jpg)
У неё внешность - антитеза вульгарности и пошлости. Её редкие выходы на красную отечественную дорожку всегда были глотком воздуха. Я бы сказала, что она смотрится «белой вороной» на фоне наших многих аляповатых, разудалых и косящих под див актрис. Кто-то может даже упрекнёт её в излишней блёклости. Но я видела её вблизи, в её (сейчас уже закрытом) ресторане «Ёрник», и поразилась её центрифужной энергетике. В ней нет жеманства, но есть природная, здоровая женственность и редкое сочетание мягкости и властности. И если Кончаловский подобно Пигмалиону желает оживить свою Галатею на экране, то у меня это не вызывает скепсиса.
![](http://s019.radikal.ru/i631/1701/16/f7253a7f9fbd.jpg)
Читая краткое описание фильма, я поймала себя на мысли, что прокручиваю кадры из фильма «Выбор Софи» (Sophie’s Choice, 1982), где героиня молодой Мерил Стрип представлена на двух отрезках жизненного пути.
![](http://s019.radikal.ru/i637/1701/6e/ccbf8ddfcfb7.jpg)
Причём зрителю представляется обратная хронология раскрытия её образа - мы узнаём её сначала как кокетливую и богемную женщину, наслаждающуюся своим существованием в сытой Америке со своим кавалером, и не догадываемся о том периоде её жизни, в котором были дети, муж и… Освенцим.
![](http://s010.radikal.ru/i311/1701/b8/4b0b5e41a202.jpg)
Стрип за эту роль получила в 1983 году свой второй (!) Оскар. Путь к нему начался еще до съёмок. Нелегально завладев копией сценария, Стрип была настолько заворожена Софи, что буквально начала преследовать режиссёра Алана Пакула с мольбами об этой роли. Стоит сказать, что оригинальный, взятый за основу фильма, роман Уильям Стайрон писал, подразумевая Урсулу Андресс в роли Софи. В то время как режиссёр Пакула собирался брать на роль Лив Ульман (которая, между прочим, побывала в списке любовных завоеваний А. Кончаловского). Так к чему я это? А всё к тому, что для Стрип сыграть драматичную роль в фильме с флешбэками про Холокост значило очень многое. И мне кажется, эта значимость так велика, поскольку для актрис такие роли особенно ценны и интересны за возможность сыграть душой не искусственно созданного персонажа, а собирательный образ реально существовавших женщин, прошедших через инфернальные будни концлагерей.
Но ведь и к зрителю таких фильмов есть свои требования. Сам Кончаловский говорит, что они снимали это не для поп-корной публики и не для поп-корных кинотеатров. Избыточное, на мой вкус, замечание. Однако не спорю, что у «Рая» своя аудитория.
Мне априори понравилось в этой картине то, что она побудила меня вспомнить о непрочитанной книге, которая смиренно ждала своей очереди на полке - «Man´s search for meaning» (Человек в поисках смысла) Виктора Э.Франкла.
![](http://s04.radikal.ru/i177/1701/1a/c475a3fe1ff1.jpg)
То, что Кончаловский называет раем и адом в душе каждого человека, - вопрос экзистенциальный, именно о нём пишет австрийский психиатр, сам побывавший узником нацистского концлагеря. В общедоступной форме на личных примерах своего заключения Франкл объясняет, как пытаться оставаться человеком в нечеловеческих условиях, как разглядеть будущее в тьме предрешённого настоящего, как и для чего принять страдание с достоинством и как не думать о хлебе при постоянном и изнуряющем голоде. Кончаловский в каком-то интервью рассказывал, что для подготовки к роли он предложил французскому актёру 40 книг. После просмотра я точно знаю, что в этом списке Франкл значился.
Кстати, героиня Высоцкой (Ольга) в фильме не совсем вымышленная. Кончаловский при создании этого женского образа опирался на эмигрировавшую во Францию русскую княгиню Веру Аполлоновну (Вики) Оболенскую, которая принимала активное участие во французском движении Сопротивления и которая была казнена в 1944 году.
![](http://s05.radikal.ru/i178/1701/65/4c7266553950.jpg)
Читая про Оболенскую в воспоминаниях её племянницы Людмилы Оболенской-Флам, я наткнулась на интересные факты:
«Участие русских в движении Сопротивления носило разнообразный характер. Дочь композитора Скрябина Ариадна, муж которой поэт Довид Кнут, примкнула к еврейской организации Сопротивления и занималась спасением еврейских детей. Она была арестована при попытке провести детей через границу и погибла в 1944 году. Молодая русская женщина Дина Верни была близка к французскому скульптору Майолю. Включившись в Сопротивление, однажды она спрятала в его студии целую группу иностранных антифашистов, которых сама же потом провела горными тропами через границу в Испанию. Широко известным стало имя «барда свободы» Анны Марли. Дочь русских эмигрантов, Анна Бетулинская (псевдоним – Анна Марли) выросла на юге Франции. В 19 лет стала самым молодым членом Французского общества писателей и композиторов. Во время войны Марли жила в Англии и посвятила свое творчество борьбе за освобождение Франции. Аккомпанируя себе на гитаре, она ежедневно выступала с патриотическими песнями перед солдатами, моряками, летчиками и в передачах Би-Би-Си для оккупированной Франции. Одна из ее песен стала гимном движения Сопротивления.»
В связи с этим задумка режиссёра Кончаловского создать собирательный образ русской аристократки, жившей в эмиграции и радеющей за судьбу приютившей её страны, мне кажется закономерной и благородной.
Фильм эмоционально и морально прибивает к земле. Слёзы у меня стали подступать гораздо раньше, чем я себе намечала. Мой излюбленный приём самоконтроля в кинозале - «не реви, это всего лишь выдумка» - конечно же не сработал. Это не фантазия, не fiction, это истории 3 людей из всеобщей реальной истории. От этого в глазах резало ещё сильнее. Что держало меня в напряжении во время всего просмотра? Лица актёров с их эмоциями. Сыграно очень неподдельно.
![](http://s020.radikal.ru/i709/1701/98/c61edf2e94b0.jpg)
![](http://i053.radikal.ru/1701/9b/9bba75bccba1.jpg)
![](http://s016.radikal.ru/i337/1701/e4/5323ab437567.jpg)
Невозможно не отметить заслугу Кончаловского в размеренном, поступательном повествовании. Если там и присутствует хронологическая сбивчивость, то она только добавляет гармонии к раскрытию фабулы.
Мне показался слишком претенциозным конец фильма. Скорее всего, злую шутку сыграло с режиссёром его собственное тщеславие. Меня нисколько не смущает формат исповеди перед Богом. Меня смущает то, как Бог Кончаловского (= сам Кончаловский?) выносит свой вердикт и почему из троих человек только одному.
Но даже при этой последней шероховатости фильм получился выходящим за рамки искусства. В нём снова возрождается философия Достоевского. И после просмотра вспоминается сказанное Солженицыным:
“Постепенно открылось мне, что линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, — она проходит через каждое человеческое сердце — и черезо все человеческие сердца. Линия эта подвижна, она колеблется в нас с годами. Даже в сердце, объятом злом, она удерживает маленький плацдарм добра. Даже в наидобрейшем сердце — неискорененный уголок зла.”
P.S. Я не могу не сравнить это кино с двумя другими. Год назад на Венецианском фестивале Россия была представлена «Франкофонией» Сокурова. Я смотрела этот фильм. Мой вывод был созвучен названию ленты - какофония. В этой фантасмагории я увидела только великую задумку, но не её великое воплощение. Самым спорным для меня стало совмещение двух жанров - документального с игровым. А блуждающая по залам Лувра Марианна, повторяющая одну и ту же фразу, вообще вселила в меня ужас. Короче, такие шедевры проходят мимо меня.
Теперь «Ида».
![](http://s018.radikal.ru/i507/1701/a0/d949961aa7ae.jpg)
Считается, что этот фильм может стать главной «подножкой» для «Рая» в получении Оскара. Тоже чёрно-белый монохром, тоже с отголосками Холокоста. И слишком маленький временной отрыв в оскаровской номинации - 2 года. Я не берусь сравнивать эти два фильма только в свете этой награды. Возврат к чёрно-белому формату, на мой взгляд, является новым веянием, отчасти спровоцированным желанием некоторых европейских кинематографистов противостоять засилью голливудской яркой палитры. Что же до Холокоста, то это та незаживающая рана, обращение к которой не должно иметь срока. Польская «Ида» и русский «Рай» - два взгляда на вечность и человеческий выбор.
"Рай" Кончаловского: мои впечатления
00:49, 21 января 2017
Автор: mar_adentro
Комменты 64
Да автор молодец,также как и Высоцкая,в такой семье оказаться..сплошная богема,но я очень хорошо к ним ко всем отношусь,потому,что они большие профи,а фильм смотреть стоить в одиночку с мыслями
Комментарий был удален
И согласна с вашем мнением о Высоцкой, мне импонируют ее многие качества, в частности позитив, умение достойно себя вести и одеваться со вкусом.
Всегда жду ваших рецензий, они у вас содержательные. Гадала, кто из сплетниц первым поделится впечатлениями об этом фильме. Люблю творчество Мерил Стрип и мне было интересно, что вы провели параллели между этими фильмами.
Спасибо за пост, люблю отзывы блогеров тут о кино. Трофименков в Коммерсанте наваял прямо-таки разгромную рецензию, но о фильмах никогда не бывает единого мнения, все ведь очень субъективно.