Как часто матери калечат своим детям жизнь, считая своим долгом руководить ими по жизни до конца...

В небольшой семье из двух человек — пожилая мама и сын — царил покой. Жизненный уклад устоялся и не нарушается ничем. Все попытки сына привести в дом другую женщину мама стойко и уверенно отбила, и сын принадлежит ей безраздельно.

Все его существование можно описать одной фразой- что воля, что не воля..все равно..

Он продвигается по службе, хорошо зарабатывает, отлично воспитан, всегда мил и обходителен. Что еще надо матери, чтобы спокойно встретить старость. И вдруг… В один не самый прекрасный день в их жизни появляется маленькая девочка, дочь (и внучка), о существовании которой не подозревал даже папа. 

Начало этой истории, кажется, способно озадачить и смутить не только ее главного героя, но даже и нас, зрителей.

Действительно, не странен ли звонок незнакомого мужчины, сообщившего Вадиму Петровичу Потапову о том, что в Ялте умерла некая Ляля, оставив пятилетнюю дочь, отец которой... как раз Вадим Петрович, что его дочка (о которой он и слыхом не слыхивал) сейчас в Москве и он должен хотя бы на десяток дней приютить ее у себя.

Что же это такое — розыгрыш, или шантаж, или и впрямь непредвиденный финал легкомысленной «курортной истории»? Как бы там ни было (а ведь было, с ужасом вспоминает «герой»), все это чрезвычайно некстати именно сейчас, когда общественная репутация Вадима Петровича взлетела на гребень и он, ученый-медик, занял пост директора НИИ...

Что же скажут на службе? Во дворе? В доме, где соседям, конечно, до всего дело? Как будет выглядеть молодой преуспевающий руководитель (закоренелый холостяк), ведущий за ручку невесть откуда взявшееся чадо?


Мы уже заглянули с вами в смятенную душу Вадима Петровича, увидели заплаканное лицо его потрясенной матушки... 

И вот в одно прекрасное утро в их приунывшую квартиру явилось маленькое, очаровательное, ласковое и сверхобщительное существо — Сашенька, дочка и внучка, убежденная, что она вступила в родной дом, и вовсе не ведающая о том, насколько она осложнила здесь жизнь.


 

Отец впервые знакомится с дочкой. А та знает и любит его давным-давно. По рассказам Ляли. По чудесным подаркам, которые он ей (будто бы) присылал (а покупала их, конечно, мама). По постоянной заботе отца — такого славного, умного и такого занятого человека, что он даже ни разу не сумел выбраться к ним с мамой в Ялту... Мы не встретимся в картине с Лялей — ни в воспоминаниях киногероя, ни в «возвратах в прошлое». Но образ этой  умной, мужественной женщины, сумевшей сберечь душевный покой и мир маленькой дочки, взрастить в ней нежность к отцу — этот светлый образ постоянно присутствует в картине.

И вместе с ним, вместе с Сашенькой, воистину дочерью своей матери , в фильм, в его нравственную проблематику входят мысли и чувства серьезные, совестливые, трогающие сердце и возвышающие нас над «курортным приключением» Вадима Петровича и над его нынешним смятением...

Для чего мы живем? В чем смысл жизни?

Эти вопросы начинает, кажется, задавать себе и сам герой, и даже его мать, поначалу просто повернувшаяся спиной к внучке. А в маленькой Сашеньке столько искренности, чистосердечности и, как кажется, проницательности, понимания, что все не так просто и ладно вокруг!.. Она — человек, чувствующий, спрашивающий. «Почему ты так долго не приезжал, папа?», «Почему в семейном альбоме нет мамы и нет меня?», «Почему мне нельзя подходить к телефону, если я живу в своем доме?», «Почему ты не вылечил маму, если ты врач?»...

Именно поэтому, несмотря на то, что фильму уже практически 35 лет, он вполне актуален и сегодня.

И вот, когда в размеренное существование 40-летнего героя и его матери врывается свежим потоком жизни это маленькое и непосредственное существо, нарушая привычный уклад- в их сердцах загорается то, что уже давно забыто или еще не испытано- любовь и трогательное чувство заботы о ребенке.

Люди живущие для себя и ради себя, не допускающие никаких неожиданностей, вдруг, с появлением этой девочки, стали оттаивать...

Лед тронулся, господа присяжные заседатели!

Какие могут быть сомнения?

Да, смысл нашего существования- в детях.

Подпишитесь на наш
Блоги

Не было печали

11:57, 20 января 2017

Автор: elena_dokuchaewa

Комменты 79

Аватар

Хороший фильм. Смотрела его несколько раз. Такой простой и глубокий. Только не согласна с последним предложением-выводом в статье. "Воспитание жестокости у женщин и собак"- жизнь главной героини поменялась с появлением собаки, "Одинокая женщина желает познакомиться"- героиня Купченко нежданно- негаданно влюбилась и неподходящего субъекта, скучная жизнь заиграла красками, ещё один фильм с Купченко, Янковским и Васильевой в роли мамы главной героини тоже о неожиданных изменениях в казалось бы уютной, понятной, устоявшейся жизни.

Комментарий был удален

Аватар

Пронзительный фильм. Спасибо за пост! Автор, сделайте, пожалуйста, пост по фильму "Прыжок с крыши", а?)))

Аватар

Вот Пельтцер, по сравнительной молодости играла своих в доску мам и просто тетенек ( фильмы про Бровкина, Свадьба с приданным), а потом перевоплотилась в такую железную бабку (Вам и не снилось, Ночное происшествие, вот этот фильм) Гениальная актриса, светлая память.

P

Очень хорошо написано, жаль только, что автор не пишет, что скомпонован отзыв из отзывов с Кинопоиска, абзацами дословно. Хотя бы указывали, что цитируете кого-то, нужно же уважать чужой труд тоже....

Подождите...