Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Не слишком серьезный пост на горячую ныне тему. Личное мнение, не более.
Итак, на этой неделе многие сплетницы поучаствовали в знатных холиварах на тему сексизма в советском кино и мультиках. Этот пост - продолжение темы, но, скажем так, альтернативный взгляд. Я на самом деле согласна, что женский вопрос в большинстве советских фильмах подавался с довольно патриархальной точки зрения - но это было точным отражением жизненной ситуации. Если бы в тех же "Девчатах" красавица Анфиса, позволяющая себе в такой глуши крутить романы с мужчинами до брака, не осуждалась бы большинством женщин, это было бы враньем. Если бы в замечательном фильме "Одиноким предоставляется общежитие" все девчонки-лимитчицы мечтали не выйти замуж, а построить блестящую карьеру на этом унылом заводе - это было бы тоже неправдой. Но наше кино тем и замечательно, что снимались очень разные фильмы для разных аудиторий. И в некоторых из них женщины совсем не ставили себе целью номер один, два и три устройство личной жизни.

В первую очередь мне вспомнился прекрасный фильм Марлена Хуциева "Июльский дождь" (1966 г.). Главная героиня фильма Лена в тех же "Девчатах" прослыла бы гулящей женщиной - ведь она откровенно, так сказать, сожительствует со своим молодым человеком (молодой Александр Белявский, ах....) и не стремится непременно выйти за него замуж. При этом она его вроде любит, но у нее есть сомнения, она человек думающий, неспокойный.

Конечно, это не глухая деревня - Лена живет в Москве и вокруг нее сплошь научно-техническая интеллигенция, поэтому ее друзья окружение воспринимает такое положение вещей нормально, в отличие от, например, ее мамы, которая все же высказывала пожелание, чтобы Лена уже сходила в ЗАГС, чтобы все было "как у людей", но для Лены главное - самой быть уверенной в том, что она делает, она не зависит от мнения окружающих и не особо на него оглядывается. В конце концов Лена с этими отношениями все же определяется......Кстати, этот фильм и сейчас смотрится очень современно, его вообще смотреть одно удовольствие, потому что он, конечно, совсем не только про Лену - это просто я вспомнила про эту историю, когда говорили про женщин в кино. А на самом деле он про людей 60-х, не только молодых, про время, когда война закончилась еще совсем недавно, и ее следы еще совсем свежи, и про многое другое, что сильно выходит за рамки этого поста.

Еще один хороший фильм на женскую тему - "По семейным обстоятельствам" (1977 г.) режиссера Алексея Коренева (кстати, отец актрисы Елены Кореневой). Сюжет, я думаю, многие знают, фильм часто показывают и многие фразы из него стали крылатыми. Но если вкратце, то - молодая семья живет с мамой жены, и ее отношения с зятем не назовешь безоблачными. Все в этой семье активно работают, поэтому когда у молодых родителей появляется дочка, встает вопрос - кто же будет с ней сидеть?

Дочка, конечно, попыталась подкатить к маме на предмет уйти с работы и как классическая бабушка взять на себя внучку, но встретила жесткий отпор - бабушка совершенно не собирается бросать свою работу, где она занимает высокий пост, и сидеть дома, поэтому молодые родители выкручиваются как могут. Кроме того, семья начинает размен квартиры, что в советское время было не так легко провернуть, а бабушка неожиданно выходит замуж и сама получает бонусом свекровь в блестящем исполнении Евгении Ханаевой. Вообще в этом фильме все актеры шикарные, даже в эпизодах.

И мне кажется, местами он перекликается с "Москва слезам не верит" из предыдущего антисексистского поста - и там и тут одна из героинь - женщина, которая вырастила одна дочь и сделала успешную карьеру, и она, конечно, хочет устроить свою личную жизнь, но не ради того, чтобы достичь какого-то успеха, поставить галочку в анкете, а просто потому, что хочет жить с мужчиной в любви.

"День счастья" (1963 г.) режиссера Иосифа Хейфеца еще один фильм из 60-х. Я вообще люблю кино этого периода, оно зачастую такое пронзительное и человечное что ли. В этом фильме главный герой - врач в исполнении Алексея Баталова влюбляется в замужнюю женщину Сашу (Тамара Семина). Ее муж - геолог, а сама Саша - домохозяйка, и вся ее жизнь - бесконечное ожидание мужа из экспедиций. Несмотря на то, что Саша любит мужа, и он вполне неплохо зарабатывает, ее угнетает свое бесполезное существование - она хочет приносить пользу, делать что-то важное, иметь какое-то дело жизни, совершенно не связанное с семьей. Поэтому когда из-за трагических событий на работе мужа их семья все же распадается, Саша не бежит выходить сразу замуж за героя Баталова (хотя он, конечно, предлагает) - для нее это не выход из личного тупика. Она устраивается учительницей в деревенскую школу, чтобы вернуть себя прежнюю. И герой Баталова, кстати, относится к этому с пониманием, хотя совершенно непонятно, как они смогут дальше строить свои отношения на таком расстоянии. Это, конечно, довольно идеалистичный фильм, в духе 60-х, но такая история и такой женский характер в нашем кино тоже были.

Ну и в заключение мультик - "Василиса Микулишна" (1975 г.), режиссер Роман Давыдов. Конечно, тут в первую очередь есть литературная основа - это экранизация былины, но былина весьма показательна - главная героиня выручает своего любимого мужа, которого обиженный князь Владимир посадил в темницу. В результате она оказывается смелее и хитрее князя, и ей удается освободить своего громадного сильного мужа с помощью отнюдь не женских уловок. Очень стильный и милый мультик про умную женщину, которая живет в мужском мире, играет по его правилам и выигрывает!

Самостоятельные женщины в советском кино
16:45, 15 января 2017
Автор: Misa
Комменты 113
Сёмина в фильме - ослепнуть можно! Баталова видела близко и общалась: такой же как и его герои - мягкий добрый интеллигентный, тактичный. Давно смотрела фильм. Мне показался надуманным.
Ух ты какой красавец молодой Фокс
спасибо Вам за "Июльский дождь", села смотреть)
Июльский дождь очень нравится. напоминает фильмы французской "новой волны". а вообще я очень люблю фильмы с сильными женскими характерами.
Я еще вспомнила героиню Веры Алентовой из фильма Время желаний, самостоятельную, сильную и неоднозначную. И Папанов в этом фильме потрясающий.