Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
В Советском союзе никто не слышал слова «сексизм», и вообще, принято считать, что советские женщины были весьма эмансипированы: класть шпалы наравне с мужчинами им никто не запрещал. Тем не менее сексизма в СССР было достаточно, найти его можно даже в таком неожиданном месте, как советские мультфильмы, которые принято считать совершенно невинными.
А поскольку поиск сексизма требует навыков и наметанного глаза, мы решили помочь и перечислили несколько мультиков, в которых притаилось это несомненное зло.
, 1977 год
Не мультфильм, а сплошной гендерный стереотип: женщина целыми днями работает по дому, таскает сумки и нянчит ребенка, а ее муж ежедневно приходит домой пьяным. В какой-то момент героиня не выдерживает и выгоняет его из дома, но вскоре уже бежит за ним в слезах. Ведь нельзя же без мужика в доме, правда.
, 1986 год
Мультфильм, для взрослых, по мотивам русской сказки "О глупой жене". Жил себе муж с красавицей женой: утром разбудит и кушать подаст, и любуется соколом своим, красавцем, а он все не доволен, все бранится, да глупой бабой называет. Надоела ему такая жизнь, сбегает от постылой жены и пошел он искать другую. И нашел "Мур-мур лямур", да только одним муром жить не будешь и сбежал. Увидел другую умную, преумную и тоже сбежал
Он встречает новых женщин, и все они как на подбор: красивая, но, конечно же, глупая; умная, но толстая и злая; умная, красивая и хозяйственная — но заставляет бедного работать до седьмого пота, приходится сбежать и от нее. А покинутая жена, разумеется, все это время рыдает над портретом любимого.
, 1974 год
Основная мысль мультфильма крайне проста: женщина должна взять на себя быт, чтобы мужчина мог заниматься творчеством, писать стихи и песни. Которые посвятит ей, женщине (ну спасибо, конечно). Проходят века и тысячелетия, но одно в жизни женщины остается неизменным: гора грязной посуды. И даже когда она летит в космос, ее и там настигает кастрюля.
«Как казаки невест выручали», 1973 год
Классическая история: девушек похищают, как скот, а доблестные рыцари бросаются их спасать. И единственное, чем сами жертвы могут помочь в деле своего освобождения, это притвориться «хорошими девочками» и соблазнять пиратов-похитителей своими прелестями. Отдельный вопрос, почему на трех казаков приходится добрый десяток невест. И еще: попав в Древний Египет, казаки пробегают мимо сфинкса (а это мифическое существо обладает головой женщины) с огромными круглыми сиськами. Сфинкс стоит в египетской пустыне по сей день, и несложно убедиться, что никаких сисек у него нет.
, 1978-84 годы
Как должна выглядеть обычная семья? Добрый, умный папа и вечно усталая, всем недовольная мать, которая ненавидит бездомных животных и доводит малолетнего сына до побега из дома. А еще тащит мужа на ненавистный курорт только ради того, чтобы выгулять вечерние платья. И отказывается рожать второго ребенка, которого так хотят муж и сын — ведь они-то добрые и любят не только приблудных котов, но и детей. Кстати, обратите внимание на мамину грудь: во второй серии мультфильма она становится размера на два больше.
, 1984 год
Морскому владыке нужен ученик и наследник, и он похищает постороннего мальчика. Конечно, ведь родная дочь на эту роль никак не подходит. Что она может вообще, кроме как наряжаться и распевать песни? Ну и стать призом для преемника отца, в дополнение к сундуку сокровищ. «Оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королем».
, 1952 год
Эта сказка учит девочек, что скромность — самая главная женская добродетель. С первых минут понятно, что Настенька гораздо лучше своих сестер, ведь ей не нужны дорогие вещи, ей и цветочка достаточно.
Впоследствии Настенька демонстрирует полноценный стокгольмский синдром, влюбляясь в шантажиста и похитителя, который держит ее в заложницах. А сестры ее наглядно демонстрируют, что никакой женской дружбы не бывает и что женщины возненавидят даже родную сестру, если у нее шмотки лучше. В конце Настенька получает награду за хорошее поведение — прекрасного (и богатого) принца.
", 1957 год
Справедливости ради, сексизм — это не только когда обижают девочек. Мальчикам тоже иногда достается. Вот и в этой сказке безвольный, аморфный Кай сидит и ждет, пока две сильные женщины выяснят, у кого на него больше прав.
А в следующих мультфильмах мы найдем не только сексизм, но и откровенную мизогинию.
"Приключения поросенка Фунтика"
Единственный женский персонаж в данном произведении Госпожа Белладонна описана исключительно черными красками.
Скорее всего мужчины просто не могли принять тот факт, что и женщины могут обладать необходимыми предпринимательскими качествами, боевым задором и руководящей жилкой.
И ведь она все-таки любила Фунтика, этого избалованного поросеночка.
Этот мультфильм совершенно без комментариев
перейдем к классике..
"Сказка о рыбаке и рыбке" и "Сказка о царе Салтане"
Сексизм у Пушкина
(и эйджизм).
У Пушкина так бывало, что он брал одну тему и писал на нее несколько
произведений.
Вот его вариант разной трактовки одного и того же.
1. Главный герой идет к морю.
2. Спасает в волнах некое волшебное морское существо.
3. Ничего у этого существа в благодарность не просит.
4. Но в итоге получает нечто ценное в подарок.
5. Потом у получившего подарок постепенно запросы все растут и растут.
И он просит все больше и больше.
Пока его запрос не коснется идентичности/личности того самого волшебного
существа.
Что происходит, если запрашивающий - женщина?
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Что происходит, если запрашивающий - мужчина?
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу».
— «А кого же на примете
Ты имеешь?» — «Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть».
(...)
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта — я».
(...)
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушке своей.
Очевидно, что никакой разницы между двумя раскатавшими губу товарищами нет -
за исключением того, что один - молодой смазливый хлопец, а второй -
сморщенная старуха. А какова разница в отдаче!
Кроме того, обратим внимание на женские образы в "Сказке о Царе Салтане"
Практически все женщины в последней сказке либо бабарихи, либо смиренно сидят у окна и ждут , пока мимо проедет Царь (!!!) и обратит на них свое ясновельможное внимание.
Налицо явная дискриминация.
Подведу итог цитатой из того же самого А.В. Пушкина:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
И, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки..
Источники: ivi.ру , hakko-kitsune.livejournal.ком
Сексизм в советских мульфильмах
08:58, 13 января 2017
Автор: elena_dokuchaewa
Комменты 80
"Впоследствии Настенька демонстрирует полноценный стокгольмский синдром" ахахаха, это клево, да! Мне нравятся эти темы про скрытый сексизм, просто без философских рассуждений. И, да, в Простоквашино все такие добрые, только одна мама злая. А папа курит трубку дома (!) в присутствии ребенка (!!) зато добрыыыый )))
А я просто скажу спасибо, что собрали классные мультики в одном посте и пересмотрю их )))
фото к «В синем море, в белой пене», 1984 год еще висит)) А ведь могли и удалить по просьбе представителей Фрола Буримского...
Стеб засчитан))
"подарю тебе звезду" все же стеб)) а так да, мультики и сказки детям надо показывать осторожно. А то я тоже выросла с комплексом хорошей девочки, которой надо ждать спасения прЫнцем