Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

“Всё, что считается нормальным, всегда на поверку оказывается глубоко извращённым.” Pedro Almodóvar 

Если мне не изменяет коварная память, моим первым испанским фильмом был «Хамон, хамон».

Вкусив тогда это творение, я поняла, что мне надо срочно посмотреть как можно больше фильмов, сделанных в Испании. И чем больше я продвигалась в осуществлении этого плана, тем сильнее крепло моё убеждение в том, что настоящее кино должно быть именно таким. Пронзительным, интимным, чувственным до мурашек на коже, сносящим крышу, уносящим в мечты, а потом в колкую реальность, приводящим тебя в ступор, выливающим на тебя ушаты грязи, потом обмывающим тебя чистейшей водой, сжимающим горло от подступающих слёз, оставляющим послевкусие дыни с хамоном.

Позволю себе предположить, что любой, кто удостоит своим вниманием хотя бы пару-тройку испанских фильмов, вынесет вердикт, где наверняка будет присутствовать слово эксцентричный. Во многом эта эксцентричность достигается благодаря очень личному видению автора-режиссёра, который не оглядывается на клише и стандарты, импортируемые из североамериканской кино-кузницы. В связи с этим всё, что производится в Испании, в англоязычном мире автоматически попадает в категорию indie movie.

Все основные черты испанского кинематографа уже давно были визуально сформулированы картинами великих испанских художников. Иными словами, свой колорит искусство кино черпает из искусства живописи. Для себя я отметила, что глядя на полотна Гойи, Веласкеса, Эль Греко, Пикассо и Дали, сразу становится понятно, почему испанские фильмы так щедро наполнены достоверностью, психологической точностью, символизмом, абсурдом, мрачным созерцанием, низменными страстями, физиологией, гротеском, сюрреализмом и фантазиями.

Не претендуя на профессиональный критический взгляд, я решила составить список из 5 фильмов с мини-рецензиями, которые способны продемонстрировать вышесказанное на деле.

Итак, Камера… Мотор… Начали!
Другая сторона постели (El Otro Lado de la Cama, 2002)

Могу смотреть его много раз. Песни знаю наизусть, когда-то они мне помогали шлифовать языковые навыки.

Вообще, испанцам, на мой взгляд, очень хорошо удаётся снимать фильмы про измену. Французы преподносят эту тему с запахом свежеиспечённого круассана и вкусного парфюма, у них больше декора и франтовства, а испанцы подают это как  закуску в тапас-баре, проще, низменнее и реалистичнее. Ну, и как вы понимаете, снимают они про «сходить налево» так хорошо не потому, что у них всё в норме с воображением, а потому что практика и теория очень крепко дружат (грешат, короче, частенько).

Если говорить о жанре, то это безусловно водевиль. Не мюзикл. Почему я это подчёркиваю? Потому что некоторые снобы начинают чихвостить голосовые данные актёров и примитивные танцевальные номера. Позвольте, но это и есть та «фишка», которой славится испанский кинематограф. Для успеха недостаточно сделать комедию смешной, нужно вдохнуть в неё жизнь через неподдельность. Чтобы у человека пела душа, голос для этого не must-have. Вот вам музыкальный эпизод из фильма, сами решайте – быть или не быть. Поклонникам Пас Веги рекомендую однозначно. 

На аперитив предлагаю песню Echo de menos в исполнении актёров

Печальная баллада для трубы (Balada triste de trompeta, 2010)

Для ультра-краткого описания этого фильма Алекса де ла Иглесиа лучше всего подойдёт английское “insane”. А теперь поподробнее. Печальная баллада является аллегорией событий во время и после Гражданской войны в Испании, а конкретно – с 1937 по 1973 годы. Иглесиа решает представить болезненный период правления Франко в масштабе цирка. В итоге 2 клоуна, грустный и смешной, олицетворяют собой 2 противоборствующие силы: грустный – республиканцев, весёлый – националистов-фашистов. Главные художественные ингредиенты: гротеск, зловещий юмор, элементы комикса.

Перед зрителем встаёт выбор – смеяться или выворачиваться из-за отвращения. Напоминает других режиссёров? Подсказываю. Алекс де ла Иглесиа – это Тим Бёртон и Квентин Тарантино в одном флаконе. Если нравится Эдвард руки-ножницы и Бесславные ублюдки, то это кино придётся вам по … не по душе, но вы погрузитесь в состояние аффекта. Кстати, Тарантино был в восторге от фильма и после окончания просмотра аплодировал стоя. Его обвинили в фаворитизме при оценке фильмов на Венецианском кинофестивале в 2010 году, где Печальная баллада завоевала 2 награды (лучший режиссёр и лучший сценарий).

Если вы хотите испытать ощущение «открыв рот», то вам к просмотру рекомендовано. Если будете смотреть на ночь, то не удивляйтесь по утру, что не выспались. Всё же клоунов стоит бояться!

Бьютифул (Biutiful, 2010)

После некоторых сомнений я решила включить этот фильм в список. Пусть великий Иньяриту из Мексики, но ведь место действия – Барселона, а главный герой – Бардем. Это кино про тёмные воды, которые текут в городах и жизнях людей. Оно мрачное и болезненно реалистичное. Не ждите жонглирования с несколькими сюжетными линиями, как в 21 грамм или Сука-любовь. Здесь в фокусе будет герой, у которого жизнь – не мёд. Там снова, как и во всех произведениях мексиканского режиссёра, присутствует тема смерти. Кроме того, именно национальная принадлежность Алехандро Гонсалес Иньяриту позволяет ему смело подступиться к суровым реалиям маргинальной жизни в Барселоне. Чужестранцу иногда виднее – «большое видится на расстоянии». И хотя я всегда говорю, что испанцы любят достоверность в кинематографе, режиссёр-испанец на вряд ли так без прикрас смог бы изобразить невидимую сторону жизни эмигрантов. Теперь всякий раз, когда я иду по Passeig de Gràcia и вижу уличных продавцов с эбонитовой кожей и пледами-трансформерами, на которых красуются Шанели, Луи Витоны и Найки, я сразу вспоминаю Biutiful.

Любовники полярного круга (Los amantes del círculo polar, 1998)

Если попросите меня называть самый романтичный испанский фильм, я ни секунды не сомневаясь, укажу вам на эту элегию Хулио Медема. Не ждите романтики Неспящих в Сиэтле, Реальной любви, 10 причин моей ненависти или Предложения. Любовники полярного круга – это романтика замысловатая и причудливая, как морозный узор на стекле.

Есть большая вероятность, что при просмотре этого фильма эхом отзовётся «Вам и не снилось». Если бы меня спросили ассоциацию с картиной, я бы сразу назвала «Постоянство памяти» Дали, где художник отказывается от линейного восприятия времени. Режиссёр Медем играет со временем, пространством, случайностями, даже с именами главных героев. Ана и Ото – имена-палиндромы, в этом есть геометрическое постоянство. Зрителю предлагается любовь как нечто проходящее, но вечное, возникающее из чистой случайности. В Любовниках много метафор, символов и знаков. Я не побоюсь назвать это кино шедевром и источником визуального наслаждения.

Наконец, я подхожу к самому непростому – связать себя по рукам и ногам и выбрать что-то одно у Педро Альмодовара.

Он – Гауди испанского кино. В его фильмах есть ровно то же, что и в произведениях архитектора – безграничное воображение на службе той красоты, которая должна спасти мир.

Этой претенциозной фразой я  только что попыталась выиграть себе пару лишних секунд.

Всё о моей матери (Todo sobre mi madre, 1999)

В голове сразу звучит саундтрек к фильму - Tajabone (в исполнении сенегальца Исмаэля Ло)

Я наотрез отказываюсь заниматься сравнением в отношении фильмов Альмодовара и говорить, что вот этот фильм самый такой или самый сякой. У него безусловно надо смотреть всё. Многое я видела по 2 раза. После первого просмотра можно открыть сундучок и восхититься содержимым, а после второго увидишь потайное дно.

Всё о моей матери, как мне кажется, являет собой квинтэссенцию всех тех элементов, которые сделали стиль режиссёра узнаваемым. Здесь и закулисная театральная жизнь, и мир травести, и многоликость женщин, и палитра жизни, и, что самое главное, отношения матери и сына. Название фильма интригует. О чьей матери идёт речь? Когда знаешь некоторые факты биографии Педро Альмодовара, невольно начинаешь подозревать, что режиссёр хотел, с одной стороны, сделать историю универсальной, а с другой - донести миру о своих доверительных чувствах к своей собственной маме.

В этом фильме сравнительно много персонажей, все они прорисованы ярко и чётко. При всей трагичности и превратностях судьбы фильм не «отягощает» зрителя. Он берёт за душу.

Стоп! Снято!

Спасибо за внимание!

Подпишитесь на наш
Блоги

Что такое испанское кино для меня

23:43, 5 декабря 2016

Автор: mar_adentro

Комменты 51

Аватар

Интересно, спасибо) Вы написали, что смотрели на языке оригинала. Не подскажите, где можно фильмы на испанском найти с рус титрами?

Аватар

К своему стыду не видела ни один фильм из подборки хотя, помнится, во времена фестиваля кино на Сплетнике были прекрасные подборки по разным странам. Не могу сказать, что дикий фанат испанского кинематографа, но не могу не отметить его самобытность. Из последнего очень впечатлило Тело.

Аватар

Для меня испанское кино, это в первую очередь Л.Бунюэль, потом Л.Г. Берлага, а потом уже все эти Альмадовры, Дель Торо и т.д.

Аватар

А я люблю "Море внутри"

B

Я бы добавила неоновую плоть (где смазливый марио касас играет сутенера), нет вестей от бога (где пенелопа круз играет мужчину ангела в теле женщины) и что-нибудь с Гаэлем Гарсия Берналем потому что он очень хорош как актер и симпатичный очень. А так спасибо за список. В испанских фильмах есть не только близкая русским суровость жизни, но и такая далекая, интересная нам пылкая страстность в темпераментах людей

Подождите...