Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Дом странных детей Мисс Перегрин - цикл произведений Ренсома Риггза, экранизация которого вышла на экраны в этот четверг. Я имею в виду Россию, конечно, за другие регионы не отвечаю.
Памятуя о том, что кинематограф - бессердечная скотина, поэтому сюжет могут почикать до неузнаваемости, тем более, у Бертона всегда свое видение, я решила прочесть книгу, чтобы быть в теме, кто кому брат, сват, ну и, что греха таить, чтобы потом иметь возможность сравнить книгу и фильм. В кино я пойду завтра (или послезавтра, если заленюсь), а вот книги я прочла - целых три. Ниже отзывы о книгах, могут быть спойлеры, читайте на свой страх и риск.

1. Дом странных детей
Надо сказать, сейчас довольно много подобных сюжетов, и в этом ничего сложного
нет. Берем ребенка или подростка, который особенный, но не знает о своей
особенности и начинаем погружать в другой, волшебный мир, где он внезапно
окажется не просто особенным, а уникальным и самым сильным. Почему именно так?
Почему не написать от лица погруженного в события человека? Потому что проще
вести читателей в новый мир за ручку вместе с героем, чем доступно описывать
то, что для героя - обыденность. Почему главный герой должен быть таким
уникальным? Потому что дело Марти Сью цветет и пахнет. И потому что подростки,
на кого и ориентирована эта литература, хотят быть особенными и крутыми.
Что мне понравилось и не понравилось одновременно в этой книге - это идея
написать историю по древним фото. Фото конца 19 - начала 20 века действительно
могут быть странными, их смысл непонятен, потому один их вид и может
вдохновить на нечто интересное. Но в то же время это фото реальных людей,
которые жили, страдали, любили. Я за то, чтобы подобная визуализация
вдохновляла, но мне не нравится идея использовать реальные фото в книге. Мне
это кажется некорректным по отношению к людям на фотографии. Они давно умерли,
им плевать, но тем не менее. Всегда найдется кто-то, кто обидится за них
(например, я). Просто как представлю, что лет сто спустя кто-то может взять
мои фото и использовать их вот так, становится как-то противновато.
В целом же книга написана хорошо. Есть некоторые атмосферные скачки - от
наивности к серьезности и обратно, есть несуразности, когда автору очень
понравилось, что обычные люди от странностей падают в обморок, поэтому все
вокруг странных людей пребывают либо в неведении, либо в обмороке, но сюжет
интересен и цепляет, хотя в конечном итоге мы понимаем, что ждет детей -
классическое путешествие из пункта А в пункт Б во имя спасение мира. Вся
первая книга по сути завязка общего сюжета. Читаем дальше...

2. Город Пустых. Побег из дома странных детей
Если в предыдущей книге фотографии органично вписывались в сюжет, хотя сама
идея их использования меня несколько корежила, то в этой было ощущение, что
иногда сюжет прописывался исключительно ради фото, которые по виду и смыслу
уже еле вписываются, становятся менее странными и вообще, иногда ощущение, что
подобраны лишь бы что-то вставить. Хорошая мысль - когда нечего писать,
описать фото, проблема в том, что не всегда описание даже совпадает с кадром,
иногда всматриваешься и думаешь - ну, где ты там увидел это, автор? Иногда
кадры слишком обычные, чтобы в них что-то углядеть.
Вот началось роад-шоу, путешествие по лесам, городам и селам старушки Англии,
препятствия и приключения, в ходе которых окончательно выясняется, что круче
Джейкоба только яйца да горы, но сам он этого не осознает, весь такой
потеряшка, сомневается и все такое - тоже вполне классический вариант, но он
со многими прокатывает как в первый раз, типа все сразу бегут спасать, а тут
он более реален и не сразу бежит. Ага, щаз... То есть сюжет становится еще
более затасканным, если это вообще возможно. Автор начинает понимать, что не
всех героев он может в сюжете использовать, поэтому вычеркивает лишних. При
этом на самом деле становится непонятно, зачем их вообще вводили в сюжет.
Разве что просто для фона.
Я поставила книге четверку из пяти, но на самом деле уровень ниже. Просто я
читала две книги одну за другой, и в связке они давали одну цельную книгу.
Зачем автор разбивал их на две, мне не понятно, все же первая - исключительно
завязка сюжета. Чтобы книга была удачной, нужно третью прописать с каким-то
вау-поворотом сюжета, но сомнений в этом много, потому что чем дальше, тем
проще, тем даже банальнее, я бы сказала.

3. Библиотека душ. Нет выхода из дома странных детей
Горшочек, не вари!
Чем дальше в лес, тем хуже и хуже. Во-первых, появляется фантастика о другом
мире, которая никак не обоснована - внезапная временная петля, в которой все
очень и очень странно, ибо это не мир какого-то века, а вообще такой
притонистый притон, клоачная клоака, кошмарный кошмар и ужасный ужас - все в
одном. Вот этот утрированный концентрат Анк-Морпорка без клевого мэра и
стражи, где торгуют странными детьми, но при этом довольно спокойно относятся
к нашим гуляющим героям становится таким диким штампом и клише, что вызывает
уже рефлекторное отторжение.
Чем дальше, тем меньше фото вообще сочетаются с сюжетом, подбирается нечто
более-менее близкое по смыслу, такое ощущение, что игра в фотографии+текст уже
автору опостылела, но так положено уже по серии, никуда не деться.
Джейкоб становится таким особенным, что просто невыносимо, настолько
особенным, что затмевает собой все, он - основа всего происходящего, его смысл
и суть, без него вообще невозможно ни шагу дальше сделать. Ну, фу!
Сюжет провисает все больше и больше, а в конце вообще творится странная
вакханалия, когда все то сражаются, то доходят до огромной армии и все вдруг
зависают, ибо ценность одной личности внезапно выше всего, даже ценности всего
мира (причем до этого многие спокойно призывают бросить несчастных детишек -
пох, потом поможем, если сможем), а вот мадам такая главная, что ее никак
нельзя оставить. И она сама осознает свое главенство - делайте, что они
говорят. Развязка выходит очень вялой, комичной даже, герои мечутся туда-сюда,
потом опа пауза на 15 секунд, за которые все как-то наколдовано (автор не
придумал, как, поэтому этот момент не объясняется), и финал. Хэппи-энд
классический, даже эпилог настолько предсказуем, что хуже не придумаешь.
Между тем, говорят, серия популярна, есть ответвления и продолжения. Ну, не
знаю, мне кажется, сюжет деградировал от книги к книге, пока не превратился в
стандартное киношное клише. Тем более печально, потому что начальная идея была
отличной. Когда идею хоронят в стандартных сюжетных ходах, меня это
расстраивает. Ну, бывает... Либо автор не хотел рисковать и шел проторенной
дорожкой, либо он и не видит других вариантов.

Что ж, вот и все отзывы, а на выходных я оценю красочность фильма и соответствие экранизации книгам. Пока даже по трейлеру понятно, что расхождений много.
Дом странных детей
21:32, 7 октября 2016
Автор: lisenok

Комменты 76
Я читала первую книгу и вторую с третьей читать не буду. слишком много плохих отзывов. Фильм посмотрела бы, но там Ева Грин, я ее терпеть не могу, она производит впечатление человека, которого нужно помыть. Кроме того, эта чудесная придумка с фото, старым домом, птицами и прочим просто изнасилована, а потом убита такими яркими красками, нелепыми декорациями. Этот фильм нельзя снимать как мультик... не буду смотреть.
Я читала только первую книгу, она была очень хороша и атмосферна до отбытия мисс Перегрин. Весь дальнейший экшн был какой-то надуманный и очень мэрисьюшный (( Продолжения даже читать не захотелось. А в кино пойду ибо жажду видеть Еву Грин ))
Только дедуля главного героя оказался человеком дела, вышел в свет бороться с чудовищами. А все остальные прятались по норкам, да потом из норки в норку же и перебегали
Я посмотрела . Начало отличное, но чем дальше, тем хуже. Много чего не продумано, особенно сцена драк. К концу фильма откровенно было скучно и неинтересно
Красивая сказка. Надеюсь, фильм будет не хуже книги