Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
В этом, предыдущих и последующих постах я использую материал из книги Уилла Гомперца "Непонятное искусство", цикла лекций в музее Гараж Ирины Кулик, лекций Дмитрия Гутова, книги Сьюзи Ходж "Современное искусство в деталях", документальных фильмов BBC, и др.
Футуризм (1909-1919)
Начало 20 века это сплошная череда различных течений, -измов всех мастей. Это отчасти дань времени. Как я уже говорила, время колоссальных изменений во всех сферах, смена привычных социальных отношений и, конечно, технический прогресс, который стал присутствовать в жизни обывателя очень широко. Часть художников, уставших от такой чехарды и суеты, обратила свой творческий взгляд в сторону архаики, ища там успокоения и вдохновения. Но, были и такие, кому изменения казались не просто необходимыми, но и недостаточно радикальными.
Кроме отвращения ко всему, что по его мнению являлось устаревшим, Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944) был крайне озабочен тем, что его родная Италия до сих пор не представила своего передового направления в искусстве. Париж с его фовизмом/кубизмом прочно держал звание столицы современного искусства. Сам Маринетти художником не был, однако, у него был дар, которому сейчас позавидовал бы любой pr агент. В сочетании с непомерными амбициями, итальянским темпераментом и страстью к полемике ( в том числе в ее наиболее агрессивных формах), этот талант помог Маринетти очень быстро получить мировую известность.
Филиппо Томмазо Маринетти
Он стал основателем направления футуризм. В отличие от предыдущих течений, это с самого начала было абсолютно политической направленности. Маринетти заявляет миру о создании нового течения, публикуя манифест на первой полосе "Фигаро" ( редакция, видимо, решила добавить немного перца). Манифест назывался "Футуризм" и включал в себя 11 основных пунктов.
Маринетти сразу обозначил цель направления: "Этим направлением мы учреждаем сегодня футуризм, потому что хотим освободить нашу землю от зловонной гангрены профессоров, археологов, краснобаев и антикваров". Серьезные планы. И это только разминка.
Далее Маринетти говорит о том, что итальянское общество задавлено наследием Рима и эпохи Возрождения. "Музеи-кладбища!" - утверждает итальянец и требует немедленно сокрушить/затопить/сжечь все музеи.Полемика разгоняется к середине манифеста и достигает кульминации в следующей фразе: "Мы будем восхвалять войну - единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине".
Конечно, такие заявления дали сильный общественный резонанс. О Маринетти заговорили. Это был хороший пример деланного внимания, создания события из воздуха. Позже такие рекламные иллюзии будут практиковаться многими художниками 20 века. Однако, кроме задиристого текста за направлением более ничего не стояло. На счастье Маринетти, идеями футуризма ( наверное, не без помощи ораторских способностей Филиппо) увлеклись некоторые итальянские художники.
Карло Карра (1881-1966)
Джакомо Балла (1871-1956)
Джино Северини (1883-1966)
Что же могло соответствовать таким пафосно - агрессивным тезисам футуризма? Симбиоз человека и техники, красота машин, технический прогресс воплощенный художником. Ключевым понятием стал динамизм. Отчасти это полемика с кубизмом ( изображения которого статичны). Маринетти воспевал красоту скорости. Гоночная машина с ревущим мотором становится для него прекрасней Ники Самофракийской.
Ника Самофракийская, ок.190 г до н.э, скульптор Пифокрит
Тогда талантливый художник нового направления Умберто Боччони предлагает свою версию Ники будущего)
Умберто Боччони, Уникальные формы непрерывности в пространстве, 1913
Несмотря на критику, итальянские художники очень интересовались кубизмом, что особенно проявилось после посещения некоторыми из них выставки "Салона кубистов" 1911 года. Технические приемы кубистов, такие как соединение различных частей в одно целое, наслоение плоскостей друг на друга, использование цифр и букв были восприняты футуристами на ура. Получился такой динамичный кубизм.
Умберто Боччони
Джакомо Балла
Тем не менее футуристические полотна другие по своему духу, более эмоционально заряженные. Их цель - вызвать в зрителе отклик. Кроме того, футуристы использовали прием одновременно происходящего действие, охватывающего разные временные промежутки, но изображенного как одно целое. Этот прием называется симультанность. Хороший пример - триптих Бочонни "Состояния души". Это психологическая история о взаимодействии людей с техникой. Главное действующее лицо - поезд. Первое полотно изображает уезжающих "в светлое будущее", второе - момент прощания, третье - оставшихся на перроне.
Умберто Боччони, Состояния души, 1911
Те, кто уезжает
Прощания
Те, кто остается
Боччони явно вдохновился кубистической манерой письма: наложение плоскостей, номер паровоза, ломаные линии, угловатые формы. Однако, картины очень хорошо отражают душевное состояния. Первые два полотна динамичны. Пассажиры похожи на киборгов, диагональные линии создают тревожную динамику, которую усиливает и темная палитра. В последнем, напротив, ощущается вялость, инертность тех, кто остался "за бортом".
Надо сказать, что не только футуристы интересовались кубистическими открытиями. Многие деятели кубизма также не оставили новое течении без внимания и живо отреагировали на него. Удачно соединили идеи обоих направлений Фернан Леже и Робер Делоне. Такой синтез окрестили кубофутуризмом.
Фернан Леже, Выход труппы русского балета, 1914
Робер Делоне, Команда Кардиффа, 1912-1913
Кстати, певец кубизма, Гийом Аполлинер футуризм не признавал и считал его глупостью и невежеством. Тем не менее выставка футуристов, прошедшая сначала в Париже, с успехом продолжила свое шествие по миру. В конце концов, неугомонный Маринетти частично реализовал свои цели: футуризм подорвал гегемонию Парижа в области современного искусства. Примерно с 1912 года новые течения стали появляться в разных странах. В Англии, например, появился вортицизм ( от английского vortex - вихрь), течение во многом сходное с кубофутуризмом, но закончившееся вместе с началом Первой мировой. Вот одно из знаковых произведений представителя вортицизма художника Джейкоба Эпстайна (1880-1959)
Джейкоб Эпстайн, Перфоратор (изначальная версия), 1915
Автор объяснял свою скульптуру страстью к технике. Однако, с началом реальной войны, Эпстайн разобрал свою работу, утратив всякий интерес к машинам. Вот что от нее осталось - этот калеченный торс - отличное напоминания о возможных последствиях такого агрессивного союза человека с машиной.
Джейкоб Эпстайн, Перфоратор ( разобранный автором)
Маринетти, конечно, был шоумен. Но его задиристые монологи в условиях начала мировой войны и нарастающего недовольства населения многих стран, становились мощным инструментом психологического воздействия. Многие радостно подхватывание призывы уничтожать прошлое. Но прошлое это не только музеи. Незаметно клеймо "устарел" перешло и на людей, разделяющих другие взгляды. И носители иной идеологии тоже подлежали уничтожению. А потом и те, кто выглядел иначе или имел не ту фамилию...
Что из этого получилось, знают все, кто немного знаком с историей 20 века. Кстати, сам Маринетти активно поддерживал Муссолини и стал соавтором "Доктрины фашизма". Да, возможно, итальянец и трактовал фашизм совершенно иначе, тем не менее, футуризм стал стойко ассоциироваться с фашизмом.
"Долой прошлое, да здравствует будущее!" - основной посыл футуристов откровенно перекликается с уже нарицательным призывом "сбросить с парохода современности..". Да, именно в России футуризм получил наиболее сильный резонанс, породив целую эстетику, объединившую литераторов, художников, музыкантов. Однако, русский футуризм заслуживает отдельного поста. Продолжение следует)
Современное искусство по кусочку. Футуризм
22:45, 14 августа 2016
Автор: Bbridgitt
Комменты 14
Это просто перепечатка книги Уилла Гомперца о современном искусстве
Это не плохо,но не хорошо. Такое ощущение,что я пришла в ХШ в 1 класс. Где собственное мнение,где кураж,в чём чувства
В смысле, книжку с последнего фото в руках держала.
Я последнюю книжку в руках держала, а у нее микроскопический тираж.
Спасибо!Ушла читать Вас ещё