Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Третий день читаю посты о разводе Эмбер и Деппа и нахожусь в состоянии ужаса от комментариев женщин. Я не понимаю - я не говорю даже сейчас о женской солидарности (хотя, помнится, Ванессу жалели все, но ведь настоящих причин расставания никто и не узнал - м.б., она Деппу весь мозг съела, а тут на горизонте появилась сверкающая Эмбер - неудивительно, что влюбился). Я не понимаю, как женщины могут так легко выносить вердикты и обвинять Эмбер во всех грехах - вплоть до того, что сама себе синяк поставила.
Примерно такая же реакция была и на случай с goodbye normals пару лет назад - интернет просто бомбило от сообщений в духе "а нафига терпела, тряпка, вот и получила по заслугам". Тогда реакция людей тоже повергла меня в шок, и я написала об этом эссе на семинар по психологии.
Решила опубликовать это эссе. Просто так. Для размышления, возможно. Может быть, кто-то прочтет и задумается о своей радикальной позиции. Не знаю..

Недавно произошедшая история с участниками проекта 'Goodbye normals' вскрыла несколько болезненных тем, которые глубоко укоренены в нашем обществе. Казалось бы, частная история двух людей, но эта история вызвала широкий общественный резонанс не только тем, что за красивой обложкой проекта, рассказывающего, как двое молодых людей, бросив работу, друзей, родителей, отправились в кругосветное путешествие, скрывались факты физического и психологического насилия одного участника над другим, но и реакцией наблюдающих за проектом людей. Я изначально (как оказалось - наивно) полагала, что реакция сообщества проекта и Интернета в целом будет однозначной - люди проявят сочувствие и окажут психологическую поддержку жертве насилия и уж точно, как минимум, возмутятся диким поведением абьюзера. Получилось наоборот.
На жертву посыпались множественные обвинения в слабости, зависимости,
истеричности, лжи и т.п. В то время как для абьюзера нашлись оправдания и даже
одобрительные оценки (например, "правильно, нечего истеричку терпеть").
Наблюдая за развитием оживленной дискуссии, я задавалась вопросами - неужели
существуют какие-либо - объективные или субъективные - причины для оправдания
насилия? как люди могут вставать на сторону насильника и при этом яростно и
агрессивно нападать (!) на жертву? почему люди до сих пор находятся во власти
стереотипов, в которых заложено представление о том, что ответственность за
совершаемое насилие несет жертва?

Люди легко соглашаются с предложенными традиционным обществом стереотипами, не затрудняясь адекватно оценивать происходящие события. Ситуация, связанная с взаимоотношениями насильника и жертвы, в массовом сознании рассматривается всегда с одной точки зрения. Почему так? Вероятно, наше общество в силу строго детерминированной социальной иерархии привыкло к проявлению насилия (будь то психологического, то физического) и его оправданию (сразу на ум приходит поговорка, передающаяся из поколения в поколение - "бьет - значит, любит"). Примеров насилия можно найти массу. Школьники часто становятся жертвами неадекватного отношения со стороны учителей (недавний пример из педагогической практики - преподавательница уверенной рукой перечеркнула мною поставленную ученику "пятерку" со словами: "он же на "трояки" учится, не понимаю, как он мог без ошибок написать". Заменила на "привычную тройку"). Подчиненные терпят унижения от начальников. Домашнее насилие становится обыкновенной практикой чуть ли не в каждой семье, жены вынуждены мириться с побоями и агрессивными нападками мужей. Почему домашнее насилие, в частности, так распространено?

Обычно всем мальчикам в детстве говорят: "обижать девочек нехорошо". Нет мальчика, который не слышал бы этого правила, при этом, очевидно, считается, что одной фразы достаточно для воспитания. Ведь, по сути, взросление мужчины проходит с бесконечной вереницей примеров того, что фактически подобного табу не существует, а только есть некая абстрактная, вложенная в детское сознание истина, которую надо соблюдать, но она ничем не подкрепляется. Жертва в ситуации насилия не обеспечена ни защитой государства, ни поддержкой общества, ни постулатами церкви. Насильник не чувствует в таких случаях моральных запретов, не ощущает себя носителем вины и страха и, как правило, остается безнаказанным. Наше общество демонстрирует безусловную мужскую доминанту, единственным основанием которой является только физическое превосходство мужчины. Аргументов для оправдания своей агрессии у мужчин нет.
Женщина, которая становится жертвой домашнего насилия, обыкновенно берет вину за случившиеся на себя. Наше общество до сих пор управляемо патриархально ориентированной программой, которая накладывает на женщину обязательство быть верной, смиренной и терпеливой женой. Женщина находится во власти общественных манипуляций, среди которых культивируются такие стереотипы, как: 1) жертва заслужила подобное отношение, 2) раз заслужила, спровоцировала, поэтому должна терпеть, 3) терпеть во имя более высоких целей — детей, нуждающихся в отце, стакане воды, который будет кому подать в старости и т. п., 4) нельзя «выносить сор из избы», 5) жертва, разорвав болезненные отношения, навсегда останется никому не нужной «разведенкой». Таким образом, женщина скована не только осознанием своей виктимности, но и незащищенностью, зависимостью и страхами.

Другая сторона, обусловливающая стереотипность мышления массы, заключается в недостаточном информационном освещении данной проблемы. Неслучайно активно используемое на Западе понятие 'rape culture' до сих пор не нашло адекватного эквивалента в нашем языке. Под этим понятием подразумевается направление коллективного мышления, которое оправдывает какие-либо проявление насилия, и отношение к насилию и агрессии как к чему-то приемлемому и нормализованному. Очевидно, что наше общество обладает таким же ходом мышления. Исследования в области психологии отношений жертвы и насильника показывают, что стереотипы, присуждающие участникам ситуации определенные характеристики и оценки, не имеют под собой оснований. Например, тезис о том, что жертва сама провоцирует насильственное поведение, нельзя подтвердить никакими объективными фактами.
Возвращаясь к теме неожиданной реакции сообщества на ситуацию в проекте 'Goodbye normals', можно предположить, что такая реакция, помимо прочего, обусловлена удовольствием, связанным с наблюдением за чужой неудачей. Одним словом, злорадством. Злорадством, позволяющим повысить собственную самооценку и самоутвердиться, психологически добивая жертву насилия.
п.с. вероятно, мне ответят: "вина Деппа еще не доказана, подождем" и т.п. но речь сейчас не об этом - речь как раз о том, все камни сейчас летят в сторону Эмбер, хотя Депп, возможно, и виновен.
если уж и ждать, будет ли доказана его вина, то без нападок на Эмбер.
О домашнем насилии
01:25, 30 мая 2016
Автор: murdaa

Комменты 290
Мне кажется, что Эмбер как то не дооценивают, принимая за жертву. Возможно телефоном он в неё и запустил, а вот что послужило этому причиной? Эмбер известная вертихвостка и что то мне подсказывает, что весь этот инцидент произошёл на фоне ревности, при чем неоднократной. Не верю я в неадекватность Деппа и святость бедной Эмбер. Сучка она ещё та.
У меня у подруги двоюродная сестра реально терпит уже более 5 лет мужа-тирана. Нет вариантов: маленький ребенок, маленькая з/п, отсутствие своего жилья, старенькая мама в глухой деревне - некуда бежать. Он ее полупливает, обзывает, не дает деньги, просто позволяет жить в его квартире в качестве обслуги - постирай, убери, приготовь. Изменяет и не скрывает этого. Девочка очень тихая, никогда не провоцирует его, не скандальная, не выходила замуж ради бабла, все по любви, не обращала внимания когда ей говорили, что она с ним наплачется. Вот она РЕАЛЬНАЯ жертва. Ей не нужны деньги мужа. Она бы просто хотела жить в любви с отцом своего ребенка. Порой, после очередной выходки этого засранца хочется отметелить его до полусмерти. ДРУГОЕ дело Херд. Она грамотно строила из себя обаяшку, Депп повелся, женился, она потерпела чуток, провоцировала его на ревность постоянно, из-за чего он пил. Потом ей не повезло, она облажалась с собакенами, чуть не загремела в тюрягу, спряталась за спину мужа-тирана. А Джонни ее не подвел, не бросил в этой ситуации, помог. Как только все утряслось, она вывела его какой-то ситуацией на эмоции - знала, когда момент подходящий был, после смерти мамы, когда и так хреново, а она еще наверняка масла в огонь подлила. Ей нужен был этот синяк, вот что хотите мне говорите. НУЖЕН. Поэтому она сделала все что бы он у нее появился. А это большая разница с агрессивным насилием. Любая из нас, если захочет избавиться от опостылевшего немолодого мужа, за которого выходила ради бабок, сможет спровоцировать мужика на побои, если так надо для суда и чтобы бабок стрясти. Эмбер все эти годы даже ребенка от него не захотела родить, это о многом говорит в ее отношенни к нему.
Нормальные люди не оправдывают насильников. Просто в конкретной ситуации Эмбер-Джонни любому человеку, который хотя бы слегка разбирается в таких вещах, как связи с общественностью, пиар-технологии и тд, понятно, что тут далеко не все так просто. Не зря же полиция, приехавшая в дом Деппа, не обнаружила следов насилия, не зря явно переигрывает Эмбер и молчит Депп, не зря инфа о насилии всплыла не сразу, а как только встал вопрос о деньгах. В общем каким бы другом ни был Платон, а истина всегда дороже.
А почему камни в сторону Эмбер не должны лететь? И мне не понравилась ваша формулировка по отношению к виновности Джонни: его вина должна быть не опровергнута, а доказана.
Плюсую, я против домашнего насилия, и вообще против любого насилия над человеком, независимо женщина это или мужчина, старушка или маленький мальчик.