Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Женская красота всегда была предметом споров и обсуждений. Мы сравниваем эталоны прошлых лет или веков с современными идеалами, ругаем или восхищаемся стандартами, ищем недостатки и отмечаем достоинства. Да, женское тело это тема острая, конфликтная, почти как политика или религия. Я обычно в подобные дискуссии не вступаю, потому что, как показывает практика, заканчиваются они не самым лучшим образом или, в хорошем варианте, просто ничем) и данный текст ( кстати первый опыт на сплетнике) не исключение.
Это мирный пост о древнейших известных миру изображениях женщин. Очень необычно смотреть на фигурки, созданные несколько десятков ( в некоторых случаях и сотен) тысячелетий назад.
На протяжении 19-20 вв в разных регионах мира археологи находили статуэтки, изображающие женское тело. Их окрестили первобытными венерами. Датировки колеблются между 230 - 20 тыс до н.э. Однако основные открытия принадлежат эпохе верхнего палеолита (35-10 тыс днэ).
Напомню, что каменный век ( т.е век, когда люди использовали каменные инструменты) условно разделен на три больших периода: палеолит ( 2млн- 10 тыс.лет до н.э), мезолит ( 10-6 тыс до н.э), неолит (6-2 тыс до н.э). Палеолит делится на ранний ( 2,5 млн лет до н.э - 200 т.лет до н.э) средний (200-35 тыс.лет до н.э) и верхний( 35-10 тыс.лет до н.э).
Наиболее изученным является верхний палеолит и большинство находок, в том числе и Венер, относят к этому периоду. Именно в верхнем палеолите завершился последний ледниковый период, а homo erectus переквалифицировался в Homo sapiens sapiens.
Тем интересней первые две Венеры, найденные на Голланских высотах ( Берехат-Рам) и в Марокко ( Тан-Тан). Ученые датируют их примерно 230 тысячелетием до н.э. Это эпоха среднего палеолита, следовательно создателем статуэток является человек прямоходящий ( homo erectus), таким образом обе Венеры являются древнейшими образцами первобытного искусства. Однако, до сих пор ученые не пришли к единому выводу - считать ли эти камешки статуэтками. Нет никаких доказательств того, что форма и насечки - дело рук человека. Возможно такой облик всего лишь ирония сил природы. Тем не менее, не доказано и обратное. На камнях сделаны насечки, значит все-таки человек к ним руку приложил. Вот, вы можете судить сами.

Венера из Берехат-Рама ( Голланские высоты) Представляет собой антропоморфный камень из горной породы туф, 35 мм в длину.

Венера из Тан-Тана, Марокко (58 мм)
Однако, традиционно палеолитическими Венерами называют барышень эпохи верхнего палеолита, в рукотворном происхождении которых сомнений не возникает, как и не возникает двоякой трактовки изображаемого. Все предельно понятно)
Вот эти красавицы, наслаждайтесь)

Виллендорфская Венера (28 -25 т л до н.э). Австрия, 11 см. Сделана из оолитового известняка, который не встречается в данной местности, что свидетельствует о передвижениях народов.
Это, наверное, самая знаменитая Венера. Её изображение растиражировано поболе Милосской. На мой взгляд, это самая аппетитная Венера. Вся как пончик. Очень хорошо передана прическа, автор явно долго работал над ней. А вот лицо и руки совершенно не проработаны. Эта черта общая почти у всех Венер. Видимо, статуэтки использовались как амулеты для культовых действий.
Скорее всего, это олицетворение плодородия и фертильности ( способность к деторождению). Соответственно, первобытный скульптор, в первую очередь, выделял и акцентировал те места, которые с этими качествами ассоциируются: грудь и вульву. А вот лицо, руки и ноги в этом отношении автора занимали мало. Хотя, как мы увидим внимание к деталям было совершенно не чуждо первобытному искусству. Иногда такие акценты на мелочах проявляются самым неожиданным образом ( как я уже сказала- завитки в прическе Виллендорфской Венеры - каждое колечко вырезано).

Венера из Холе-Фельс ( Венера Швабская, Венера Шельклингенская), Германия. 35-40 тыс лет назад,. Бивень мамонта, 6 см
Если не считать первых двух Венер "за людей", в чем действительно есть серьезные сомнения, то эта Венера является самым древнейшим из известных произведений искусства и прародительницей всех остальных Венер. Интересно, что на месте головы у нее сделано отверстие, предполагается, что статуэтку использовали как кулон. Так что это еще и древнейшее из известных украшений. Учитывая, что статуэтка вырезалась из бивня мамонта, в эпоху, когда инструменты были каменными, можно себе представить насколько это была долгая и кропотливая работа ( интересно и то, что автор решил украсить её резьбой - один из примеров неожиданного внимания к мелочам).
Кстати, у этой Венеры самая красивая грудь ( еще у танцующей Венеры хороша форма - увидите ниже) - в отличии от остальных - она задорно торчит вверх!

Венера Гальгенбергская , Австрия , 30 т л днэ, 7 см, серпентит ( минерал)
Тут уже попытка изобразить движение. Скорее всего ритуальный танец. Эту Венеру называют танцующей, она обладательница самой изящной фигурки. И здесь автор попытался передать движение. Кстати, несмотря на грубость работы, есть в этой статуэтке трогательное очарование)

Венера из Лосселя, Франция,20000 л до н.э. Барельеф на известняке, раскрашенный красной охрой
Эта Венера интересна тем, что в руке у нее изображен турий рог ( который использовался как емкость для питья). То есть бытовой жанр, можно сказать.

Венера Вестоницкая. Моравия , Чехия, 29-25 т лет до н.э. Керамика, 11 см

Венера Брассемпуйская ,Франция ,22 000 лет до н.э. Слоновая кость.
Эту Венеру называют "дама с капюшоном". Она первая из обнаруженных Венер ( нашли в 1892). По иронии, это единственная из Венер с лицом, однако, лишенная всего остального. Опять же резьба капюшона, учитывая уровень инструментов, которыми пользовался скульптур, впечатляет.

Венера Леспюгская, Франция ( 26~24 т лет до н.э.) ,15 см, слоновая кость
Вот еще один пример того, как первобытный автор может акцентировать совсем, казалось бы, второстепенные вещи. Есть предположение, что эта Венера одета в юбку из скрученных нитей.

Венера Савиньянская, Италия,28-20 тыс лет до н.э. Серпентин. 22 см - одна из крупнейших

Венера Мораванская, Словакия ,22-23 тыс лет до н.э. Бивень мамонта 7,6 см
Ну и напоследок - наши отечественные Венеры. Десять статуэток было найдено в селе Костенки, Воронежской области. Они создавались по схожему канону - гипертрофированные размеры тела, маленькие руки, ноги и голова. Возможно, это связано с культом древней Богини плодородия и деторождения, который же Именно в верхнем палеолите человек начал переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству и благосклонность богини стала особенно важна)

Всем спасибо, не судите строго!)
Первобытные венеры
10:23, 25 апреля 2016
Автор: Bbridgitt

Комменты 45
Объясняется все просто- в любом обществе считается красивым то, что труднодостижимо. С тем количеством и качеством питания, которым располагали люди, во времена которых были созданы эти Венеры, раскормиться до таких размеров было недоступной роскошью, поэтому носительницы такого богатства (в прямом и переносном смысле) были редки и , скорее всего, принадлежали тогдашним "олигархам", которые могли обеспечить надлежащий уровень. Мужчинам попроще доводилось довольствоваться обезжиренным вариантом.
этих венер как будто с Ким и Чайны стругали
Надо понимать, что это Архитип. Это не идеал красоты-а символ Великой Матери. Он у нас у всех в голове. Это то, что рождает миры и выкармливает народы. Большая Медведица. Мать Моржиха. Это глубже, чем Богини языческого пантеона.Мы чувствуем запредельную мощь и древность. Чет вспомнила...У меня есть знакомый, который аж трясется от омерзения, когда видит женщину с большой попой. Он говорит об этом везде и всюду -доносит до каждого как это ужасно. И по его мнению такая женщина просто не может иметь личной жизни ! Кому она такая нужна. Разумеется-он НЕ женат. Живет с мамой и котом.
я - типа красотка. не так чтобы идеал (господи, спасибо), но на пути. пошла водички попью
Какой хороший пост! Продолжайте в том же духе!