Иллюстрация к статье

Просматривая такие фильмы как "Стэпфордские жены", "Отчаянный домохозяйки"(Марсия Кросс), "Улыбка Моны Лизы" (героиня Кирстен Данст),  я замечала это воплощение идеальной Американской домохозяйки, и меня заинтересовало, откуда появился этот образ. Нашла эту статью, которой решила с вами поделиться:

"Женщины занимались домашним хозяйством на протяжении многих веков и даже тысячелетий – и в этом не было ничего удивительного. Но тем более удивительно, что однажды настал момент, когда образ женщины, занятой по хозяйству, стал модной иконой.

Рожденная революцией

Это произошло вместе с рождением буржуазной формации – в XVII веке, в Голландии – первой в истории буржуазной стране. Имидж домохозяйки вообще один из самых буржуазных в истории, его можно назвать олицетворением основных буржуазных ценностей – стабильности, порядка, семейного благополучия. При этом речь ни в коем случае не идет о служанке, которая вынуждена заниматься чужим домом и хозяйством для того, чтобы заработать себе на хлеб. Нет – речь о хозяйке дома.

Голландская бюргерша – вот первый прототип. Она могла быть достаточно богатой, чтобы наряжаться в бриллианты и жемчуга. Но, в отличие от своих современниц где-нибудь во Франции или Испании, голландская Huisvrouw наподобие тех, что изображены на картинах Питера де Хоха и Габриэла Метсу, не носила на себе свое состояние – и в этом было отличие буржуазного имиджа от аристократического. Богатая голландская домохозяйка занимается домом, поэтому она одевается в темное и украшает себя белым кружевным воротничком.

Средства массовой информации, кинематограф и особенно реклама в это время очень активно продвигают образ женщины-домохозяйки, и он действительно становится супермодным. Одним из ярких примеров этого имиджа становится бывшая голливудская звезда Элис Фэй. Она попрощалась с экраном в конце 40-х годов, вышла замуж, родила двоих детей и превратилась в идеал американской Housewife – и теперь зрители наблюдали за ней уже не на киноэкранах, а на страницах журналов формата lifestyle. Там мадам Фэй демонстрировала тот идеал, который должна была создать в своей жизни каждая американская женщина.

Alice Faye

Образ тиражируют также многочисленные рекламные ролики, которые сами начинают формироваться как жанр с приходом телевидения. Отныне в каждой семье появляются  мыльные оперы и рекламные сюжеты, которые множат этот имидж в геометрической прогрессии.

Цветочки, клеточки, горошки

А каковы визуальные черты этого имиджа? Подобно своей голландской предшественнице, американская домохозяйка 50-х – это отнюдь не затюканное существо в ватном халате и махровых носках. Это женщина ухоженная и сексуально привлекательная для мужа и окружающих: ее талия затянута в эластичный корсет, она на высоких каблуках, в домашнем платье a la Dior, с элегантной прической, чувственным макияжем и безупречной белозубой улыбкой. Обязательны также атрибуты, ассоциирующиеся с домом: ткань в цветочек, горошек или клеточку, аккуратный белый воротничок и кружевная отделка на фартуке (допускаются также ленты и бантики).

Этот набор визуальных черт очень быстро становится классикой: холодильники, стиральные порошки и все, что нужно для дома, рекламируют похожие друг на друга приторно милые дамы с идеальной укладкой и белоснежным передником с рюшечками по краям на клетчатом домашнем платье. Они всегда в хорошем настроении, никогда не устают и не бывают угрюмы или задумчивы. Безупречно выстиранное белье и новый кухонный комбайн способны сделать их по-настоящему счастливыми. Их хобби – рукоделие и выращивание цветов, любимая литература – кулинарные книги и каталоги «Товары – почтой», а главный талант – умение экономить.

Феминизм против!

Но... В 60-е годы начинает активизироваться феминистическое движение, и образ Ideal American Housewife становится главным объектом для его атак. Образ домохозяйки, идеальный, «вылизанный» и доведенный до гротеска в своем совершенстве, становится в сознании прогрессивных женщин синонимом консерватизма и ханжества. Попытка вернуть викторианство, «законсервировав» женщину в этом искусственно созданном имидже, провалилась.

К 1970-м годам этот образ становится не просто старомодным, а реакционным. Ни одна из идущих в ногу с прогрессом молодых женщин не станет ему подражать, ведь он ассоциируется с ретроградностью. В 80-е, когда в Америке женщина не только завоевывает право работать наравне с мужчинами, но и получать достаточное материальное вознаграждение, образ дамочки в платьице в горошек, приветствующей возвращающегося с работы мужа стандартным возгласом «Honey!» – воспринимается только комично. Имидж Housewife исчезает – как тогда казалось, навсегда...

Надо отметить, что в Советском Союзе, опередившем весь мир в идеях феминизма и эмансипации, культ домохозяйки никогда не был распространен. Женщина на тракторе или в самолете, милиционер или управляющая производством была более популярна, чем женщина у плиты. Потому что домохозяйка – это женщина, не занятая в социальной жизни, что в СССР, как помнится, не поощрялось.

Поэтому в советском кинематографе этот имидж появляется в совершенно другой версии: в комическом варианте, в образе женщины, погрязшей в мещанском быту. Самые яркие примеры – это Нина Гребешкова в «Бриллиантовой руке», Раиса Рязанова в «Москва слезам не верит» или Светлана Немоляева в «Служебном романе» и «Гараже». И главное их отличие от западных прототипов – это полное отсутствие сексапильности: вместо высоких каблуков, облегающего домашнего платья и элегантного макияжа – потертые тапки, бесформенный халат «в жутких розочках» и уставшее лицо без намека на косметику. Так формируется образ «совковой домохозяйки»: если она посвятила себя быту и семье, общество ничего интересного в ней уже не находит. Куда интереснее женщина активная.

Традиции и современность

Однако вернемся к истории этого имиджа в западном мире. Насытившись эмансипацией, в начале 1990-х годов новое поколение начинает исподволь возвращаться к традиционным ценностям. И хотя вернуть идеализированную American Housewife 50-х было, конечно, невозможно, образ новой домохозяйки опять занимает свое место в сериалах и особенно в рекламе.

Marcia Cross

Он, безусловно, изменился: домохозяйка на рубеже XX и XXI веков уже не зациклена на доме. Ее имидж становится более минималистичным, динамичным, спортивным. Сегодня в рекламах бытовой техники, детских товаров, чистящих средств предстает активная успешная женщина, которая надела удобные джинсы и яркую спортивную майку для того, чтобы с помощью современной техники быстренько навести порядок в доме и снова заняться собой и своей карьерой. Характерный пример – популярный американский сериал «Отчаянные домохозяйки», который появился отчасти как продолжение, а отчасти как ответ «Сексу в большом городе». Его героини уже не «курицы» в горошек и с пирожками, а напоминают тех же феминистично настроенных стервочек из «Большого города».

Desperate housewives

Но и образ Housewife середины прошлого века не умер окончательно. Ушедшая эпоха создала его настолько визуально отточенным и ассоциативно совершенным, что он стал своеобразной иконой для многочисленных стилизаций и подражаний. Поэтому создатели кино и рекламы очень часто прибегают к нему как к определенному ретро клише. Один из самых ярких современных примеров – фильм «Степфордские жены» с Николь Кидман и Бетт Мидлер в главных ролях. В нем, конечно, имидж представлен в очень комичном и гротескном варианте, но его черты весьма точно скопированы из 50-х годов прошлого века.

Bette Midler и Nicole Kidman в фильме «Степфордские жены»

Да, имидж домохозяйки по-прежнему жив. Он актуален хотя бы потому, что существует соответствующий социальный слой, но визуальное наполнение образа меняется вместе с внутренними трансформациями представительниц этого слоя. Однако если какая-нибудь из них пожелает визуализировать образ заботливой и счастливой хозяйки дома, она неизменно обращается к старым добрым пятидесятым.

Источник: irkfashion.ру

Блоги

Американские домохозяйки

07:15, 1 апреля 2016

Автор: ERAPROK

Комменты 64

В США женщины права получили позже негров, т.е. мужчина всегда был хозяин положения. Но во время вторй мировой женщинам приходилось работать, т.е. ситуация изменилась. А когда война закончилась их надо было "вернуть на кухню". Вот этот имидж домохозяйки и продвигался активно. Очень популярный сериал Bewitched - это же гимн антифеминизму, если так уж откровенно.

А мне нравится сейчас быть домохозяйкой! Профпссия со всеми вытекающими осталась в прошлом. Хотя и здесь с США могла бы работать. Но я даже не представляю, когда это делать. У меня трое детей., огромная коллекция цветов в саду, куча хобби-рукоделок, тренажёрный зал, желание приготовить что-то вкусненькое, создать дом своей мечты и не упасть от усталости. Не все домохозяйки ведут жизнь у плиты в грязном халате и не у всех жизнь ограничена борщем и пылесосом!

Классная статья, всегда интересовало откуда этот почти кукольный образ жены в американских фильмах и как они так умудрялись выглядить) в советской реальности меня восхищал образ хозяйки дома в фильме Мачеха, такая аккуратная, мудрая, сильная. Совсем не тот комичный образ, о котором написано в статье. Это в защиту наших женщин)

При просмотре Отчаянных Домохозяек у меня сложилось убеждение, что у Бри Ван де Камп-ОКР. Все это почти ритуальное ежедневное вылизывание дома - ничто иное, как компульсии, призванные снизить тревогу. Мне - холерику без окр и прочих фобий, следование идеалу домохозяйки 50-х годов принесло как раз какое-нибудь психическое расстройство. Полагаю, что я бы очень горячо поддержала феминистическое движение, пытаясь свергнуть этот культ образцовой домохозяйки.

Какая же Немоляева в "Служебном романе" домохозяйка? Она ж трудится наравне с Новосельцевым. ) Вот в этом и отличие советских домохозяек - сначала отработай положенные 8 часов, а потом домой - домохозяйничай в свое удовольствие. Я помню, когда впервые оказалась в финской семье в далеком 90-м, удивлялась, что все готовится за 10 минут, просто разогреваются полуфабрикаты, ну максимум картошка варится в мундирах, с мундирами же и поедается, ни тебе вареников самолепных, ни борща и котлеток из самолично прокрученного фарша (как-то пренебрежительно все же советские хозяйки к полуфабрикатам относились - все сама, сама) и это после напряженного рабочего дня и не последней должности в серьезной организации. И где, спрашивается, энергия на все бралась?)