Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Вход для «цветных» в универсальный магазин в Алабаме. 1956 год. 

Расовая сегрегация в США — отделение белого населения США от иных этнических групп (главным образом чернокожих и индейцев). Осуществлялась через различные социальные преграды: раздельное обучение и воспитание, разграничение посадочных зон (белые — сидят впереди) в общественном транспорте и так далее.

Различается сегрегация де-юре и де-факто. Законодательно расовая сегрегация отменена, однако существует мнение, что некоторые её проявления встречаются и сегодня.

Willie Causey Juniior сидит с оружием у дверей своего дома в Shady Grove, в штате Алабама. В этом штате в 1956 году черные жители часто подвергались атакам и нападениям со стороны белых. 

Официально расовая сегрегация существовала с принятия в 1865 году 13-й поправки к американской конституции, которая запрещает рабство. Её первые признаки — отдельные школы (для белых и негров), негритянские воинские подразделения и тому подобное.

Две кассы — одна для белых, другая для «цветных» — в магазине мороженого. Город Shady Grove, в штате Алабама, 1956 год.

Сегрегация на транспорте

По законам города Монтгомери в Алабаме, чернокожие граждане не должны были занимать в автобусах первые четыре ряда, поскольку они предназначались «только для белых» - об этом свидетельствовала надпись при входе. Если все места «только для белых» были заняты, то сидящие чернокожие должны были уступить белым пассажирам свои «чёрные» места. Равнозначным этому можно считать туалеты в придорожных заведениях (в том числе на автобусных станциях), в которых была жёсткая сегрегация по цвету кожи.

В 1955 году представители движения за гражданские права начинают бойкот автобусных линий в Монтгомери. Они требуют отменить дискриминационные законы. 

1 декабря 1955 года 42-летняя чернокожая швея из Алабамы Роза Паркс не уступила место белому мужчине в Монтгомери. Её арестовали и приговорили к штрафу. В том же году, в Монтгомери, в автобусах арестовали ещё пятерых женщин, двоих детей, и множество чёрных мужчин. Одного чернокожего водитель застрелил на месте. Тогда, по инициативе Мартина Лютера Кинга, чернокожие жители города объявили всеобщий бойкот общественному транспорту. Чернокожие владельцы машин перевозили «братьев по коже» своими силами, без какой-либо платы. Афроамериканцы поддерживали бойкот 381 день, который был назван «Ходьбой во имя свободы».

В это время автобусные компании понесли значительные убытки — 70 % от всех пассажиров автобусов в то время составляли чернокожие. Первоначально городские власти пытались расколоть движение (путём дезинформации в СМИ и дискредитации лидеров), но, когда это не помогло, полиция вступила в дело и начала преследовать активистов и давить на них всеми возможными методами. Чернокожих водителей останавливали, подвергали арестам под надуманными предлогами, — а их домашним угрожал Ку-Клукс-Клан. Так, в январе 1956 года в дом Мартина Лютера Кинга бросили бомбу, что породило новый всплеск движения среди чернокожих. После этого власти запустили «антибойкотный» закон от 1956 года, арестовав ещё сотню активистов. Суды против активистов были известны и за рубежом, в том числе, в Европе.

После подачи иска от активистов, Федеральный окружной суд констатировал незаконность автобусной сегрегации. Прокуратура Монтгомери апеллировала в Верховный суд США, который оставил решение окружного суда в силе. В ту же ночь члены Ку-Клукс-Клана, прибывшие на 40 грузовиках, провели показательное шествие с целью запугивания местных жителей. 20 декабря 1956 года сегрегацию городских автобусов в Монтгомери отменили законодательно.

На это решение расисты ответили террором: расстрелом автобусов, взрывом самодельной бомбы в кварталах с чернокожими жителями, и избиением чернокожих.

Сегрегация в школах

В 1951 году чернокожий житель штата Канзас Оливер Браун подал иск против городского школьного совета от имени восьмилетней дочери (дело «Браун против Совета по образованию»). В иске Браун указал, что его дочь должна посещать школу для белых, которая была через 5 кварталов от дома, в отличие от «чёрной школы», которая располагалась через 21 квартал (фактически, на противоположной окраине города). Когда суд отклонил требование Брауна, другие чернокожие подали аналогичные иски как в Канзасе, так и в других штатах (Южная Каролина, Виргиния и Делавэр). После серии разбирательств дело было принято Верховным судом США, который в 1954 году признал, что сегрегация в школах лишает чернокожих детей «равной защиты законами», что противоречит Четырнадцатой поправке к Конституции США. Решением суда был установлен юридический запрет на расовую сегрегацию в школах в указанных штатах.

Ondria Tanner и ее бабушка засмотрелись на витрину с одеждой в магазине для белых, куда им, к сожалению, нельзя было войти. 

Ряд южных штатов протестовал против данного решения. Суд штата Алабама, в частности, постановил безосновательность юридического запрета Верховного суда по причине противоречия с законодательством штатов.

В 1957 году в город Литтл-Рок штата Арканзас ввели федеральные войска из-за отказа губернатора штата выполнять решение суда.

В начале сентября в Первый день занятий девять чернокожих детей (позднее известны как «девятка из Литл-Рока») пытаются пройти в школу, но их со штыками встречают вооружённые солдаты Национальной гвардии штата, находящиеся в подчинении губернатора. Толпа белых запугивает детей, — угрозы, оскорбления. 

Афроамериканские дети смотрят через сетку как белые дети играют и веселятся в парке аттракционов. Алабама, 1956 год.

В 1958 году Верховный суд вновь подтвердил своё решение.

Сегрегация в общественных местах

 Мальчик около колонки для цветных

В 1919 году в Чикаго был убит чёрный подросток. По тем временам — проступок негра серьёзный: он заплыл в озере на сторону «для белых». Последовали массовые беспорядки в Чикаго с серьёзными жертвами.

 Отдельные рукомойники для белых и черных

В 1961 году в Олбани (штат Джорджия) местные чёрные провели кампанию за десегрегацию общественных мест. На помощь им прибыл сам Мартин Лютер Кинг. Последовали мирные демонстрации протеста. В ответ власти города провели массовые аресты, были закрыты парки и библиотеки. Масштабы борьбы были таковы, что около 5 % городских чёрных было арестовано. Чёрная кампания в Олбани оказалась проиграна, но в умах чёрных не подавлена.

На вывеске написано, что пиво индейцам не продается

Водяные краны отдельно для белых и черных

Отель только для цветного населения

Театр только для цветного населения

Места только для цветного населения

Существует мнение, что расовая сегрегация не уходит из учебных заведений и сейчас. В докладе Проекта по гражданским правам Гарвардского университета 2006 года, профессор Гэри Орфилд говорит: «Уровень сегрегации в стране поднялся до уровня конца 1960-х годов. Мы растеряли почти весь прогресс, достигнутый в ходе отмены сегрегации в городских сообществах»

С момента принятия в 1964 году закона о гражданских правах, запретившего расовую дискриминацию в США, прошло полвека. С одной стороны, с тех пор в положении чернокожих в Америке был сделан большой шаг вперед. С другой - де-факто сегрегация проявляется в новых формах и сегодня. Возникают опасные тенденции, которые могут поставить проделанный путь под вопрос.

Например, в 2013 году город Гардендейл (округ Джефферсон, штат Алабама) после голосования жителей вышел из состава образовательного округа, а затем добился и права самостоятельно собирать налоги. В Гардендейле 88 процентов - белые, в то время как в округе Джефферсон почти половина населения афроамериканцы. В штате Джорджия за последние десять лет шесть пригородов Атланты с преимущественно белым населением добились статуса отдельного города.

В этой ситуации влияние расового вопроса, скорее всего, играет косвенную роль, хотя последствия для ситуации с правами афроамериканцев самые что ни на есть прямые. Жаждущих автономности горожан смущает не цвет кожи соседей. Отделяющиеся районы не полностью "белые", до 10-20 процентов населения там составляют "цветные" меньшинства. С их точки зрения, суть в том, что в среде менее состоятельных соседей существует больше проблем, выше уровень агрессии, криминала.

Особенно заметны такие контрасты в школах, ведь система школьного образования в США по большей части государственная и выбор школы привязан к образовательному округу, в котором проживают родители ученика, а не к размеру их кошелька. Поэтому в одной школе могут учиться дети из семей, весьма разных по социальному положению и амбициям.

Таким образом, попытки создавать новые школьные округа в сущности формируют более благоприятные условия для детей состоятельных американцев, то есть на первый взгляд отделяются не столько белые от черных, сколько богатые от малоимущих. Но реальность в том, что в США в среднем белые состоятельнее, а темнокожие беднее. Поэтому углубление разрыва между богатыми и бедными на практике влечет и социальную поляризацию общества по расовому признаку.

Расовый вопрос традиционно остро стоит в стране, ныне считающей себя "Меккой" для мигрантов, и американское общество проделало немалый путь в борьбе за права афроамериканцев. Однако и спустя десятилетия проблемы сегрегации и неравенства далеки от решения. Американцы со светлым и темным цветом кожи имеют разный достаток, зачастую живут в разных районах. Состоятельные горожане тяготеют к жизни в пригородах, в то время как афроамериканцы реже могут позволить себе покупку дома, поэтому чаще живут в городах. В крупных мегаполисах, как, например, в Нью-Йорке существуют исключительно "черные кварталы".

Поэтому исходя из вышеизложенного делайте выводы сами, насколько обоснованы или необоснованны высказывания Джады Пинкетт Смитт и других известных американских актеров. И дело не только в Оскаре. Просто Джада Пинкетт Смитт вращается в этой области, имеет достаточный вес в данной среде, знает ее проблемы не по наслышке, поэтому и говорит то, о чем знает. Она медийная и популярная персона. Ее слова сразу привлекают внимание и прессы и населения. Как я указала выше, специалисты в других областях (например, в образовании), тоже обращают внимание на расовую сегрегацию в своих исследованиях. Но их не так много читают и они не настолько популярны. В этой связи их сообщения не так муссируются в прессе и интернете... Расовая сегрегация в США до сих пор есть, и это очень серьезная проблема их общества. И Джажа Пинкет Смитт и Марк Руффало молодцы, что обсуждают эту проблему во всеуслышание. Лично у меня их поступки вызывают только уважение.

Подпишитесь на наш
Блоги

Немного о расовой сегрегации в США

01:29, 22 января 2016

Автор: alfa-omega

Комменты 117

Аватар

Ку-клукс-клан до сих пор существует.

L

Насчет штатов и расизма... Гонение и брезгливость... Думаю. А чего сами не такие же? Жаль, индейцев мало уже, будь бы их больше, чем америкососы, они бы относились с ними также, как они с афроамериканцами.))

Аватар

как раз читаю "Убить пересмешника", оч в тему. А по существу вопросу мое мнение таково - на данный момент в США существует расизм как сос тороны белых к цветным, так и цветных к белым. Ну а вообще то, что творилось в середине 20-го века в отношении цветных, это конечно бесчеловечно

Аватар

Я вспомнила, что со мной в школе учился один черный африканский мальчик. Очень веселый и очень глупый. Он весь класс тянул назад. Потом, почему в тюрьмах больше черных? Почитайте воспоминания людей 50-х годов. С черными не хотели рядом находится потому что они плохо пахли, могли не мыться неделями. Потом они по-тихоньку влились в общество европейской культуры. Но это проходило очень долго.

Z

Социальная поляризация и по расовому, и по материальному признаку. Впрочем, по материальному признаку эта поляризация есть везде(((

Подождите...