Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Школьница в скромной форме. Она также носит кожаные перчатки и размахивает йо-йо.
Без всякой ложной скромности и девичей застенчивости она переходит к использованию оружия и выбивает пистолет из рук злого бизнесмена, связывает ему руки, и тем самым спасает мир для старшеклассников во всем мире. Да будет так!
Жизнь и социальное положение женщин в Японии с древних времен регламентировались непоколебимыми традициями и неписаными законами: образование и обучение женщины было всецело направлено на её семейное предназначение. С малых лет японских девочек приучали к мысли о самопожертвование и бескорыстном служение отцу, мужу, сыну. Несмотря на происшедшие в 20 веке радикальные перемены, эта философия остается весьма сильной в современной Японии. Это проявляется не только в традиции, согласно которой, выходя замуж, многие женщины прекращают свою трудовую деятельность, посвящая себя семье и детям. В отличие от западной культуры, в Японии считается нормальным, когда при приеме гостей роль жены сводится лишь к обслуживанию гостей или когда муж отправляется провести вечер в шумной компании без жены (в былые времена из-за такого положения женщин, было популярным проводить время в обществе гейши). Многие мужчины предпочитают не посвящать жен в свои служебные дела и не обсуждать с ними серьёзные вопросы из убеждения, что дело жены — кухня и дети.
Тем интереснее изучить такое явление, где женщины не только занимали превалирующее положение, здесь они действительно-
Леди-Босс!
В Японии в начале 70-х идея "sukeban" еще не была принята телевидением и кино, не являлось субпродуктом вездесущего шоубиза. Вместо этого sukeban был настоящий, живой субкультурой из повстанческих девушек, которые, предпочитали школьную форму, чтобы не быть похожими на мальчиков в коже, и были призваны доказать, что девичество и сила вещи отнюдь не взаимоисключающие.
Sukeban (スケバン/女番/スケ番)
В переводе с японского «suke» — это женщина, а «ban» значит «босс». Раньше сторонницы Сук:) были известны тем, что формировали женские банды, в которых грабили и нападали на людей. Впервые эти группировки появились в 1960-х, а «благодарить» за них следует банды, известные под названием «Банчо», в которые объединялись юноши, которые мечтали попасть в якудза — японскую мафию.
Общие приметы sukeban (описанные японской полицией в брошюрах 1980-ых как "Предзнаменования крушения") включают яркий цвет волос или с перманентную химию на голове (хотя как это выглядело на японках, я не представляю), модификации школьной формы, такие как ношение цветных носков, закатывание рукавов и удлинение юбки.
Sukeban может нюхать клей, героически красть в магазинах, заниматься воровством, проституцией и насилием, но если их все-таки арестовали, полиция относилась к ним более лояльно, чем к обычным преступникам. Слово sukeban первоначально только боталось по японской фене, но с 1972 года вошло и в обычный обиход простого японского гражданина.
Все формирования sukeban различаются по количеству участниц, а самой многочисленной была группировка Женский Делинквентный Альянс Канто, которая включала в себя около 20 000 барышень.
Кстати, враждующие группы часто сталкивались друг с другом в драках и боях. Кроме того, все объединения Сук:) придерживаются строгих правил, невыполнение которых может наказываться как линчеванием, так и более жестокими репрессиями против провинившихся, среди которых самый мягкий способ экзекуции — прижигание сигаретой. А стиль одежды у группировок Сук:) примерно следующий: верх от формы моряка, а низ — плиссированная юбка длинной по щиколотку. Кстати, форма шьется только на заказ.
Они носили длинные юбки, и завязывали красные длинные ленты под матроской, иногда еще маски и перчатки.
Для японской молодежи в бурных 1970-х, западная униформа в стиле «Морячок» было весьма нежелательной. Суперкавайному матросскому костюмчику мы можем сказать спасибо мультику Sailor Moon. К началу 70-х годов, так называемые «плохие девчонки" отличались следующей изюминкой: необычайно длинные юбки и кеды Converse, в то время как матросские блузочки часто модифицируются с помощью ножниц, чтобы выставить обнаженную кожу на талии. В образе было ключевым - немного макияжа (хотя брови должны были быть выщипанными и тонкие), не завязанные шарфы и свободные, буйные юбки.
После того, как они закончили, те, кто идентифицирован как sukeban, будет продолжать носить свою униформу - татуировка розы и анархические надписи.
Независимо от того, где вы выросли, школьная форма всегда играла свою роль в формировании субкультур и подросткового самовыражения.
Это сообщение для остальной части общества о том, что ни одна из плохих девчонок не считает запрещенным применить насилия. Между слоями одежды sukeban - девочки будут скрывать оружие - бритвы, цепей и что-нибудь еще, что на йоту более серьезно, чем йо-йо.
Действительно, sukeban- сестричество из-за всех сил пыталось доказать свой мачизм: было ли это столкновение с конкурирующей группировкой, или наказание девушек в пределах своей группы (например, за шашни с чужим бой-френдом)
Однако девушки воевали в большей мере за идею. Длинные юбки можно рассматривать как реакцию против сексуальной революции 60-х годов, средства защиты, с помощью которых девочки могли показать, что их существование не определяется желаниями мужчин зевак. Перенесемся в 90-е годы, и эта тенденция полностью отменила себя: к тому времени "плохая девочка" должна была носить сто килограмм макияжа, а подол юбки должен быть как можно короче, дабы все могли оценить твою неописуемую сексуальную привлекательность.
О теме sukeban и ее звезде Мики Сугимото
Да, sukeban это не ругательство, а жаргонное японское выражение. Еще это название популярной серии японских фильмов начала 70-х годов, относящихся к специфическому направлению pinky violence (не путать с так называемыми pink-фильмами – малобюджетными эротическими картинами, выпускавшимися независимыми кинопроизводителями).
Мальчик по прозвищу Стерва
Одной из главных звезд pinky violence являлась актриса и фотомодель Мики Сугимото – архетипический sukeban японского кино.
Что такое pinky violence и кто такая Мики Сугимото? Проще всего объяснить это на примере. Возьмите «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика, уберите всю вторую половину и замените Малькольма Макдауэлла на смуглую, худощавую, мальчишеского вида особу лет 20-ти в не менее экстравагантных нарядах и гриме (а часто и вовсе нагишом) и с татуировками розочек на интимных частях тела.
В конце 60-х годов японское кино вело отчаянную войну с телевидением, оттягивавшим зрителей из кинотеатров. Выход был найден такой же, как и на Западе: показывать то, что никогда не сможет демонстрироваться на ТВ, выигрывать за счет эксплуатации сенсационной, провокативной тематики. Кто-то стал делать секс-фильмы, кто-то – брутальные драмы про якудза. Студия Toei нашла спасение в pinky violence.
Японские экраны заполнили плохие девчонки с ножами и кастетами, насмерть бившиеся с мерзкими якудза и еще более омерзительными полицейскими. Фильмы этого направления часто несли анархистский, антиавторитарный месседж: представители власти – полицейские, госчиновники и даже депутаты парламента – годились в них лишь на то, чтобы их избить, а то и убить максимально жестоким способом.
Что юные героини этих картин – такие, как Мэйко Кадзи, Рэйко Ике и Мики Сугимото, – и проделывали неоднократно и с явным наслаждением.
«Ужасная школа для девочек»
Что еще важно знать в связи с pinky violence – это был не андерграунд, вроде картин Кодзи Вакамацу, а чистейшей воды мейнстрим японского кинематографа. Картины с названиями, типа «Рок бродячей кошки», «Секс и ярость», «Ужасная школа для девочек», «sukeban герилья», имели вполне приличные по меркам японского кино бюджеты, снимались в павильонах одной из крупнейших японских кинокомпаний и демонстрировались в обычных, а не специализированных кинотеатрах. Сегодня ставшие экзотическим объектом культа и постоянного цитирования режиссерами, вроде Тарантино и Родригеса, эти фильмы в свое время совершили важный прорыв, значительно повысив планку допустимого в японском кино. Их стильные, бесстрашные героини нравились молодым зрителям, а потому актрисы, исполнявшие эти роли, быстро становились молодежными иконами, под стать рок-звездам. Им подражали, их экстравагантный стиль одежды и манеру поведения копировали тысячи девочек по всей стране.
Один из основоположников pinky violence, режиссер и сценарист Норифуми Судзуки утверждал, что нашел Мики Сугимото и ее вечную подругу-соперницу Рэйко Ике в настоящих молодежных бандах. Но это был рекламный трюк. Может быть, Мики и состояла когда-то в девичьей банде, однако на момент знакомства с Судзуки она уже была популярной фотомоделью и исполняла небольшие роли на телевидении. Начав сниматься в фильмах Судзуки с 18-ти лет, Мики Сугимото тоже поначалу играла роли второго плана, находясь в тени пышногрудой Рэйко Ике. Но уже в 1972 году в картине с фантасмагорическим названием « Sukeban герилья» именно она становится предводительницей банды девушек-байкеров, отодвинув Рэйко на второстепенную роль. (Любопытно, что именно в этом фильме впервые в название было вынесено слово sukeban .)
Дебют в главной роли был успешен, и Судзуки, на радостях провозгласивший Мики Сугимото «японской Катрин Денев», тут же снимает следующий фильм из той же серии – «Месть сук:)а» (также известный под названием «Sukeban блюз»), в котором Мики и ее подруги при поддержке полусумасшедшего режиссера, снимающего порно, сражались с торгующей женщинами бандой якудза. Да, интернет мне старательно подсовывал всякие неприличные фотографии Мики с голыми титями и неприличностями всякими *смущаюсь*
Параллельно Судзуки запустил другую серию фильмов: «Ужасная школа для девочек» – также с Мики и Рэйко в главных ролях. В «Ужасной школе» действие разворачивалось не на улицах Токио или Осаки, а в исправительном заведении для трудновоспитуемых подростков. «Мы превращаем беспризорниц в образцовых жен и матерей» гласил девиз этой школы. Но Мики Сугимото упорно не хочет превращаться в образцовую японскую жену и поднимает других девочек на битву с развратными коррумпированными учителями-надсмотрщиками. Во второй серии этого эпоса девушки захватывают свою школу-тюрьму и вступают в крупномасштабную десятиминутную битву с полицией, используя классическое оружие пролетариата – булыжники. Видимо, благодаря этому, в России данный фильм был рекомендован газетой «Лимонка» к обязательному просмотру всем членам национал-большевистской партии.
В 1973 году уже другой режиссер Садао Накадзима смешал темы обоих этих киносериалов в фильме: «Sukeban : побег из исправительной школы» - пятом по счету в сериале про похождения sukeban и самом циничном из всех. В нем практически отсутствуют характерные для картин Судзуки комедийные сцены, а героиня Мики Сугимото, сбежав из колонии, готовит настоящий террористический акт. При помощи динамитных шашек она, вместе с другими девушками, собирается захватить корабль и уплыть на нем далеко-далеко. Куда именно, она не знает, главное – подальше от Японии. Появление целой армии полицейских нарушает ее планы. После положенной яростной битвы, Мики попадает в плен, и директор исправительной школы злорадно говорит ей: «Теперь, девочка, ты попадешь в настоящую тюрьму». «Вы никогда меня там не удержите!» – кричит в ответ Мики и плюет прямо в объектив камеры – фактически, в лицо зрителю. Стоп-кадр. Финал фильма. (На иллюстрации: постер к фильму «Sukeban : побег из исправительной школы»)
В том же году Мики получает приз Ассоциации кинопроизводителей Японии (ANPA), как «лучшая дебютантка года». Что очень забавно, поскольку к этому моменту «дебютантка» уже снялась в полудюжине картин.
Самой знаменитой картиной Мики Сугимото является триллер «Женщина-зеро. Красные наручники», поставленный режиссером Юкио Нода в 1974 году.
Основанная на одноименном комиксе, картина рассказывала о похищении дочери влиятельного политического деятеля. Полиции удается внедрить в банду похитителей своего агента – девушку по прозвищу Зеро (Мики Сугимото), некогда изгнанную из полицейских рядов за убийство иностранного дипломата. Но операция по освобождению заложницы срывается, и тогда ее отец, используя свое политическое влияние, приказывает уничтожить всех, включая собственную дочь и агента Зеро, дабы избежать публичного скандала. «Нигилистической оргией садизма» назвали японские критики этот фильм, где сцены кровавых пыток, убийств и изнасилований сменяют друг друга почти безостановочно. Одетая в огненно-красный плащ Мики Сугимото выглядит в финале картины адской фурией, истребляющей как гангстеров, так и бывших коллег-полицейских – за предательство.
Однако времена менялись. К концу 70-х телевидение и кинопроизводители заключили между собой взаимовыгодный союз. В японском кино начинает внедряться позаимствованная из Голливуда консервативная концепция «зрелища для семейного просмотра», напрочь исключающая натуралистические сцены секса и насилия. И хотя она никогда не приобрела в Японии такое распространение, как в Америке, производство фильмов в жанре pinky violence прекратилось. Мики Сугимото пыталась сменить амплуа, сыграв верную подругу гангстера в черной комедии классика японского кино Киндзи Фукасаку «Жестокая паника – большая катастрофа» (1976). Но это было уже совсем не так весело, как сниматься в фильмах про sukeban .
В 1977 году Мики выходит замуж – причем за человека, который был ее первой любовью еще в школе – и принимает решение уйти из кино. Исполнительница ролей крутых девчонок в жизни оказалась весьма романтичной особой. И трудолюбивой актрисой: вся ее кинокарьера длилась восемь лет, однако ее фильмография насчитывает два десятка картин.
«Жестокая паника – большая катастрофа»
28 января этого года Мики Сугимото исполнится 63 года. Завязав с кино, она стала работать... воспитательницей в детском саду. А это значит, что японские детишки уже в нежном возрасте попадают в правильные руки. В руки настоящего sukeban .
Прошу строго не судить, переводить было немного сложновато:(
Но тема вдохновляет, правда? Японцы такие японцы))) Люблю их
Обновлено 16/01/16 06:15:
Обновлено 16/01/16 06:26:
Отрывок из книги Е.Катасоновой :Лики молодежной субкультуры
Катасонова Елена Николаевна — прозаик, переводчик и журналист.
Окончила Институт стран Азии и Африки при МГУ, член Союза журналистов и Союза писателей Москвы, редактор в Институте США и Канады РАН.
К сожалению, книга только в таком формате
Sukeban : дерзкие и крутые
20:12, 15 января 2016
Автор: elena_dokuchaewa
Комменты 55
Я так и не поняла, это просто гопницы, или борчихи за женскую эмансипацию или вообще только киношное явление?
Я тут забыла фамилию одного очень хорошего японского режиссера-мультипликатора прошлого века , классика в Японии (он не аниме снимал, а вполне традиционные мультфильмы). Теперь не могу его найти, хотя точно знаю, что его уже давно скинули в интернет в открытый доступ. Каждый раз, когда делаю запрос,в попытках вычислить его, мне выдается всякий аниме-треш, вот подобный тому, которому пост посвящен. Народ! Никто мне не поможет? Я знаю, что один из мультиков этого режиссера, вроде он был черно-белый, Эльдар Рязанов показывал в "Кинопанораме" где-то в 70 ых годах , это был мультфильм про ковбоя, который в какой-то момент перелезает через кадры. Еще у этого режиссера есть мультик про желтеньких цыплят на красном фоне. И еще есть мультфильм про человека, который нашел волшебный меч, но как только взял его в руки, встречающиеся ему люди стали казаться ему жуткими монстрами-снопами, и он понимал, что на самом деле это люди, только когда зарубал их на смерть. И остановился этот персонаж, только когда понял, что маленький сноп, который он хочет зарубить, на самом деле - ребенок. Если кто-то помнит фамилию этого режиссера, напишите мне, пожалуйста.
На самом деле, очень погано родиться женщиной в Японии, или в одной из стран Юго-Восточнойя Азии, да и вообще в Азии.
Японцы такие затейники, вечно что-нибудь сочиняют.
Про женщин - в точку. Есть знакомая японка, все так: покорная, тихая, лишний раз рта не откроет, муж да дети. Зато у мальчиков манеры и воспитание отменные, не сравнить с европейскими детьми.