Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Для начала небольшое введение.

В посте о сериале "Тихий Дон" Урсуляка, в коментах я писала, что мой муж прислал мне статью  и видел( запись нескольких советских передач) о съемках "Тихого Дона" Герасимова. Несколько девочек изъявили желание ознакомиться с материалом :)

Для начала, хочу сказать, что сам роман у меня пока в процессе чтения. Я смотрела все экранизации ( за исключением самого первого, черно-белого варианта). Конечно, вариант Герасимова шикарен, есть один минус, но он объясняем: в этом варианте, конечно, "красные" герои, хотя по сути, плохих и хороших там не было, я думаю, Шолохов все таки пытался подчеркнуть всю трагичность ситуации, где брат шел на брата, сын на отца и т.д. Мне кажется, у него не было цели показать кого-то хорошим, кого-то плохим. Но, советская идеология требовала своего. 

Вариант Бондарчука я вообще не воспринимаю серьезно. Это тихий ужас, актеры деревянные, игра отвратительна. Руперт Эверетт вообще ни к селу ни к городу, героиня ужасна и неправдоподобна. Много огрехов ( например, Аксинья идет по по улице с распущенными волосами, в то время, как для казачек это было недопустимым). Вообще не сериал а балаган. Но, об этом как ниудь потом.

Сериал Урсуляка вначале не понравился, потом втянулась и он оказался не так уж плох. Хотя, конечно, с фильмом Герасимова не старвнится. Музыка, в первую очередь разочаровала. Последняя сцена, в общем-то, многие грехи "окупила".

Но, это все, конечно, просто мои "записи на полях". Более подробно о каждом варианте можно будет потом сделать пост. А сейчас хотелось бы поделиться тем, что у меня есть. думаю, информация будет интересна.

Несколько слов о том, как Сергей Герасимов снимал свой "Тихий Дон"
 

Сергей Герасимов 

Аксинью искали долго. Очень долго. Даже писали председателям колхозов в казачьих селах: посмотрите подходящую женщину среди местных жителей.
 В Москву приходили очень серьезные ответы: «Получив ваше письмо, мы снова перечитали «Тихий Дон». К сожалению ничем не можем вам помочь, так как ни у нас в колхозе, ни в окрестных хуторах подходящей Аксиньи нет.»
Петру Глебову до этого хронически не везло. Ему было уже за сорок, а достойных ролей он все так и не сыграл. Глебов даже эпизодам был рад. 
Как-то Его коллега по театру Станиславского уходил на пробы в «Тихом Доне» и Петр Петрович его попросил: ты бы меня пристроил хотя бы в массовку. Именно среди массовки в компании актеров, одетых в форму офицеров его вдруг увидел Сергей Герасимов. И решил попробовать. Гример была удивлена: лицо этого актера было совсем не похоже на тот образ, который они до этого искали. Между делом режиссер немного расспросил Петра Глебова о его жизни. И выяснилось, что он учился у Станиславского, а в детстве жил в деревне, где пахал, косил, на лошадях скакал, до 15 лет гулял босяком. Герасимов был убежден, что это и есть его Мелехов. Из-за Глебова он даже отказал своему любимому ученику Сергею Бондарчуку, который тогда уже был известным актером. 
Но режиссер оказался в меньшинстве. Глебова долго не утверждали, и тогда Герасимов потребовал созвать все руководство Студии имени Горького, перед которым заявил:
- Я прошу наконец принять решение и прекратить всякие происки против Глебова! Я отвечаю за картину и я вижу в нем то, что для меня ценно и дорого. 
В тот день директор картины догнал Глебова в студийном коридоре и сказал: ну что! Ты выиграл по трамвайному билету сто тысяч! Утвердили!
И еще режиссера устраивало, что на экранах этот актер не слишком-то примелькался. Герасимов так и хотел, чтобы в его фильме было как можно меньше узнаваемых лиц, чтобы шлейф предыдущих ролей не отвлекал зрителей от картины. Самой известной среди всех претендентов на главные роли была, пожалуй, Элина Быстрицкая, которую только-только за картину «Неоконченная повесть» газета «Советская культура» объявила лучшей актрисой года.

Когда в составе советской делегации Элина Быстрицкая была в Париже, Алла Ларионова между прочим рассказала, что Сергей Герасимов прямо сейчас ищет исполнительницу на роль Аксиньи для своего фильма «Тихий Дон». Сыграть Аксинью - для Быстрицкой это была мечта всей жизни. Она решила рискнуть и позвонила Герасимову. Он пригласил ее на встречу и дал прочитать небольшой фрагмент из книги Шолохова. Быстрицкая взглянула на отрывок и похолодела: еще в студенчестве именно этот текст ей не давался, она его пыталась исполнить в институте и провалилась. Вы знаете, - сказала она Герасимову, - после Франции я не сделаю это достоверно. Я должна вспомнить книгу, представить, как все было. Прошло две недели, прежде чем ее вызвали на пробы. Все это время она думала, что Герасимов ее забраковал, а режиссер наоборот был убежден, что наконец-то повстречался с по-настоящему серьезной актрисой. Но последнее слово оставалось за Шолоховым. Увидев на экране Глебова, Михаил Александрович прокомментировал на весь зал: «Он. Он живой и есть». 

И это Михаил Александрович среди всех претенденток выбрал Быстрицкую. Потом он утверждал на роль Натальи Мелеховой Зинаиду Кириенко. Герасимов очень дорожил актерским талантом своей ученицы и восхищался ее подготовкой к роли, говорил, что она знала свою Наталью от рождения до смерти так, как если бы это была судьба ее сестры, матери, ее собственная судьба… Сыграв эту роль еще во время учебы, Зинаида Кириенко стала самой известной студенткой ВГИКА. 

А вот Дарью Шолохов забраковал и ассистенты режиссера заново искали подходящую кандидатуру на эту роль, пока в Горьковском драматическом театре не нашли очень органичную и темпераментную Людмилу Хитяеву. Ее знали на студии Горького, потому что здесь у нее был первый дебют в картине «Екатерина Воронина». Уже пройдя пробы, Людмила Ивановна написала заявление, что не сможет утонуть, как требует того сценарий «ввиду отсутствия способностей и страха перед водой». Оказалось, что живя на Волге, в детстве, она трижды чуть не погибла в этой реке. Прочитав заявление, режиссер отшутился: 

- Не волнуйся, утопим как следует. Эпизод гибели Дарьи снимался тринадцать раз, пока Герасимов не добился максимального правдоподобия.

После утверждения актеров, режиссер собрал съемочную группу и объявил: Мы начинаем работу над «Тихим Доном» вам предстоит стать другими людьми. Он предупредил мужчин, чтобы подготовили свои руки - они должны стать похожими на руки людей, работающих на земле. Такой же совет дал и актрисам: Стирайте побольше, чистите посуду, скоблите полы, наведите порядок дома. У себя все сделаете - соседям помогите.

 Элине Быстрицкой надо было прибавить в весе. Казачка должна быть в теле, чтобы чувствовалось, что она и здоровая, и выносливая. При этом актриса не должна была заплыть, а тело не должно было стать рыхлым. Орехи, сметана, сливки, мед - стали обязательными в ее рационе. Она прибавила 15 килограммов, не утратив грации и развив выносливость, которая ей очень понадобилась, чтобы хотя бы в первой сцене дубль за дублем как ни в чем не бывало, подниматься в горку с ведрами, наполненными водой.
 Местные казачки учили ее ходить с коромыслом. 
Чтобы и воду не расплескать и мужиков с ума свести, воду нужно было носить бедрами, «тогда, - как они говорили, - казаки будут пялиться и глаза сломают!» И Элина Авраамовна была хорошей ученицей. Каждый день с пяти утра она выходила во двор с коромыслом на плечах.
 Потом все актрисы выдвигались на речку, где руками стирали, полоскали белье, чтобы делать это легко, как настоящие казачки. И перед некоторыми сценами уже во время съемок Герасимов заставлял их сначала перестирать гору белья, а потом отказывался пудрить лицо, чтобы все было правдоподобно. 
 А однажды на съемочной площадке в Северном Донце на хуторе Диченском появился хор казаков-пенсионеров. Оказалось, режиссер специально пригласил людей, которые еще помнили времена, описанные в «Тихом Доне». Они стали настоящими учителями: как должно сидеть платье, как танцевать, как петь, как ходить по улице, как говорить, сохраняя местный диалект. 
Актеры вслушивались в их интонации, подражали их мимике. 
Сергей Герасимов всегда говорил, что свадьбу снял не он, а именно эти люди, сохранявшие представление о патриархальном казачьем образе жизни.
 Многие актёры даже в свободное время находились в образе. Даниил Ильченко ходил прихрамывая, опираясь на палку. Он стремился и в обыденной жизни быть Пантелеем Мелеховым.

Продолжение следует...

ПС. Если интересно, после второй части, могу сделать еще один пост с иллюстрациями и сравнением актеров из всех четырех экранизаций.

Подпишитесь на наш
Блоги

"Тихий Дон" Сергея Герасимова

12:46, 29 декабря 2015

Автор: Fidasha

Комменты 43

Аватар

Я, кстати, делала пост сравнение трех экранизаций http://www.spletnik.ru/blogs/pro_kino/98579_tikhiy-don-skoro-vykhodit-novaya-versiya но актеров все же в динамике смотреть надо, поэтому я бы сейчас по=другому акценты расставила.

M

Отличный пост, очень люблю читать про то, как делали фильм

Аватар

Спасибо! Жду продолжения

B

Я согласна, что у Герасимова быди великолепные актеры, но Тихий Дон, как он написан, получился только у Урсулюка. За то, что он не искозил мысль Шолохова, я прощаю ему все остальные огрехи. С сыном буду именно его фильм смотреть, когда он подрастет, потому что важно ему показать не истинную казачку, а истинную войну, где нет правых.

Аватар

Статью я уже несколько раз читала, ее довольно легко найти. Но все равно, интересно увидеть ее здесь. Спасибо за пост.

Подождите...