Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Конечно, они не были такими яркими, как сегодня – уровень полиграфии был не тот, а многие открытки вообще делались вручную. Однако эти старые открытки – прекрасные иллюстрации традиций и обычаев, существовавших тогда в России…
Православные празднуют Рождество 7 января. До 1918 года Рождество в России отмечали 25 декабря – в день, когда его отмечают католики и протестанты, однако в нашей стране это было 25 декабря по юлианскому календарю, а большинстве европейских стран и США – по григорианскому. Григорианский календарь был введён в России только после революции, и в современном григорианском календаре «юлианское» 25 декабря попадает на 7 января.
Традиция шумно отмечать Рождество издавна существовала на Руси. Но Петр I внес в этот праздник много новинок.
По примеру Германии, на улицах и в домах Петербурга стали появляться елки и еловые ветки. Тогда никто не воспринимал это деревце как новогоднее и даже не помышлял украшать его в преддверии праздника.
«В знак доброго начинания и нового столетия века после долгожданного благодарения Богу и пения в церкви, по большим знатным улицам и перед воротами домов учинить украшения от древ и ветвей сосновых», - говорилось в приказе царя.
В России традиция праздновать Новый год появилась при Петре Первом.
В 1699 году он издал указ, которым ввёл новое
летоисчисление – от Рождества Христова, и с 1700 года
Новый год повелел праздновать по-европейски – 1 января.
К всеобщему смятению, 31 декабря пополуночи Пётр I лично открыл
празднества несусветным сумасбродством – запустил ракету, которая,
оглушив присутствующих, обдала всех искрами, копотью и пороховой вонью.
Далее царь повелел хмельно гулять всю неделю, вменил в обязанность
1 января всем поздравлять друг друга с праздником и наряжать
ёлку! Из всей крамольной затеи именно последнее вызвало наибольшее
изумление честного люда. У древних славян любимыми и почитаемыми
деревьями всегда были дуб и берёза. А ель отождествляли
с печалью и скорбью: они считали её «деревом мёртвых»,
с праздником она никак не ассоциировалась. Поэтому Петру I даже
пришлось издать указ о «правильном» праздновании Нового года: «По знатным
и проезжим улицам у ворот учинить украшение от древ
и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Так впервые в России
справили зимний Новый год. Некоторые историки утверждают, что первые зелёные
красавицы с украшениями появились в Петербурге на крышах
и заборах питейных заведений.
После смерти Петра I ёлки ставить перестали. Лишь владельцы трактиров
продолжали украшать ими свои заведения, причём эти ёлки стояли на крышах
круглый год – отсюда пошло название трактиров – «ёлки-палки».
Ослушаться батюшку тогда не рисковали, но, как известно, русский народ тяжело принимает новшества. Поэтому после смерти Петра елки вновь исчезли.
- Существует несколько разных легенд, почему христиане выбрали именно елку, - говорит основатель Детского музея открытки в Петербурге Виталий Третьяков. – По одной из версий, четыре ангела приветствовали Христа когда он родился. А потом разделили мир и полетели за подарками каждый в свою сторону. Северный ангел прилетел на север и увидел искрящееся снегом дерево. Он решил, что это будет самый лучший дар. Срубил деревце и принес его Христу.
Традиция украшать ее появилась в ХVI веке. Немцы вверх тормашками прикрепляли ее к потолку, а внизу устраивали пляски.
Вернуть рождественскую елку в первой четверти XIX века задумала жена великого князя Николая Павловича, будущая императрица Александра Федоровна. Вероятно, будучи немкой, она скучала по родным традициям.
В 1817 году она устроила первую рождественскую елку с подарками в московском Кремле. Затем они стали появляться в Зимнем дворце. Каждому ребенку полагалась своя «зимняя красавица», рядом с которой было принято складывать подарки. Говорят, в преддверии Рождества Николай I лично отправлялся по магазинам, чтобы купить что-нибудь приятное для своих близких.
Вскоре новую традицию переняла аристократия, а затем елки стали появляться и у обычных горожан.
Волшебника по имени Дед Мороз в царской России не существовали. Да, никто не клал подарочки под елки на Новый год.
Зато люди верили в святого Николая Мирликийского. Считалось, что он покровительствует детям, особенно немощным, и приходит к ним на Рождество.
На открытках святого изображали привычным нам образом: в красном халате, с длинной бородой и мешком, полным приятных мелочей. Позже советские идеологи повторили этот образ, создав Деда Мороза.
Сейчас на рождественских открытках могут изображать Иисуса. Как ни странно, но в царские времена этот образ не был сильно популярен. Чаще всего на карточках появлялись ангелы.
- Этот символ был распространен по всей Европе. Одинаковые открытки с разными надписями продавали в Германии, Франции, России, - говорит Виталий Поляков.
Европейские технологии по производству открыток были намного лучше. Наши мастера не могли наносить блестки. Поэтому очень часто на открытках можно встретить типичные европейские пейзажи.
С появлением фотографии, стали появляться фотооткрытки.
- Коллекционеры называют их крашенки. Это практически ручной труд. Потому что цветной фотографии не было, а цвета наносились кисточкой и анелиновыми красками. В мастерских сидели женщины и раскрашивали.
Чаще всего такие открытки продавались в фотоателье. Они пользовались бешеным спросом, ведь картинка впервые стала «живой».
Еще одна ценность подобных карточек заключается в том, что в них заключен «дух времени». Смотришь на такие открытки, и видишь, какие платья носили дети, как одевались мужчины, как наряжали елки. Все другое. А вот лица не изменились. Все та же радость от того, что праздник, от того, что в кругу семьи.
В царской России все отлично знали символы Рождества и Нового года. И было недопустимым, чтобы на новогодней карточке появились, к примеру, ангелы. Хотя иногда такие оплошности встречались.
- Издатель мог запутать все, что угодно. Нарисовать символы, связанные с Новым годом, и написать поздравление с Рождеством. Это просто двоечник-издатель. Я думаю, что такие открытки хуже продавались, потому что люди тогда очень хорошо знали символы, - говорит Виталий Третьяков.
Представьте только, каждая открытка – ручной труд! Да, копии могли отпечатывать в типографии, но оригинал всегда создавался красками и кистями. И ведь правда чувствуется, что в открытки вкладывали душу. А как иначе может получиться такая красота?
На самых старых открытках с Рождеством Христовым все персонажи рисованные, но с появлением фотографии начали печатать открытки с постановочными сценками и детишками, переодетыми ангелами. В основном такие открытки продавали в фотоателье, и они были очень популярны, ведь изображение действительно было живым.
Сочельник (канун Рождества) принято было справлять скромно, а на следующий день начинались гуляния - святки. И несмотря на то, что православная церковь всегда выступала против этих языческих пережитков, желание русского народа гадать и веселиться, очевидно, пересилить невозможно. На многих дореволюционных открытках можно увидеть ряженых – люди наряжались свиньями, медведями, разной нечистью, делали страшные маски и пугали друг друга, играли в снежки, катались на санях, а девушки гадали на суженого.
Другие рождественские открытки изображают детей или молодых людей, в рождественскую ночь ходивших из дома в дом и славивших родившегося Христа. Этот обычай так и называется – славление. Было принято останавливаться под окнами, петь песни, в прибаутках желать хозяевам дома добра и всяческих благ. Хозяева угощали славивших, при этом соревнуясь в щедрости, вот почему в компании всегда был кто-то с большим мешком или коробом для угощений.
Не менее популярными были открытки с бытовыми сценками на рождественскую тему – как и самая первая рождественская открытка, они изображали накрытый к празднику стол, детей, раскрывающих подарки, веселые, иногда не очень трезвые компании и парочки. Посылая такие открытки, люди желали друг другу того, что на открытке было изображено – чтобы дом был полной чашей и всегда хватало денег на хороший праздничный стол. Открытки времен Первой мировой войны изображали солдат, вернувшихся к семьям в канун Рождества – это тоже было своеобразное пожелание.
Другие «бытовые» открытки к Рождеству изображают наряженные ёлки. Традиция наряжать хвойное дерево пришла в Россию вместе с первым новогодним праздником из Германии, однако до 30-х годов 19 века россияне, как правило, ограничивались еловыми ветками. Первые ёлки и ёлочные украшения появились в домах петербургских немцев, но к концу 19 века традиция начинать праздники с украшения ёлки распространилась в России повсеместно.
Среди «бытовых» открыток были «открытки для взрослых», изображавшие целующиеся парочки. Действительно, обычай требовал пришедших на Рождество в дом гостей обмениваться с хозяевами поцелуями, и для молодых людей праздник был едва ли не единственной возможностью поцеловаться до свадьбы, поэтому его ждали с трепетом. И конечно, со многих дореволюционных рождественских открыток на нас смотрят котята, цыплята и поросята, которые как будто тоже радуются светлому празднику Рождества.
Источник: softmixer.ком
Самые волшебные рождественские открытки дореволюционной России
10:45, 26 декабря 2015
Автор: elena_dokuchaewa
Комменты 18
Ой, какая прелесть! А я антикварные открыточки собираю.
Девы, кто знает, правда ли до революции мы тоже делали пудинг на Рождество и украшали остролистом как сейчас в Европе? уже на третьей открытке остролист вижу и недоумеваю, неужели у нас так были похожи традиции??
А у нас сейчас из праздников такое шоу делают....слава всемогущему фотошопу....им такое даже и не снилось....интересно чему бы мы удивились лет через 70-100
У нас до сих пор в условном Урюпинске считается дурной приметой, если во дворе твоего дома растёт ель!
Ура! Ура! Наконец-то Деды Морозы, а не Санты!