Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
В венском оперном театре «Сирена» в минувшую пятницу состоялась премьера нашумевшей еще до показа оперы «Ходорковский».
Опера нашумела не только своим названием, но и действующими лицами. Называется она «Ходорковский», а героями стали, кроме самого Михаила Борисовича, Владимир Путин, Игорь Сечин, Леонид Невзлин, Алексей Пичугин, Владимир Петухов, Роман Абрамович. И русский народ в лице Ивана Ивановича и жены его Наташи, почти все действие сидящих на диване на фоне красного ковра. В ковре сделана ниша, где русский народ хранит самое дорогое: бюстик Ленина и бутылку водки. А над всем этим богатством прибит портрет президента, который русский народ то отдирает, то снова приколачивает.
На премьеру мы шли с трепетом: страшно было представить выходную арию Ходорковского и речитативом плетущих интриги высоких чиновников. И начало спектакля эти страхи подогрело. Уже в фойе нас встречали развешанные на колоннах грустные чучельные головы русских медведей, посреди огромного зала (бывшего хлебозавода в стиле модерн) валялась огромная матрешка с лицом Ельцина. Вместо пролога к зрителям выскочил актер в медвежьей шкуре и стал вылезать из нее, как стриптизерша из торта, — в итоге остался в обычном костюме и ушел под аплодисменты зала.

Все до единого штампы о России пошли в ход. Даже блины не были забыты: уже в финале Михаил Ходорковский (Clemens Kolbt) объясняет напихавшему золотого дождя в чемоданы Невзлину, почему не хочет уезжать из страны. И говорит: «Здесь мои родители, моя семья. Я люблю родину. Люблю русский язык. Люблю блины…»
Собственно, на фоне поедания если не блинов, то плюшек и происходят главные откровения Михаила Ходорковского. Он сидит за столом с мамой и поверяет ей свои заветные мечты: сначала открыть свой банк, затем — заняться ЮКОСом, потом — пойти в политику.
Путин появляется на сцене внезапно: в другой части сцены милиционер хватает красный телефон на столбе и кричит:
— Нападение! Тревога! Надо вызывать подполковника Путина!
И на сцену выскакивает подполковник Путин (Alexander Mayr), тут же скручивая какого-то нарушителя…
Так наши герои вступают в новую жизнь. И в длительное противостояние. В изображении этого противостояния будет много смешного и нарочито нелепого. Например, Сечин и Путин обсуждают распад страны в процессе синхронного надевания брюк: откуда они примчались без них, в пьесе умалчивается.
Русский мужик Иван Иванович, похожий почему-то на цыгана, будет обвинять бюстик Ленина в том, что тот его не слышит.
Черный пиар олигархов против растущей силы коммунистов представлен так: народу раздают газеты, те в них утыкаются и возмущаются речитативом: «Оказывается, коммунисты — педики! Нет, за педиков голосовать не пойдем!»

Здесь даже убийство Петухова изображено странновато: беседуя с сыном о том, что Петухов с его разоблачениями представляет для ЮКОСа угрозу, мама Ходорковского достает пистолетик и стреляет в воздух. А через какое-то время Петухова убивают, преподнеся эту новость Ходорковскому на 35-летие как подарок. То есть бывший олигарх в опере — не розовый герой. А его противостояние Путину — это противостояние борющихся за власть похожих людей, чьи взгляды на будущее России разошлись.
Показано и знаменитое совещание с участием Путина, когда Ходорковский стал разоблачать уровень коррупции, а Путин вспомнил, что и сам ЮКОС ей не чужд и даже не платит вовремя налоги. После чего Ходорковский будет метаться по сцене с ариями о том, что все нарушения в прошлом, а сейчас он хочет вывести свою компанию на мировой уровень. Немного странновато было слушать производственные оперные песни про ЮКОС, падающую прибыль, коррупцию, инфляцию.

Интересно, что главным злодеем в опере выведен Игорь Сечин. Именно он басом заставляет Путина (драматический тенор) принимать всякие непопулярные и антидемократические решения, относиться к политике как к шахматам (а Путин говорит: в политике нет правил, я сам их устанавливаю!)
Финал не радостный. Ходорковский (баритон) отодвигает решетку и выходит из-за нее. Но злой Сечин заставляет Путина целиться в группу медведей. И судя по выставленным в фойе чучелам, выстрелы в символы России попали в цель.
Зрители — а их на поставленных в несколько рядов стульях было около 150 человек — аплодировали, кое-кто даже крикнул «Браво!» Но есть подозрение, что немалую часть зрителей составляли родные и знакомые участников труппы. По крайней мере, ни один из российских випов на премьере замечен не был. Сам Ходорковский, которому приглашение послали, приехать отказался, сославшись на дела.
После спектакля я спросила композитора Периклиса Лиакакиса, почему Путин у него тенор, а Сечин — бас? «Нам не хотелось быть банальными!» — сказал композитор. И поскромничал. В чем-чем, а в банальности постановку никак не обвинишь.

В антракте удалось поговорить с руководителем оперного театра «Сирена»Кристиной Торнквист.
— Скажите, почему вы решили поставить оперу о Ходорковском? Что вас подтолкнуло?
— Меня впечатлила его фотография, где он улыбается за решеткой. Я увидела в этом много мужества. Стала читать его письма из тюрьмы, его книги. Хотелось показать необычные для оперных героев качества: постоянную демонстрацию силы, в том числе и силы дипломатической. А также большую коллизию между деньгами и властью.
Меня вообще интересует эта тема, и «Ходорковский» — лишь первая опера в целой серии «Политика и власть», дальше будут другие страны и другие персонажи.
— Какие?
— Ну, пока я не могу сказать…
— А был ли у вас русский консультант? Где вы брали фактуру?
— Консультанта, к сожалению,не было. История написана в 2013 году, и я не была уверена, что Ходорковский вообще оттуда живым выйдет. Мне казалось, что он никогда не вернется домой. Поэтому я и взялась за постановку.
Я не знаю русского языка, и в основном все приходилось узнавать из американской и англоязычной прессы, потому что в немецкой об этом пишут меньше.
— А кто вас финансировал?
— Наша оперная группа уже четыре года получает дотации от страны и города. Мы ни от кого не зависим. От Ходорковского никаких денег не было, если вас это интересует.
— Ну, это не удивительно. Он у вас тоже не положительный герой…
— Да, я не могу сказать, что для меня Ходорковский — чистый герой, и Путин для меня — не чистый антигерой. Я стараюсь быть справедливой, фиксируя сегодняшнее время. Здесь нет совсем плохих героев, они развиваются, их характеры меняются, драма не может быть черной или белой…
… Пока этот спектакль должен быть показан еще шесть раз, а дальнейшая судьба его не известна.
— А в России не планируете его показать? — спросили мы с коллегами.
— Это, наверное, опасно! — сказала Кристина.
Да, опасно. Засмеют.

Источник: finbuzz.ру
Опера Chodorkowski
19:26, 29 ноября 2015
Автор: REDISKA

Комменты 15
я считаю москвичи на такое должны непременно снять оперу где все австрийцы сплошь кончиты вюрст) стеротипами так сказать по стереотипам.
Даже не знаю, как комментировать. Маразм полный. Толпе людей захотелось славы, ничего путного сделать не получается, попробуем какую-нибудь хрень запилить.
Ждем с нетерпением следуюшие серии: про Пусек, Навального и т.д. ))
А можно в двух строках?))) Чего там?? Опера про Ходора?)))) Треш)))
Опера «Ходорковский». Ну и ну! Декорации: ковер и бюст. Надеюсь, кто на ЭТО пойдет не пожалеет.