Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Добрый день, сплетницы! Я долго думала, как создать пост про
Ивана Васильева и Наталью Осипову, и как бы ни составляла план, у меня не
получалось это сделать без повествования о том времени, когда две звезды
начинали свой путь к успеху. Во многом, не исключая упорства и трудолюбия, они
обязаны художественному руководителю балета Большого театра Алексею Осиповичу
Ратманскому. А его период был богат на скандалы и недопонимания с мастодонтами
Большой сцены. Потому, чтобы узнать больше о Ване и Наташе, необходимо немного
проникнуться той атмосферой, в которой они оба начинали.

(Наталья Осипова/Иван Васильев)
К предыдущему посту были написаны комментарии, подытожив которые, можно
выделить основную мысль: "Все это есть в открытом доступе!".
Я не буду спорить и, безусловно, правы те, кто так считает.
Но мой пост был рассчитан, в первую очередь, на тех, кто не
увлекается балетом, а, если и увлекается, то не читает обзоры, балетные форумы
двух театров, "холивары", которые несомненно возникают между группами
"Большого" и "Мариинского", а также тех, кто не вдается в детали и не тратил
свое время на поиск информации, архивных записей и статей. То есть, создавая
тот пост, как и этот, я ставила перед собой задачу, прежде всего, поделиться
тем, что вычитывала ранее, о чем слышала и о чем мне интересно говорить.
Конечно, истинных балетоманов я мало чем смогу удивить, а вот "околобалетных"
и просто любознательных личностей, которым будет занимательно и любопытно
прочесть что-то новое - не сомневаюсь. Потому, прошу Вас не расстраиваться,
если то, что Вы прочтете сейчас не станет для сверхновостью, но, уверена, что
найдутся те, кто прочтет об этом впервые.
Поехали!

В 2004 году Алексея Осиповича Ратманского (далее -
"Ратманский" или "АО") приглашают на
должность художественного руководителя балета Большого театра. Под
руководством Ратманского поставили два десятка балетов, из них - два новых, а
именитые зарубежные мастера давали в Большом "мастер-классы", делясь опытом и
приобщая артистов к особенностям главных мировых школ. В период Ратманского
омолодился состав труппы и радикально обновился список ньюсмейкеров — прим и
премьеров. И, действительно, АО, как худрук, продвинул
Наталью Осипову, Екатерину Крысанову, Анну Никулину, Андрея Меркурьева,
Ивана Васильева, Вячеслава Лопатина
и других. Наталья Осипова, отзываясь о своем наставнике, в интервью
"Российской газете" сказала следующее: "Мне, девочке из корд:)eта, Алексей Ратманский дал тогда огромный шанс
<...> Ратманский поверил в меня и дал танцевать большие роли".
Благодарность Натальи можно понять: не смотря на то, что корд:)ет - это
постоянный заработок, особенно на зарубежных гастролях (как известно, ведущую
солистку в случае болезни, травмы или ссоры с худруком всегда можно заменить и
не брать за границу, тогда как корд:)eт поедет всегда), большая часть
амбициозных артисток, приходя в труппу, боятся пожизненно застрять в
корд:)eте. И, прошу не судить меня строго, т.к это лишь мое мнение, не пришел
бы на должность худрука столь "европеизированный" молодой мужчина как
Ратманский, который хотел с самого начала набрать "свою" команду, а не
пытаться найти общий язык со знающими себе цену примами, а пришел бы
какой-нибудь любитель классики и ненавистник современного балета, то путь
Наташи хотя бы до солистки был бы крайне тернист и долог. Не сомневаюсь, что
рано или поздно она достигла бы своей вершины, но не так стремительно, как
получилось это при АО.

(Наталья Осипова)
О себе же как о танцовщике Ратманский отзывался более чем критично:
"...Я бы никогда не стал ведущим танцовщиком. <...> Я был несколько
тяжеловесен, моя техника не была блестящей. Помню, как мой педагог в первом
классе училища говорил, что попа - трудно точно перевести это слово на
английский - у меня отклячивалась, как у груши..."
("New York Times")
(Алексей Ратманский)
На самом деле, анализ деятельности АО занял бы много-много страниц, так как
единого мнения среди балетоманов не существует: одни полагают, что он вдохнул
жизнь в Большой театр, другие - что потерпел полное фиаско и на чем свет стоит
ругают его постановку "Болт", а также, презрительно величая его "мастером
малых форм" и отзываясь о его желании ставить множество одноактных балетов.
Но, поскольку пост мой "сплетниковский", то и информация
будет сугубо развлекательного характера.

Конфликт № 1.
После ухода Ратманского многие отмечали, что основной просчет АО был связан с
артистической политикой.
Худруку удалось создать свою команду - молодую, мобильную,
артистичную, но не удалось договориться со звездным корпусом Большого.

Одной из первых, кто открыто выступил против Ратманского была
Надежда Грачева, народная артистка, лауреат Государственной
премии России, которая поведала прессе в апреле 2006 года о неприятном
высказывании худрука: "Театр в вас не нуждается…". Кроме
того, Грачева крайне резко оценила и деятельность АО в том же интервью: "Мне
бы очень хотелось танцевать в Большом театре. Но здесь сегодня ведётся
совершенно непонятная политика. Ставятся одноактные балеты… Я не против них.
Они имеют место быть. Но не в таком количестве. Всё-таки это АКАДЕМИЧЕСКИЙ
Большой театр, здесь должны идти классические постановки. Но нынешний
художественный руководитель балета их, скажем мягко, недолюбливает.
Но если худруку не нравится классика, зачем было приходить и руководить
этим театром?!"
(Надежда Грачева)
Как пишут на форумах, за некоторое время до этого Ратманский
в ультимативной форме
предложил Грачевой танцевать роль одной из виллис - Мирты из балета "Жизель".
Хочу отметить, что для артистки, исполнявшей уже долгое время главную партию
(т.е Жизель), исполнять Мирту - это настоящее "понижение" в должности.
В общем, Надежда отказалась, но и Жизель после того разговора не танцевала.

(Надежда Грачева/Николай Цискаридзе)
Правда, 19 мая 2006 года на творческом вечере в ГЦТМ им.Бахрушина АС опроверг
фразу Грачевой о ее ненужности театру:
"Я, к сожалению, должен констатировать, что эту фразу за меня сочинила
Надежда Грачева. <...> Это, наверное, еще одна иллюстрация того, что люди слышат то, что
они хотят или ждут. <...> Как вы все прекрасно понимаете, это очень
трудный момент. Но когда приезжает хореограф, он идет в зал и выбирает тех, с
кем он хочет работать. Я тоже хореограф, и когда я ставлю балет, я выбираю тех
людей, которые, как я представляю, сделают то, что я хочу."

(Алексей Ратманский)
Не смотря на сезон 2006/2007, когда Грачева не принимала участия ни в одной
постановке, сезон 2007/2008 стал для нее все-таки более удачным, принеся ей 7
спектаклей. Но без "шпилек", как известно, не бывает и в 2007 году Ратманский
в интервью вполне прозрачно намекнул-тире-ответил, что ему очень важно, что
продолжают танцевать балерины старшего поколения, такие как:
Надежда Грачева и Галина Степаненко, потому что молодым есть у кого учиться
(пора на покой, пенсионеры).

(Галина Степаненко)
Конфликт № 2.
В прошлом посте многие сплетницы подвергли сомнению умственные способности
балерины Захаровой (припомнив приме "Школу Злословия"), а я,
например, в неприятном удивлении от Марии Александровой.
Начнем с того же Ратманского.

(Мария Александрова)
В 2009 году МА дала большое интервью газете "Известия", в
котором довольно-таки зло отзывалась о бывшем худруке Большого театра:
"Знаете, Алексей Ратманский очень долго вбивал нам в голову, что балет -
наша работа. Все были с идеей, что мы творцы, а он эту идею убивал. И это
вызывало возмущение."
(Мария Александрова)
В общем, не любила Мария Ратманского. Но конфликт № 2 был
лишь отчасти связан с худруком: в 2006 году АО пригласил в Большой
Диану Вишневу, с которой сохранил весьма теплые отношения еще
со времен работы в Мариинском театре. Штатная солистка
Мариинского театра и guest star сразу двух больших трупп —
берлинской Staatsoper и нью-йоркского
American Вallet Тheatre
(ABT) — планировала добавить к своим артистическим "трофеям"
и главный театр страны.

(Диана Вишнева)
Огорчились балерины и ведущие солистки Большого— придется им поделиться с
Вишневой спектаклями. Видано ли дело! И направились восемь (а по некоторым
данным и девять) прекраснейших дам во главе со
Светланой Захаровой прямо к Иксанову с петицией - позже
иронично названной ballet five o'clock tea. Надо сказать,
успешно прошедшим: Вишневой в тот год "отказали" в контракте с Большим.

(Светлана Захарова)
А позже Мария Александрова прокомментировала данную ситуацию так:
"Журналист: Вы абсолютно честны по отношению к коллегам?
МА: Да, я никогда не занимала ничьего места.
Ж: И никогда не участвовали в интригах?
МА: Нет. Но если спрашивали мое мнение, я всегда его
высказывала.
Ж: Когда петербургская балерина Диана Вишнева захотела стать
примой Большого, вы в компании коллег пришли к Иксанову с протестом. Зачем?
МА: Это был тот случай, когда спросили мое мнение. И это не
интрига, а элементарное умение взаимодействовать с людьми, с которыми
работаешь.
Ж: Насколько я помню, Вишнева не претендовала на многое.
Кажется, хотела станцевать "Сон в летнюю ночь". Стоила ли игра свеч?
МА: Никаких игр не было. Хотелось, чтобы в труппе были
нормальные отношения, чтобы люди, которые приезжают со стороны, тебя уважали.
А здесь, на мой взгляд, человек ставил себе задачей не присутствие в Большом
театре, а удовлетворение своих личных амбиций - ну, скажем, быть ближе к
президенту.
Ж: Нормальное желание для примы-балерины. Так всегда было в
русском императорском театре.
МА: Значит, я ненормальная балерина."

(Мария Александрова)
Относительно же мотивации Светланы Захаровой, то существует
следующее мнение (кто-то согласится, а кто-то и нет): Захарова пришла в
Большой из Мариинского театра, где ей отводилась третья роль после Вишнёвой и
Лопаткиной, а, перейдя в Большой театр, она стала первой и единственной. Так
кому хочется опять почувствовать себя "второй"?

(Светлана Захарова)
Из хорошего надо добавить, что Александрова
не водит дружбы с "клакерами" (она и еще
Светлана Лунькина). "Клакеры" - это наемные "хлопальщики" в
театре. Вот Вы слышали, как в Михайловском работают "клакеры", когда на сцену
выходит Иван Васильев? Так это не простые фанаты, обожающие своего кумира
(хотя, может, "клакеры" и без ума от тех, кому необходимо аплодировать и
кричать "Браво!"), а те самые, кому Владимир Кехман, директор Михайловского
театра и Новосибирского театра оперы и балета, платит. Так вот в связи с
отсутствием той самой "дружбы" сокрушительное «Браво!» никогда не сопровождает
даже самые успешные вращения Марии Александровой.

(Владимир Кехман)
Я начала с того, что она крайне зло отзывалась о Ратманском, хотя, в общем и
целом, её не сильно задвигали (в отличие от той же Светланы Захаровой и
Николая Цискаридзе), если сравнивать её период
ДО-Ратманского, когда "зажимали" в партиях сильнее. Но АО
везде ставил свою любимицу - Наталью Осипову и, как написал
один из критиков (я заранее прошу прощения у всех любительниц Наташи, но не
могу не процитировать):
"Александрову задвигают за Осипову, которая несравнимо уступает ей (Марии)
в уме и актерской харизме, при этом являясь ее прямой конкуренткой по
репертуарной линии. В отличие от Александровой, Осиповой дают станцевать то,
на что Александрова до сих пор рассчитывать не может, например, Жизель."
(Мария Александрова)
Так как Мария может любить Ратманского? А, никак!
Конфликт № 3.
Среди звезд есть разные: те, которые молчат, те, которые говорят, но не делают
этого публично и те, которые борются. А кто у нас основой боец на балетном
фронте? Николай Цискаридзе!

Как было понятно из первого поста, Николай очень хотел занять пост
художественного руководителя Большого театра, но г-н Иксанов методично, из
года в год, игнорировал его требования и назначал тех, к кому "душа лежала"
(ну или из своих соображений выгоды). А Николай отличается крайней
эмоциональностью, поэтому интервью в период Ратманского раздавал много.

(Николай Цискаридзе)
Из них в 2007 году мы и узнали, что деятельность Ратманского - это "пир во время чумы". Неизвестно, что именно послужило толчком, но первым в прессе засветился АО
в 2006 году, сказав буквально следующее:
"К сожалению, Волочкова с Цискаридзе известны не своими достижениями в
танцах, а скандалами."
Крайне опрометчивое заявление для художественного руководителя, от которого он
поспешил откреститься, заметив, что его неправильно поняли. Но следом
последовало интервью Николая, в котором он позволил себе сказать, что
балет "Светлый ручей" хороший, но не может составлять основу репертуара
Большого театра.
(“Светлый ручей”, 2011)
Отступление: балет "Светлый ручей" Дмитрия Шостаковича на
либретто Федора Лопухова был впервые поставлен в 1935 году, но уже в
следующем, 1936, в связи с восприятием постановки как сатиры на советскую
действительность, был закрыт. Был возобновлен Ратманским в 2003 году в
собственной хореографии, поскольку хореография Лопухова не сохранилась.

(“Светлый ручей”, 1935)
После интервью Цискаридзе логично, что
обиженный за свое детище Ратманский снял Николая с постановки. Что еще больше
разозлило талантливого танцора: "Хочу сказать такую деталь: когда 18-летним
мальчиком я впервые вошел в кабинет Григоровича, Юрий Николаевич встал и со
мной поздоровался. Когда бы я ни пришел к Иксанову, он встает.
Это Большой театр, здесь каждый занимает свою иерархическую
ступень.
А когда я вошел к Ратманскому, то увидел человека, который сидел, развалившись
в кресле. "Вы забрали у меня спектакль?" - спросил я. "Да, забрал". - "Ну,
наверное, надо было мне об этом сообщить". - "Ну вот я вам и сообщаю". Тогда я
открыл дверь в коридор, встал в проеме и сказал все, что я о нем думаю, на
русском языке, доступном всем. Вот с этого дня у нас началось бодание. Правда,
потом он вызвал меня, извинился, сказал, что он поступил, наверное,
неправильно. "Вам интересно, - спросил он, - почему я это сделал?" "Нет,
хозяин - барин".

(Николай Цискаридзе/Мария Александрова)
Вслед за этим последовал ответ Ратманского: "Я думаю, уверенность в себе вообще очень помогает в жизни. Это
хорошо." (о Цискаридзе)
А Николай, тем временем, продолжил развивать тему некомпетентности Ратманского
как художественного руководителя, заявив, что он
не должен допускать несвежие ленточки на балетных туфлях.

Как бы то ни было, а пикировка велась не только в прессе, но и в стенах
Большого. Еще до публичных "разоблачений"
Цискаридзе, Лунькина, Захарова, Гуданов пришли к Иксанову и
потребовали расторжения контракта с Ратманским, но тот не пошел на уступки.

(Алексей Ратманский)
Закончилось все предсказуемо: разругавшись со "старой" и
"звездной" гвардией, столкнувшись с откровенным саботажем, еще в 2007 году АО
принял решение не продлевать контракт с Большим театром, который истекал 31
декабря 2008 года. Ну или Большой театр решил не продлевать контракт с
Ратманским.

(Алексей Ратманский)
Теперь немного о позиции Николая к любимцам публики
Ивану Васильеву и Наталье Осиповой. Не знаю, как Цискаридзе
относится к Наташе, но то, что Ивана он недолюбливает - это факт. В одном из
комментариев к предыдущему посту я писала о том, что была на творческом вечере
Николая. Помимо всего прочего он затронул тему образования, точнее -
абсолютной безграмотности молодых артистов балета: "Станцуют свою партию,
подходишь к ним, спрашиваешь, о чем постановка - никто не читал, ничего не
знают, приходится насильно заставляет в академии читать классическую
литературу под угрозой отчисления. Родители негодуют, ученики - тоже". Так это
я к чему: мало того, что Васильев - протеже Ратманского, так он еще и крайне
глуп. Вот уж не знаю, что больше бесит Цискаридзе: то, что глупый Васильев
собирает полные залы и купается в лучах славы, или то, что о балете "Спартак"
он судил по фильму "Гладиатор" Ридли Скотта. И я сейчас не шучу, если что,
даже в интервью Вани об этом читала. Он в общем-то и не стыдится этого.

(Иван Васильев)
И напоследок, здесь ни цитат, ни подтверждений из прессы не будет, ибо это мне
рассказала моя знакомая балерина, а она, может, и сама придумала, но я
все-равно делюсь:
Ставшую примой в 2005 (при АО), Светлану Лунькину немного
"задвигали" ради Наташи Осиповой. Что, в принципе, из вышенаписанного даже на
сплетню не тянет, ибо логично! Как-то АО сказал ей, что
она уже удивить никого не способна, а вот Наташа - да. Хотя,
возможно, Ратманский так ей припоминал интервью, в котором Лунькина
пожаловалась
на слишком скучные постановки Большого театра.
(Светлана Лунькина)
Есть еще и другая версия: в 2006 году во время гастролей в Лондоне Лунькина
высказала своё недальновидное мнение о политике Ратманского интернет-изданию
ballet.co.uk: "Мы (артисты балета) не чувствуем себя
комфортно в связи с проводимой г-ном Ратманским внутренней политикой. Мы
объясняли ему, что то, что он хочет поставить для нашей труппы, противоречит
традициям классического балета. Он отвечал: "Понимаю, но традиции меняются"
"We feel very uncomfortable with this policy," she explains. "We told
Ratmansky that what he wants to do with the company is against our
traditions; he replied, I know and now the traditions will be
different."
Хотя, справедливости ради, с 2006 по 2008 гг., Лунькина была
на всех зарубежных гастролях Большого театра: пусть танцевавшая во вторых
-третьих спектаклях, но была. И, если ее и "задвигали", то Ратманский делал
это крайне деликатно и не вовремя зарубежных гастролей.

(Светлана Лунькина)
Однако в обновленной, премьерной "Сильфиде", в постановке
Йохана Кобборга (коллега Ратманского по датской сцене,
которого пригласили "освежить" московскую классическую версию) роль Сильфиды
досталась Наталье Осиповой, а Светлану Лунькину поставили
лишь в третий состав. То же произошло и в 2011 году (Ратманский уже не являлся
художественным руководителем балета), когда накануне премьеры постановки
"Утраченные иллюзии" Лунькина была заменена на Осипову.

(Наталья Осипова)
А Мария Виноградова, она же Мэри Ви, которая жена Ивана
Васильева, была любовницей Сергея Филина (женатого, надо
сказать) ну и пробилась "через тернии к звездам", точнее к званию "ведущей
солистки".

(Мария Виноградова)
Сам же Ратманский, поговаривают,
мстительный, хитрый и злопамятный, а интеллигентом лишь
"прикидывается".

"Здесь, в Большом, больше ценят жесткость, иначе норовят плюнуть в
спину."
(Татьяна Ратманская, 2007 г.)
Спасибо за внимание!
Скандалы и интриги Большого театра
11:33, 4 сентября 2015
Автор: lightminded
Комменты 193
Боже, как всё запутано. Я от балета всегда была далека, и единственная, кто смог меня зацепить - это Осипова, причём о балете я тогда не знала вообще ничего. Потом видела уже постановки с другими балеринами, когда начала приобщаться к высокому искусству, но Осипова всё равно казалась мне чуть ли не гениальной. А она, оказывается, чья-то протеже. Далека я всё-таки от балета А по поводу комментариев "Все это есть в открытом доступе!" - так у нас тут 90% постов - копипаста, и что теперь? Или салатницы позавидовали количеству плюсов к посту?
Ух ты!!!Спасибо за пост,я далека от балета,но читать про балетные интриги очень даже интересно) несколько раз видела Цискаридзе в МГЮА)))Он там,как и я,получал второе высшее образование,и вот значит,в разгар сессии толпимся мы все у деканата и в этой же толпе с нами в очереди,как все,стоит Николай)))Его,конечно все узнали и хотели без очереди пропустить,но он отказался!
Дорогая автор, а вы будете писать продолжение истории? Я вот с интересом бы причитала про Изумрудовну, самый большой гвоздь в $аднице Большого театра
Не по теме, но об упоминаемом здесь Кехмане. Сказать,что новосибирцы в шоке от назначения этого персонажа с богатой уголовной биографией директором театра, который новосибирцы, всегда наивно считали храмом искусства, не сказать ничего. В момент его назначения было по 800 комментов под статьями городского сайта,сейчас меньше. Сезон в нашем оперном театре сорван. Кехман начал ремонт - наводить "лоск" по его словам организациями,не имеющими разрешения на работы. Мединский выдал ему 200 миллионов на ремонт крыши, фасадов и туалетов.(туалеты нормальные ) К слову сказать,что в 2005 г. был проведен капитальный ремонт и особой нужды в нем нет. Областные власти единственное ,что смогли - запретили работать этим фирмам,т.к. любые изменения должны проводится с учетом акустических замеров. Тогда 10 лет назад во время ремонта, который контролировала Ирина Драческая - жена тогдашнего полпреда Сибирского округа, только после заключения экспертов по акустике в сиденьях поменяли конский волос (1945 г.) на современные материалы. Сейчас же Кехман собирается вообще заменить кресла. А к слову в новосибирском театре - почти единственном сохранились чертежи кресел и люди боятся ,что новое руководство их "потеряет". Труппу на собрание пригласили в купальниках ,чтобы оценить их форму.Директор грубит,хамит. Запретил артистам общаться с прессой , запретил вести съемку в здании театра. Закрыл столовую для артистов, страховку части балетной труппы не продлевают с апреля, в гримерках поселились молдаване (а наш театр -это действительно памятник архитектуры федерального значения).
Уххх, змеиный клубок это закулисье больших театров :-)))