Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Более двух тысяч лет назад в Индии сформировалась кастовая система общества, поделившая людей по жесткой иерархической лестнице. Первая успешная попытка борьбы с несправедливыми индуистскими законами была предпринята 3 февраля 1930 года – тогда впервые неприкасаемый был избран членом городского совета. С 50-х годов XX века под эгидой ООН кастовая иерархия постепенно разрушается, сегодня она уже считается незаконной, а за проявление дискриминации индийцу грозит тюремное заключение. Однако религию, существовавшую тысячелетиями, оказалось, нельзя уничтожить даже развитием цивилизации и правопорядка. В деревнях Индии до сих пор придерживаются законов древних дхармашастр, делящих жителей на «чистых» людей – брахманов – и неприкасаемых – ачхут, до которых нельзя дотрагиваться и которые существуют в обществе фактически на правах рабов.
К неприкасаемым (на хинди — «ачхут») относятся те, на кого возложен тяжелый физический труд, например — уборщики и кожевники. А еще — рыбаки, мясники, проститутки, бродячие артисты, уличные ремесленники. Положение их, наверное, даже хуже, чем у черных рабов в Америке: с теми хотя бы можно было общаться. Индийские же неприкасаемые не имеют права даже поздороваться с человеком более высшей касты, а также дотронуться до его вещей. В случае, если такое происходит, «чистый» после контакта должен целый месяц отмываться в храме священной водой и молить богов о прощении. Индуистский закон запрещает ачхут питаться в обычных столовых, носить нарядные одежды, брать воду из общественных колодцев, возделывать землю и получать образование. Считается, что неприкасаемые несут на себе «грязь» своей профессии, а следовательно, могут «осквернить» своим прикосновением человека или пищу, а своим присутствием — жилище или храм.

Изучение истории древней Индии дает ответ на вопрос о причинах возникновения столь жестокой системы сословно-профессионального деления общества. Она кроется в перенаселении страны, которое приводит к молниеносному распространению инфекций. Медицины как таковой не было и единственным средством спасения от заражения было изоляция потенциальных источников заразы - основных групп риска, в которые входили определенные «грязные» профессии. Однако вследствие религиозного общественного уклада, дело зашло намного дальше, чем просто разумное ограничение контактов. В итоге, через десятки поколений, люди грязных профессий постепенно стали изгоями, живущими в крайней нищете в отдельных районах. В некоторых южных областях нечистыми были объявлены не только прикосновение, но даже тень и сам вид неприкасаемого, и им под страхом смерти запрещалось выходить днем из дому. При попадании тени от ачхут на члена высшей касты неприкасаемого тут же насмерть забивали камнями.

Почему же эти люди на протяжении веков покорно подчиняются этим жестоким законам? Ответ заключен в искренней религиозности подавляющего большинства индийцев. Свыше 80% населения страны исповедуют индуизм, в основе которого — идеология дхармы. Это понятие включает в себя категории морали, долга, права и определяет круг обязанностей каждого человека. Их выполнение обеспечивает счастье в следующей земной жизни. Несоблюдение дхармы ведет к страданиям в будущей жизни. Страх перед ними настолько силен, что его не удается искоренить до сих пор даже под угрозой тюрьмы. Родился неприкасаемым? Значит, много грешил в прошлой жизни. Если же ты покорностью и тяжким трудом сумеешь искупить свои грехи, то в дальнейших перерождениях сможешь подняться чуть выше по кастовой лестнице.
Теперь низшие касты от дискриминации защищает индийская конституция: им открыт доступ в святилища, магазины и другие общественные места. В деревнях им разрешено пользоваться общественными колодцами и заниматься земледелием. Более того, в отдельной статье говорится о том, что государство берет неприкасаемых под свою опеку, выделяет им бесплатно и гарантирует определенный процент мест не только в органах власти, но и в университетах. А с 1997 по 2002 год даже президентом Индии был «неприкасаемый» — Кочерил Раман Нараянан.

Однако закон стал действовать только на относительно просвещенных горожан, а в сельских поселениях и небольших городках он просто не работает. Для религиозных деревенских жителей главным руководством к действию по-прежнему остается закон предков, дхармашастры. Неприкасаемых стали пускать в кафе, но они обязаны пользоваться отдельной посудой. Теперь им можно делать покупки в магазинах, но не как все: они говорят, что им нужно, кладут деньги на порог и с порога же забирают свой товар. Детям ачхут разрешили посещать общие школы, однако они до сих пор не имеют права сами наливать себе воду — дабы не осквернить ее — и обязаны ждать, пока им не поможет представитель других каст. В результате они порой часами не могут утолить жажду.
По указу №22, принятому еще в 1955 году, в случаях любой дискриминации, будь то запрет входить в храм или запрет пользования обычной посудой в ресторане, нарушитель может быть наказан тюремным заключением на срок до 6 месяцев или штрафом до 500 рупий! Даже любые словесные оскорбления этих людей запрещены, хотя в последнее время вошло в обиход слово «далит», что буквально означает «попираемый ногами». Однако законы не действуют: сельские жители по сей день настолько боятся ритуального осквернения, что не примут воду из рук неприкасаемого, даже умирая от жажды. Некоторые социологи считают, что кастовая система сохраняется в Индии еще и из-за практических причин. Люди более высших каст не привыкли к грязной работе. Вряд ли кто-то добровольно согласится чистить выгребные ямы и убирать трупы животных с городских улиц.

Стоит отметить, что в Индии неприкасаемые — далеко не самые несчастные люди. Хуже всего относятся к вдовам. Сегодня потерявшие мужа уже не должны сжигать себя на погребальном костре умершего, как раньше, но они по-прежнему не имеют права работать, обязаны брить голову и носить простую одежду, а общаться с ними могут только самые близкие родственники. Все люди, включая самих ачхут, убеждены, что контакты с вдовой навлекают на человека страшное проклятие, в результате которого в будущей жизни он переродится в навозного червя.
Сергей Тихонов. expert.ру
Неприкасаемые.
00:25, 2 мая 2015
Автор: Ballinta

Комменты 172
(вчера в газете прочитала) в Индии опять в автобусе изнасиловали мать и её 16-летнюю дочь и выкинули из едущего автобуса. Дочь скончалась, мать выжила. Как страшно жить в Индии женщине особенно из касты неприкасаемых, читала ,что в бордель отдают 9-летних девочек.
для меня самый сложный вопрос-это когда такие практики перестают быть частью культуры и традиций, и становятся нарушением прав человека. Россию сношают и в хвост, и в гриву, так как у нас запрещают парад секс-меньшинств, и считается, что в целом нарушаются права человека. индию, я знаю очень хорошо, я ее обожаю, объездила пол постраны, именно нетуристические места. невероятная страна с сумасшедшей энергетикой-у меня там разом открываются все органы восприятия от цветов, запахов. но, конечно, другая планета, а неприкасаемых до сих пор не подпускают к общественным колодцам. самое необычное, что дискриминация относительно низших каст впечатана в днк индусов, даже самых образованных с западным образованием. даже индианка из среднего класса, которая драит у себя дом в Америке, как только попадает в индию, начинает искать служанку из низшей касты для того, чтобы мыть свою ванную комнату, и какую-нибудь неприкасаемую, чтобы мыть туалет-ведь делать это должны обязательно разные люди)))
Статья такая странная - мол в Индии живут отсталые люди, по первобытнмы законам, а вот мы, белые люди, живем правильно и подаём пример всем другим как надо жить. Автор сгустил краски над Индией, а жителям остальной части планеты нимбы на головы надел. Реально смешно. У нас что ли нет такого? Только в другой, более цивилизованной форме. Выпускница МГИМО с богатыми родителями пойдет замуж за уборщика, кожевника, рыбака, мясника, бродячие артисты или уличного ремесленника? Молодой человек у которого родители интеллигенты в пятом поколении посмотрит, заговорит и пригласит хотя бы на одно свидание девушку, которая работает рабочей в цеху? Нет, нет и ещё раз нет. Да, бывают исключения. Но в большинстве своем у нас такое же разделение людей на касты, только не столь явное для чужого глаза. Далее автор (Сергей Тихонов) продолжает радовать нас своими иллюзорными познаниями о цивилизованном мире: "Вряд ли кто-то добровольно согласится чистить выгребные ямы и убирать трупы животных с городских улиц." А у нас, простите, роботы, феи или птички эту работу выполняют? Биотуалеты чистят люди с цистерной, которая откачивает всё д*рьмо, обычные туалеты моют обычные уборщицы, трупы животных с улиц убирают дворники. И иногда этим непочетным трудом занимаются и люди, так сказать, принадлежавшие ранее высшим кастам. И знаете, мне ни капли не жалко неприкасаемых, которые сами себя жалеют и считают униженными, оскорбленными и обделенными, но при этом считают, что "контакты с вдовой навлекают на человека страшное проклятие, в результате которого в будущей жизни он переродится в навозного червя". Нельзя желать себе стать равным членом общества, а другого человека считать изгоем. Или все равны, или - касты.
а еще расскажу вам, как я лежала в больнице в Индии. вообщем расслабилась я как-то и хлебнула плохо-прокипеченную воду в Индии, при том, что я очень осторожная путешественница.
ой, палец соскользнул. вообщем, когда я пила чай в непонятной кафешке, чувствовала, что вода плохо прокипяченная. через три часа повезла себя в больницу, хотя были просто симптомы отравления. но так как у меня никогда в поездках не бывает проблем, я чувствовала, что попала. лежала с подозрением на брюшной тиф, в Москву отказалась лететь, если лечить такие болячки, то только в Индии. лежала по страховке во второй по размеру больнице штата. уровень был высочайший, в Индии прекрасные врачи, лежала неделю под капельницами с антибиотиками, в комнату всю еду я заказывала по меню после ежедневной консультации с диетологом, приносили даже свежевыжатый сок из яблока, готовили все, что я просила. каждое утро мне меняли постельное белье, приносили чистую пижаму-и вообще, чистота была как в операционной. я была во всяких цкб в Москве, так в цкб условия на коммерческой основе хуже, чем в небольшой частной клинике в Индии. вообщем, мне так интересно было лежать в Индии-всем советую. в России меня бы в аэропорту приняли бы в карантин и сдали в инфекционку на месяц. если есть хоть малейшее подозрение, нужно бежать сдавать кровь-знаю случаи комы от лихорадки денги и простейших, которые уже десять лет живут в организме, и невозможно вылечить.