Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Елена Метёлкина родилась 23 октября 1953 года в Москве. Среди своих сверстников девочка с раннего детства выделялась необычной внешностью, хрупкостью, лебединой шеей, огромными глазами, смотревшими на мир с чистой и застенчивой улыбкой. Лена была нелюдимой, мечтательной, и потому шумным компаниям и детским играм предпочитала уединение и постоянное чтение книг. У неё не было друзей. Её единственными друзьями детства были книги. Она была не такой, как все.
Окончив школу, Лена выбрала скромную и незаметную профессию библиотекаря. Но на глазах происходило чудо, из вчерашней худощавой, нескладной школьницы в огромных очках Елена превращалась в очаровательную женщину, в создание воистину неземное. Необычайная внешность Елены, раньше вызывавшая удивление, неприятие и даже насмешки, теперь вызывала восхищение и зависть, и вполне закономерно привлекла внимание дизайнеров моделей одежды.
Так Лена стала демонстратором одежды Московского Дома моделей.
Но когда в 1973 году она успела в считанные секунды промелькнуть в эпизоде лирической кинокомедии «Берега» режиссёра Екатерины Сташевской, она не думала ни о какой славе и известности, тем более о славе кинематографической. Среди стайки подружек, пытающихся привлечь внимание молодого офицера, её героиня, не произносящая в кадре ни единого слова, выделяется не столько внешностью, сколько глазами, смотрящими с экрана с робким, почти затаённым восторгом.
Год 1976 стал переломным в жизни Елены. Она вышла на подиум главного магазина страны – ГУМа, вскоре став там одной из ведущих демонстраторов одежды. Елена считалась очень перспективной моделью, и во второй половине 1970-х годов блистала не только на показах ГУМа. Её фото украшали обложки и страницы модных журналов и альбомов, издаваемых в Москве, Риге и других городах.
Но никто, даже она сама, ещё не подозревал, что самое главное в её жизни событие ещё впереди...
В 1978 году режиссер Ричард Викторов приступил к работе над новым фильмом, получившим название «Через тернии к звездам». Соавтором сценария нового фантастического фильма стал советский писатель-фантаст Кир Булычев.
Художник-постановщик фильма Константин Загорский в образе инопланетянки изобразил «портрет» тонкой, хрупкой девушки абсолютно пропорциональное сложение, длинная шея, маленькая лысая голова, красивое, но необычное лицо, огромные глаза и, что немаловажно, почти без половых признаков.
Поиски главной героини продолжались долго и мучительно. Даже в газете «Московский комсомолец» была опубликована заметка-объявление: «Вы знаете инопланетянку?»
И вдруг ассистенты режиссёра, просматривая журнал мод, случайно нашли
фотографию Елены, сразу узнав в ней нарисованную инопланетянку! Прочтя
сценарий, Лена почувствовала, что должна будет сыграть саму себя. Что с неё не
только «заочно» срисован эскиз, вся роль списана с её жизни… И, чтобы сыграть
её, не имея кинематографического опыта, она решила просто полностью довериться
режиссёру.
«Я не могла охватить сразу всю роль, потому что была маленькой и глупой, а он
видел дальше. Я слушалась, и все получилось», – вспоминала потом Елена.
«Актриса внешне сдержанна, но внутренне кипит, вся в порыве, динамике. Ее необычная внешность тотчас приковывает к себе внимание, ее поведение в кадре удивительно гармонично и естественно», – писалось в одной из газетных рецензий на четвёртый день после выхода фильма на экраны Москвы.
Необычная внешность Елены, её видимая и не всем понятная неземная красота и своеобразная пластика, её глаза, способные вместить всё, от нежной и робкой любви до пугающей космической бездны, ее старательное следование замыслам режиссёра и сценариста, ее внутренний мир, который не раскроешь на подиуме, позволили показать на экране истинное воплощение представлений о неземном существе.
Фильм «Через тернии к звёздам» вышел на экраны Москвы в день 20-летия полёта Гагарина, 12 апреля 1981 года, в тот же день окупив затраты на его съёмки. Всего за год кинодилогия Ричарда Викторова собрала 20 500 000 зрителей. А никому прежде неизвестная Елена Метёлкина заняла четвертое место в списке наиболее популярных актёров года, опередив даже самого Иннокентия Смоктуновского. Не говоря о том, что актёрская традиция высшим признанием считает отождествление зрителем актёра с его персонажем…
В 1980 году, во время съёмок в Крыму, Елена повстречала человека из Запорожья. Для неё это была настоящая любовь. Для него - всего лишь даровая возможность получить квартиру в Москве и московскую прописку. Сын Елены – Александр родился в 1982 году уже после того, как брак был признан недействительным…
В 1982 году, на ежегодном международном кинофестивале научно-фантастических фильмов в Триесте (Италия) Елена была награждена специальным призом жюри «Серебряный астероид» за лучшую женскую роль. В том же году создателям фильма «Через тернии к звёздам» была присуждена государственная премия СССР, однако Елены в числе награждённых не было. Кинематографисты восхищались ею, но сниматься не приглашали. За Еленой укрепился образ «инопланетянки», но фантастических фильмов тогда почти не снимали....
Только в 1984 году Елена исполнила роль Полины – сотрудницы Института Времени в детском телевизионном фильме «Гостья из будущего», поставленном режиссёром Павлом Арсеновым по повести Кира Булычёва.
Писатель исключительно ради Елены вместо Николая Николаевича ввёл в сценарий образ Полины. Несмотря на фантастичность сюжета, Полина во многом неожиданна. Это уже не испуганная и одинокая девушка из пробирки. За очарованием, женственностью и хрупкостью, мягким, никогда не повышающимся голосом стоит сложный, жёсткий характер, сила которого видна и в быстрой, решительной и изящной походке, и иногда в холодном, проницательном, подчёркнуто прямом взгляде. Только во всём остаётся нечто от иного мира, пусть не иного пространства, так иного времени. Можно сказать, что и Полина во многом списана с Лены, успевшей не только выдержать испытание славой, но и познать на себе зависть, подлость, предательство...
Кадры из фильма "Гостья из будущего" (1984 год), с 1 мин 31 сек.
В том же году один из партнёров Елены по «Гостье из будущего» – актёр Евгений Герасимов уже как режиссёр ставит лирическую комедию «Очень важная персона». Как не похож на Полину лирический образ молодой учительницы музыки Иры, угодившей по распределению в сельскую местность, тихой, столичной, прячущейся за огромные очки и разговаривающей едва не вполголоса.
Словно ещё одна грань дарования актрисы, отражающая свет под совсем иным углом… Однако, к сожалению, больше предложений от режиссёров для Лены не поступало. Её приглашали в Государственный институт театрального искусства, но в артистической среде Лена почувствовала себя чужой. Еще тогда, на съемках, гримеры и костюмеры ей говорили: «Почему ты решила, что будешь нарасхват в кино? Возвращайся в Дом моды и работай манекенщицей».
Она вернулась в ГУМ, где проработала ещё десять лет. Её фото снова стали появляться в модных журналах и альбомах, в выдержавшей пять изданий только в Москве книге Маргариты Максимовой «Азбука вязания», пользовавшейся невероятной популярностью у рукодельниц.
В начале 1990-х годов Елена устроилась на работу секретаршей к бизнесмену Ивану Кивелиди (руководителю Росбизнесбанка).
Из интервью Елены ЭГ, 2013 г.:
- Кивелиди коварно убили в 1995 году. Нанесли на телефонную трубку яд (по некоторым данным, полоний). Кроме него, погибла моя коллега — секретарь Зара, а позже — эксперт, который вскрывал их тела. Бог меня тогда спас. Окружающие думали, что у меня с женатым Иваном роман, хотя ничего такого не было. Ему нравилось, что все так считают, с супругой у них были свободные отношения. Случалось, босс подвозил меня на своей машине. Однажды попросила у Ивана крупную сумму, и он без проблем дал. Не пересчитывая, протянул пачку банкнот. Потом я все до копейки вернула. Так получилось, что я последней поговорила с его секретаршей Зарой по телефону. Повесив трубку, она потеряла сознание, и ее уже не смогли спасти. То же произошло и с Кивелиди. Когда я увидела по телевизору сообщение об их смерти, упала на колени, долго не могла прийти в себя. Меня потом в милицию вызывали, спрашивали про окружение Ивана, но я ни про кого дурного слова не сказала...
После гибели шефа работала уборщицей в храме Московского подворья Валаамского монастыря и в Лиге кооператоров, воспитателем в школе-интернате для больных детей, манекенщицей и продавщицей в магазине одежды, продавщицей в обувном магазине.
Елена в программе "Модный приговор"
Елена с сыном Александром
Из интервью Елены ЭГ, 2013 г.:
"Саша окончил экономический институт. С 16 лет подрабатывал автослесарем. И так полюбил это дело, что до сих пор восстанавливает раритетные машины. Сейчас хочет попробовать себя и в чем-то другом. Жаль, что в 31 год Саша пока не женат и не обзавелся детьми. Прошу сына влюбиться!"
Елена с "Алисой" - Натальей Мурашкевич (в девичестве - Гусевой, 42 года)
"Антикризисная коллекция Вячеслава Зайцева", 2009 год
В настоящее время Елена работает менеджером по работе с клиентами в образовательном центре изучения иностранных языков.
Елена Метёлкина
10:51, 9 декабря 2014
Автор: Belochkina
Комменты 51
Спасибо огромное за пост! (забыла, что должна была прочитать его, замоталась и открыла только сейчас). Её Полину я просто обожаю. Длинную сцену, где она просто идёт по городу (в начале фильма), в ярком развевающемся платье, - могу пересматривать бесконечно. Помню, меня потрясла передача "Модный приговор". Продавец обуви?? Что? Нет, ни в коем случае я не хочу сказать ничего плохого про сотрудников обувных магазинов. Но Метёлкина... Пишут выше, амбизиозности ей не хватает. Да, наверное... Инопланетянка, одним словом. Безобидная и добрая. После передачи много гуглила про неё, даже нашла название языкового центра, где она работает :) Он в самом центре Москвы. Пусть у неё всё будет хорошо, от души ей желаю. Подозреваю, что устроиться сейчас в жизни получше ей помог Зайцев. Он на передаче (тогда ещё он её вёл), по-моему, даже всплакнул, как ему было обидно за Елену. ПС: интересно, как живётся чудаку на букву "М", который её обманул? Они общаются? Сын ведь общий...
вроде бы на программе модный приговор зайцев ее к себе пригласил работать......почему не пошла?
Шикарно выглядит .
Если бы раньше были тональные средства как сейчас..., она бы вообще была нереальная. Меня всегда отталкивали ее синяки под глазами
Сделайте рубрику о забытых актерах. как у них судьба сложилась... Может будем заявки писать ??? Ко хочет и может сделает пост..