Екатерина Винокурова — дочь министра иностранных дел России Сергея Лаврова — провела все детство в Нью-Йорке, где ее отец на протяжении десяти лет представлял нашу страну в ООН. Уже будучи выпускницей Колумбийского университета, к тому же окончив магистратуру в Лондоне, Екатерина переехала в Москву, начала карьеру в сфере искусства и на сегодняшний день является содиректором российского отделения аукционного дома Christie's.


  С чего началось ваше увлечение современным искусством?
  С детства. Я родилась в семье, где искусство всегда уважали. Бабушка и мама часто водили меня на выставки. И потом, я выросла в Нью-Йорке, а там огромное количество музеев и очень развита выставочная деятельность. Современным искусством на профессиональном уровне стала заниматься случайно. Когда переехала в Москву, общие друзья познакомили меня с основателем галереи Haunch of Venison Гарри Блэйном, и он предложил мне работу. Я честно призналась, что о современном искусстве знаю мало и только по нескольким курсам, которые прошла в университете. Он ответил: "Ничего, это такая сфера деятельности, где можешь всему учиться по ходу". Так и втянулась. Сначала три года отработала в Haunch of Venison, представляя галерею в России, а потом перешла в Christie's.


  "Учиться по ходу" в случае с современным искусством практически необходимость, потому что в российских вузах такая дисциплина отсутствует.
  Я сама очень жалею, что не получила когда-то профильное образование в сфере искусства, и, появись у меня сейчас такая возможность, обязательно воспользовалась бы ей. Когда я поступала в университет, курс "История искусства" многим представлялся скорее как хобби, нежели как база для будущей профессиональной деятельности. Я отучилась на политолога, магистратуру закончила на факультете международных отношений, но для меня это была возможность углубить знания по нескольким гуманитарным предметам. Да, в Москве действительно не очень много мест, где можно получить образование, которое нужно западным аукционным домам. Но при большом желании можно отправиться на уч:) за границу и закончить годичный курс на тему классического или современного искусства. У Christie's, например, есть собственная образовательная программа, причем в разных сферах: ювелирное дело, современное искусство, менеджмент и многое другое.


  Вы не только работаете в сфере современного искусства, но и сами его коллекционируете.
  Да, первая работа появилась у меня в 2007 году. Ее автор — художник Павел Пепперштейн. Он написал письмо Юрию Лужкову и Валентине Матвиенко, которые на тот момент были мэрами Москвы и Санкт-Петербурга, с предложением сохранить два этих города как культурные центры, а деловые, политические и все прочие — вынести за их пределы в город под названием Россия. Пепперштейн создал несколько картин, объединенных этой идеей, одну из которых я приобрела. Тема была мне очень близка, потому что на тот момент я только закончила уч:) и начала заниматься искусством, а работа Павла объединяла в себе и политику, и искусство. Считаю ее одной из главных в своей коллекции, тем более Павел со временем стал очень успешным художником: в прошлом году его работу даже приобрел Tate. В моей коллекции вообще преобладают русские художники: Григорий Острецов, Сергей Сапожников, Миша Мост. В последнее время появилось несколько работ американцев, в том числе Дэниела Лефкурта, которую я отдавала на недавнюю выставку "Глазами коллекционера" в рамках Cosmoscow. А в прошлом году приобрела фотографию Филип-Лорки ди Корсия. Пока все работы помещаются в квартире. Опытные друзья-коллекционеры говорят, что ты становишься настоящим коллекционером только когда своих стен уже не хватает и необходимо искать отдельное пространство для хранения, так что есть к чему стремиться.

  В чем основные различия восприятия современного искусства в России и на Западе?
  В России люди знают о современном искусстве гораздо меньше, а все чуждое воспринимают с опаской. Это искусство во многом построено не на визуальной части, а на концепции. Чтобы понять его, нужно не только прийти и посмотреть, но еще кое-что спросить, кое-что почитать. Взрослые люди, а особенно мужчины боятся показать, что они чего-то не знают, стесняются, и неизвестное так и остается чуждым. Коллекционирование на мировом уровне закончилось в России еще в 1917 году, и только последние 20 лет эта традиция возрождается. Пока у нас нет музеев уровня МоМА и Tate, но, очень надеюсь, через какое-то время они обязательно появятся. Большие надежды возлагаю на частные инициативы, потому что государству покупка столь большой коллекции обойдется в огромную сумму.


  Нет ли опасения, что "возрождение традиций" окажется модой на современное искусство, которая в скором времени просто пройдет?
 
Искусство больше, чем мода. Есть модные художники, которые востребованы сегодня, а через пять лет их никто не вспомнит. Но искусство в целом — это большая часть нашей культуры. Такие вещи не могут быть просто модными. Оно вечно, поэтому в него надо вкладывать силы, средства, и, конечно, его надо изучать.


  Кто на сегодняшний день является основной целевой аудиторией тех выставок современного искусства, что организовываются в России?
 
Помимо коллекционеров и профессионалов современным искусством интересуется большое количество людей, особенно молодежь. Это то, что актуально и привлекает внимание общественности. Чем больше люди узнают про сферу современного искусства, тем более популярным оно становится. Если говорить о Christie's, то на каждой выставке, которую мы устраиваем, два-три дня работы могут посмотреть не только те, кто хочет и может их приобрести, но и студенты и люди, просто интересующиеся искусством.


  Насколько для современных художников важно иметь имя-бренд, как у Джеффа Кунса или Дэмиена Херста?
  Точно не каждому художнику дано иметь такое имя. Кунса и Херста я бы отнесла к новому типу людей искусства, которые совмещают в себе таланты художника, менеджера и бизнесмена. Кунс, прежде чем стать художником, работал на Уолл-стрит, но такой бэкграунд есть далеко не у всех людей искусства, поэтому огромную значимость имеет работа галеристов. Галерист должен заботиться об образовании своих художников, если они молоды, обеспечивать финансово, возить на ярмарки, что довольно сложно: попасть на Art Basel или Frieze стоит больших усилий. И здесь еще одно отличие от Запада: у нас подобная система взаимодействия галерей и художников практически отсутствует. В Америке десятки тысяч галерей, которые заняты продвижением художников, в России — десятки.

Источник: BURO 24/7

Блоги

INTERVIEW // ЕКАТЕРИНА ВИНОКУРОВА

01:35, 29 ноября 2014

Автор: LiaGalahard

Комменты 30

Аватар

Как же их образ жизни и мышления отличается от той ереси, что они несут для простого люда из телевизора.

Аватар

весьма и весьма умная девушка, молодец, видно, что разбирается в своем деле

Аватар

Мне показалась приятной и не пафосной

Аватар

Дочки-сыночки... Лавров хорошо делает свою работу, уважаю его.

F

Мне б такого папу

Подождите...