Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Позвонила подруга вчера и говорит, хочешь в театр сходить, билеты пропадают? Сижу на работе, прикидываю. Во-первых, у меня уже планы на вечер были: я макароны сварить хотела. Во-вторых, это и не подруга вовсе, а знакомая из фитнес-клуба. Раньше нас только спортивные интересы связывали – обсуждение мужчин в сауне и в зале. Теперь получается, на новый уровень отношений с ней выходим. Культура. И действительно, подумала я, сколько можно с ней на пару спасательниц Малибу по вечерам в бассейне изображать, можно и к прекрасному приобщиться. Культурный вечер в культурной среде. Назовем это так.
Когда я вспоминаю, как мы провели тот вечер, я думаю о том, что меня, интеллигентного образованного человека, раздражает в современном театре. Сразу несколько пунктов вырисовываются. Во-первых, опаздавшие. Это люди, которые тихой сапой, мешая всем и вся, крадутся по залу после третьего звонка в поисках своего места. Во-вторых, те, кто шепчется и разговаривает. Особенно те, кто светит экраном телефона, проверяя от скуки свои социальные сети, вотсапы и вайберы.
Очень стыдно за тех, кто не выключает звук у телефона. Очень. Главный герой читает в полной тишине кульминационный монолог: «Карету, мне карету!» или «Газету мне, газету!». И вдруг у кого-то в сумке или кармане начинает звонить телефон. Для меня люди, которые телефоны в театре не выключают, и не люди вовсе, а гладкое место. Еще я тут думала на досуге – хорошо это или плохо, что мы перестали красиво одеваться в театр? Конечно, сейчас совсем другой ритм жизни. В театр бежишь сразу после работы. Я добежала в том, что утром надеть успела – джинсы и розовая кофточка. Но меня поразила девушка, которая пришла в театр с молодым человеком и сидела в спортивных штанах и толстовке. Не то, чтобы поразила, что я дар речи потеряла или крякнула на весь зал. Нет. Просто было необычно. И теперь уже и непонятно, театр должен быть ближе к народу во всех смыслах или лучше все-таки держаться ему от народа подальше.
Но самое неприятное впечатление от театра – это буфет без алкоголя. Полгода назад, когда я была в «Геликон-опере», например, алкоголь еще наличествовал. В этот раз приходим в буфет в антракте. Моя подруга, скучавшая весь первый акт, оживилась. Глаз заблестел. Да и народ в очереди явно бодрее по сторонам глядеть начал. Продвигаемся к кассе. К. говорит: «Нам два бутерброда с семгой и два бокала белого вина». А буфетчица ей в ответ: «У нас алкоголя нет! Не продаем». Тут такая перемена с моей подругой произошла, что мне не только за судьбу буфетчицы страшно стало, но и за судьбу всего буфета. Потому что как раз за 10 минут до этого К. с упоением рассказывала, как она со своей бабушкой на каком-то мюзикле коньяком злоупотребляла весь перерыв. «Как нет? Мне, что, отсюда в одиннадцать вечера трезвой в Алтуфьево ехать?», - возмутилась К.
Толпа сзади загудела: «Что случилось? Говорят, алкоголя нет. Нет алкоголя? Пойдем, Нина, отсюда. Безобразие какое, еще театр называется. Люди, что, должны на сухую второй акт смотреть?». А буфетчица стоит и только в тряпочку помалкивает. Я, чтобы как-то загладить неловкий конфуз, говорю, ладно, дайте нам два кофе. На сдачу мне дали пару "пластин" шоколада "Вдохновение" (не знаю, как правильно они называются, в фольге которые). В итоге, досматривать спектакль в идиллической атмосфере не получилось. То и дело слышала я над ухом бормотание К. и ее недовольство происходящим в зале и на сцене: люди шумные очень, и, вон, у этой женщины впереди слишком прическа большая, нижнюю половину актера не разглядеть. Я говорю, что там глядеть, он старика 80 лет играет. А на сцене - воспаленные творчеством фантазии режиссера в разрезе "Доходного места" Островского. Один из актеров в длинной зеленой соболиной шубе а-ля «Волочкова гуляет по зимнему лесу», непонятно зачем упал на пол, и остался там лежать до конца спектакля. А до этого 5 минут говорил на немецком без какого-либо перевода. Предупредили бы, я бы словарик с собой захватила. Главные герои, молодая супружеская пара, прилегли за пианино, так что только ноги были видны и совершали конвульсивные движения - это половой акт изображался? Еще там были заячьи уши и поросячьи носы. Такие, знаете, как на детский утренник.
Ну да Бог с ними. Все эти заискивания перед зрителем крайне склизки и неприятны. Неужели мы так стремительно падаем, что даже в классических произведениях современные режиссеры и актеры нам намекают на юмор ниже пояса и используют пошлые шутки. Подобное я наблюдала даже в "Белой гвардии" в МХТ. Пореченков там "звездил" в самом плохом смысле этого слова. Конечно, я была на грандиозных и выдающихся спектаклях: "Господа Головлевы" с Е. Мироновым, например. Но такое чувство, что в современном театре это больше исключение, чем правило. Разве не зритель должен тянуться к искусству? Неужели наступили времена, когда искусство встает на колени в угоду зрителю.
Я отвлеклась от списка. Последний пункт – это люди, которые уходят за несколько минут до окончания спектакля, чтобы вещи в гардеробе без очереди забрать. Ведь это же мракобесие форменное. Только представьте себе. Темный зал. Актеры мрут на сцене как мухи - трагедия, конец спектакля все-таки. Или наоборот, свадьбы играют, или о высоком думают. Тут ты видишь в зале людей, которые, как тараканы на кухне, когда в нее заходишь ночью и включаешь свет, разбегаются в разные стороны. И опять как-то так стыдно. Перед актерами, в первую очередь. Ведь люди старались, весь вечер изображали перед нами. Кто-то, может, не пил специально целый день, чтобы поприличнее поднос с фруктами на сцену вынести. Сидела, краснела перед Вержбицким, когда он на поклон выходил, пока некоторые несознательные индивиды делали вид, что они случайно сюда попали и пытались быстрее выбежать из зала за своими душегрейками. Мы, конечно, остались до самого конца, актеры три раза на поклон выходили, я уже руки себе все отбила.
Когда мы, наконец, продрались к гардеробу, там была такая давка, что меня живьем чуть из театра вместе с гардеробом эта толпа не вынесла, такая жадная и восприимчивая до высокого искусства!
P.S.
Окультурилась
22:28, 1 ноября 2014
Автор: arizonadream
Комменты 182
BRAVO!!!!!
Прекрасный пост! Соглашусь со всем и вставлю пять копеек: до ужаса бесят зрители,которые не дожидаясь антракта встают и уходят - мешая актерам играть, а мне - смотреть. Невыносимо прям. Нет, не беру случаи, когда физически надо - ну приступ или что-то случилось. Я о тех, которые фиг знает зачем приходят( для галочки что ли, не пойму), посидят 20 минут и понеслись оленями спотыкаться к выходу. Вообще не интересуются на что идут, а потом , уже травмированные в нежную и ранимую,блин, психику, встают среди акта и рвут демонстративно билет. Зачем добропорядочные матроны с малолетними отпрысками упорно идут на Вырыпаева? Почему афиша "Педагогической поэмы" с обнаженной натурой в вариациях не вызывает и тени сомнений у седовласых пар, ностальгирующих по СССР и временам своей юности? Люди вообще смотрят, на что они идут в театр?! Арррр!( а по поводу финальных аплодисментов и бегущих в гардеробную крыс - до моего городка еще не докатилось, наоборот, десять раз на бис вызовут стоя. а на ноябрьских в Питере попала на "Чапаев и пустота" с Михаилом Ефремовым и с ужасом наблюдала массовый исход((((Обидно до чертиков за актеров было! Для меня в театре самый любимый момент - это аплодисменты зала, такой энергетический всплеск - честное слово, так трогательно, что заплакать могу - поэтому стараюсь на первые ряды не ходить - не смущать актеров))
Я, увы, не театрал, но начала приобщаться. И вот - спектакль, Фрейндлих, Басилашвили, герой которого в данный момент то ли умирает, то ли не умирает - еще не ясно, и тут прямо за моей спиной самым натуральным образом начинает пиликать телефон. Именно в этот момент. Мне хотелось со стыда провалиться. Не считая того, что первые 20 минут спектакля народ массово громко ерзал, пристраивая поудобнее свои попы. Но мне еще повезло, одна из моих спутниц сидела правее меня. А справа от нее сидели две нарядные молодые дамы (одна в леопердовом платье) и все два акта они щебетали, щебетали и щебетали...
Во-первых, у меня уже планы на вечер были: я макароны сварить хотела.- рассмешили:)) да, макароны это и впрямь наполеоновские планы:) актеры мрут как мухи - это нужно запомнить отдельно:))
Практически Зощенко! Спасибо!