Сегодня важнейший день в нашей культуре - ровно 200 лет назад родился
Михаил Юрьевич Лермонтов. Он не дожил и до 27 лет. Но этого было достаточно,
чтобы изменить литературу. И по сей день его произведения служат вдохновением
для других художников. Предлагаем вспомнить, как именно Лермонтов был
увековечен в кино.
Конечно, экранизировать поэтические произведения - задача непростая (а у Лермонтова - все поэзия. даже драмы и проза). Однако некоторые на это решались. В середине 1920-х режиссер Владимир Барский "замахнулся" на "Героя нашего времени". Но его заинтересовал не роман целиком, а отдельные его части - "Княжна Мэри" (заметим, что, вообще, имя возлюбленной Грушницкого принято писать "Мери", но авторы фильма предпочли другой вариант), "Бэла" и "Максим Максимыч". Фильмы вышли в 1926-м и 1927-м годах.
Афиша фильма Владимира Барского "Княжна Мэри"
...и его же картины "Бэла"
Кадр из фильма "Максим Максимыч"
В 1941-м Сергей Герасимов решил превратить драму "Маскарад" в художественный фильм. Герасимов, в своем духе, очень осторожно подошел к литературному первоисточнику. Таким образом, его фильм настолько, насколько возможно, передает атмосферу, которая заложена в пьесе Михаила Юрьевича. Главные роли в картине сыграли Николай Мордвинов и Тамара Макарова.
Кадр из фильма "Маскарад"
В 1955-м отрывок из "Героя нашего времени" о любви и соперничестве двух друзей вновь вызвал к себе интерес. Исидор Анненский экранизировал главу романа "Княжна Мери". Фильм в СССР имел огромный успех, его посмотрели более 22 миллионов зрителей. До сих пор эта картина считается классикой советского кинематографа середины прошлого века.
Кадр из фильма "Княжна Мери" (1955 год)
В 1965-м фильм по мотивам "Героя нашего времени" снял Станислав Ростоцкий, а спустя еще 10 лет фильм-спектакль на основе этого же произведения создал Анатолий Эфрос. Эфроса, как и многих его предшественников, интересовала глава "Княжна Мери". Свое произведение Анатолий Васильевич назвал "Страницы журнала Печорина" (повествование в "Княжне Мери", напомним, ведется от первого лица, в форме дневника). Роли Печорина и Грушницкого Эфрос доверил Олегу Далю и Андрею Миронову. Образы, созданные этими актерами, по-прежнему остаются одними из лучших экранных воплощений этих героев.
Кадр из фильма Станислава Ростоцкого "Герой нашего времени"
"Страницы журнала Печорина" Анатолия Эфроса
Последним законченным фильмом Сергея Параджанова стала лента по мотивам поэмы Лермонтова "Ашик-Кериб". Вместе с Параджановым постановкой одноименной картины занимался Давид Абашидзе. Свое произведение режиссеры посвятили памяти Андрея Тарковского. Картина участвовала в нескольких крупных мировых фестивалей, в том числе, в Венеции. На родине же фильм удостоился четырех премий "Ника".
Кадр из фильма "Ашик-Кериб"
В последние годы российские кинематографисты дважды возвращались к центральному произведению творчества Лермонтова. В 2006 году Александр Котт снял сериал "Герой нашего времени". Главные роли в нем исполнили Игорь Петренко и Юрий Колокольников. Лермонтовский сюжет Котт экранизировал аккуратно и подробно. И хоть некоторые главы переставил местами, повествование от этого не пострадало.
В 2011-м же за основу своей новой работы "Героя нашего времени" взял Роман Хрущ. Режиссер создал хронику последних часов жизни Печорина. В фильме, названном в честь главного героя, он обрывочно вспоминает свою жизнь, некоторые события, которые зрителям знакомы еще со школьной скамьи.
Кадр из сериала Александра Котта "Герой нашего времени"
Кадр из фильма "Печорин"
Говоря о фильмах, на которые повлияло творчество Лермонтова, хотелось бы упомянуть картину "Самая одинокая планета". Это третья по счету работа уроженки СССР (она появилась на свет в Ленинграде) Джулии Локтев. В картине рассказано о путешествии молодой пары (Гаэль Гарсия Берналь и Хани Фюрстенберг) по прекрасной и загадочной Грузии. Прямой связи с конкретным произведением Михаила Юрьевича у "Самой одинокой планеты", на первый взгляд, нет (разве что, молодые путешественники читают "Героя нашего времени"). Однако фильм вдохновлен множеством грузинских мотивов, которыми проникнуты его работы. Оттого сам фильм получился очень ярким, но, в то же время, гармоничным и поэтичным.
Кадр из фильма "Самая одинокая планета"
Наверняка кино еще не раз вернется к Лермонтову, несмотря на сложность "переноса" его творчества на экран. Хочется верить, что найдется команда, которая справится с этой задачей достойно. Пока же поздравляем всех с 200-летием со дня рождения великого поэта и с радостью перечитываем его любимые произведения!
Источники: Кадры из фильмов
Календарь "Сплетника": 11 экранизаций произведений Михаила Лермонтова
10:00, 15 октября 2014
Комменты 8
Очень люблю сериал Котта, Петренко для меня идеальный Печорин) фильм о Лермонтове, где играет Даль, очень хорош
какой Печорин в фильме Ростоцкого!! красавец
Редакция, спасибо, что не забыли о юбилее Лермонтова. Интересный пост получился, не все фильмы видела, надо будет восполнить.
всё же сколько Великих людей было в России... какие произведения писались, какие стихи... история русской литературы так богата, что всей жизни, наверное, не хватит изучить подробно. и почему сейчас таких нет?
Ой, а я не знала про "Самая одинокая планета" с Гаэлюшкой! Надо посмотреть!