Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Местечко зародилось в Речи Посполитой, где с 15–16 вв. представители местной знати приглашали евреев селиться в принадлежащих им селах и городах на сравнительно благоприятных условиях. Многие из таких населенных пунктов постепенно превращались в своего рода еврейские городки, большинство жителей которых по роду своей деятельности (аренда помещичьих имений, скупка сельскохозяйственных продуктов, различные ремесла), а также по образу жизни были тесно связаны с деревней.
Возникавшие в них еврейские общины вначале подчинялись крупным кагалам, но со временем, не будучи связаны ограничениями, становились все более самостоятельными и получали возможность устанавливать собственные принципы общежития и обычаи (особенно в тех местечках, которые были целиком заселены евреями). На землях Речи Посполитой сложилась как бы параллельная страна, живущая по своим законам и четко отделенная от коренных наций, проживающих на этих землях.
В конце 18-го века в результате трех разделов Речи Посполитой часть ее территорий, на которой уже несколько веков проживали евреи, присоединяется к Российской империи. Еврейская община империи согласно переписи населения 1897 г. достигла численности до 5.200.000 человек. В 1791 году при Екатерине Великой была учреждена черта оседлости, определяющая территорию, за пределами которой запрещалось проживание евреев. В нее вошли бывшие польские земли, южные районы Украины и Крым. Именно черта оседлости во многом предопределила дальнейшее формирование штетлов - местечек, основной процент населения в которых составляли евреи.
Штетл -(идиш) городок или еврейское местечко — небольшое, как правило, поселение полугородского типа, с преобладающим еврейским населением. Таких штетлов было бессчётное множество по всей западной оконечности Российской империи на территории современной Украины, Беларуси, Польши, Литвы, Молдовы. Жили там евреи-ашкенази.
Здешние еврейские общины были в значительной степени изолированными от внешнего мира. Они придерживались законов ортодоксального иудаизма, законов Галахи. Местечко отличал особый образ жизни, культура, традиции. Вот так выглядела эта огромная территория за чертой оседлости, почти как государство в государстве:
В России по переписи 1897 г. 33,5% ее еврейского населения проживало в 1522 местечках. Около 40% их жителей занималось торговлей и посредничеством, а 35-40% были ремесленники. Местечко могло насчитывать и меньше 1000 жителей, и больше 20 000.
После установления Советской власти еврейская общинная жизнь была практически полностью уничтожена, целью большевиков было растворить еврейский народ в основной массе советского населения. В этот период закрывались синагоги и еврейские школы, с другой стороны - у евреев появилась возможность без труда покидать пределы местечка и строить карьеру. Штетлы начали приходить в упадок. В то же время в отделившейся Польше они продолжали существовать вплоть до 2-й мировой войны и в этой подборке они также будут представлены.
Эти фотографии позволяют нам заглянуть в прошлое еврейства и знакомят нас с традициями, обычаями и повседневной жизнью еврейского народа ашкенази. К сожалению, не все фотографии подписаны, есть и такие с не совсем понятными для меня подписями.
Польский штетл начала 20 в.
Иерусалимка, еврейский район Винницы
Колодец в штетле, Волынь
Маленький штетл Высок на Волыни
Еврейский базар Ковеля
Клейзморим (еврейские музыканты которые часто выступали в сопровождении бадхена - шута). Рогатин 1912.
Еврейские уличные музыканты, 1890 г.
Эта открытка и остальные что ниже, как мне кажется, изображают шабат.
На этой открытке изображена свадьба в еврейском местечке
Старый Рабби.
Евреи в украинском местечке, начало 20 в.
У синагоги в Ковеле
Сойфер Реб Дувид Элье. Аниполь 1912.
Дети в хейдере(еврейской школе). Украина. 1912 г.
Хейдер в Люблине
Помощник меламеда(учителя) в хейдере, Сташов
Хейдер для девочек
Еврейские школьники во Львове. Разумеется что Львов, Галиция и Буковина никогда не относился к Российской империи, но я тоже решила включить и такие фотографии.
Ученицы женской еврейской гимназии г. Ровно
Штетл Заблудов
Белорусские евреи-ремесленники
Магазин и дом еврейской четы Ребейковых в Йозиорах(?) , 1900 г.
Еврейский квартал Кишинёва, начало 20 века.
Молдавский еврей на фоне своего дома
Еврейская семья. Город Мозырь. Беларуссия. Начало 20 века.
На следующих нескольких редких открытках представлена еврейская жизнь в украинском городе Кременчуг.
Они не подписаны и поэтому остаётся лишь гадать о том что же на них изображено.
Хаим паромщик на реке Вистула (около Кузьмира).
85-и летний точильщик, мастер по зонтам и знахарь. Лодзь, 1927.
Шабес-клапер - т.е. он стучал по ставням, оповещая жителей что шабат вот- вот начнётся
Часовщик
Ткач(вебер)
Портной(шнайдер)
Сапожник(шустер)
Починщик
Водонос, и отец его, и дед тоже были водоносами
Тоже водоносы
Перощипательница( (перья ценились, так как из них делали дорогие подушки и перины, обычно входящие в приданное).
Ткачиха
87-летний кузнец(шмит), самый старый кузнец в Новом Месте, 1925
Ткачиха, делающая нити
Евреи из горного штетла Роcахач, в Карпатах.
Еврейско-русинский клезмерский оркестр, 1895
Скрипач, Сташов, 1930-е
Еврей доит козу в горном Карпатском штетле Росахач
Карпатские евреи и их соседи русины
Местечко где-то на Западной Украине, 20-е годы
Еврей с сыном, Польша, 1928
Хасид из Сташова
Евреи у водоколонки на рынке в Отвоке, Польша
Еврей-инвалид. Варшава
Бродячие еврейские торговцы, Варшава
Вход в еврейский район Кракова
Еврейский район Люблина
Торговый день в Кременце, 1925. (Кременец однин из самых старых еврейских городов в восточной Польше. Сегодня - Западная Украина).
Евреи и польский крестьянин на рынке, 1930-е
Евреи, молящиеся у кейвера, Краков
Хасиды в Кракове
Хасиды и остальные на одном из курортов в Польше
Вопрос к Рабби. Варшава, 1930-е
Старый еврей с книгами. Варшава.
Еврей из Галиции
Студенты иешивы, Варшава, 1926
Даже после конца учёбы ученики иешивы продолжают обсуждать пройденое, Мукачево
Певец хасидского хора из Мукачево
Женский руководящий состав Талмуд-Тора в Орле (Польша). 1930-е
Булочная в Кракове, 1930-е
Домохозяйки несущие чолнт(?) для установки в духовке пекаря на шабат (это была общественная печь, которой могли пользоваться те у кого не было своей). Белосток, 1932
Старая миква. Залещики(сейчас это Тернопольская обл. Украина). Миква это такой резервуар с водой, что-то вроде небольшого бассейна, для ритуальных омовений. Каждая женщина была обязана в определённый день сразу после месячных проходить обряд "очищения" в микве. Но с учётом того что вода в микве очень редко менялась и современными дезинфицирующими средствами в то время не располагали, то эта процедура кажется крайне неприятной и негигиеничной.
Уборка и сушка белья перед Песахом в одном из местечек
Осколки этой цивилизации по сей день разбросаны по Украине, Беларуси, Литве, Польше. Один из таких осколков - городок Шаргород в Винницкой области, который считается одним из самых хорошо сохранившихся еврейских местечек. Евреев тут давно уже нет, но сохранились улочки и домики, а также старейшая синагога Украины. Вот так сейчас выглядят улочки бывшего штетла с некоторыми домами, сохранившимися ещё с давних времён:
Это главная площадь штетла:
Домики вдоль склона. Ведь что-то в их облике правда есть иное, не украинское. По сути сельские хаты - но поставлены в ряд, как городские:
С площади видна синагога:
Синагога в Шаргороде - на самом деле уникальный памятник. Во-первых, она старейшая во всей Украине (1589). Во-вторых, это храм-крепость, входивший в систему городских укреплений (о чем напоминают дозорные башенки). Ну а в третьих чисто визуально это пожалуй самая красивая синагога Украины:
Свои функции она меняла не раз. При турках это была мечеть, при Советах и ныне - заводской цех. Впрочем, сам завод уже был заброшен.
Сбоку к синагоге примыкает хедер (аналог церковно-приходской школы):
Домики под синагогой - еврейские просто донельзя:
Штетл очень маленький - буквально площадь, улица и кварталы вдоль них. Впрочем, оно и немудрено - ведь это по сути село с городской плотностью застройки. Сами по себе дома мало отличаются от украинских хат - но именно их необычайно плотное расположение и отличает еврейское местечко от села:
Ставни и двери у домов ещё родные:
И в завершении темы предлагаю посмотреть несколько работ еврейских художников, изобразивших на своих полотнах жизнь в штетле.
Борис Дубров. Еврейское местечко.
Борис Дубров. Колодец в местечке.
Борис Дубров. Музыканты
Местечко Острополь
Борис Шапиро. Свадьба
Ещё одна работа Бориса Шапиро, без названия (не нашла)
Елена Флёрова. Свадьба в местечке.
Елена Флёрова. Дед и внук у окна.
Елена Флёрова. Моление при луне.
Марк Шагал. Дом в местечке Лиозно.
Марк Шагал. "Полёт"
Еврейская жизнь в местечках
21:45, 25 июля 2013
Автор: aniase
Комменты 59
Интересная подборка.. Но опять все заполитизировано.. Креминчуг.. до революции часть великорусских земель.. Как и в принципе в 18..19.. веках такого понятия.. как Украина - не была.. было - Малороссия..) Так, как и ни какой Белорусии не было...
Интересная подборка.. Но опять все заполитизировано.. Креминчуг.. до революции ни когда не был украиной.. Как и в принципе в 18..19.. веках такого понятия.. как Украина - не была.. было - Малороссия..)
Интересные какие фотографии. А Смоленской синагоге теперь колледж информатики и связи. Своей синагоги в городе не было до прошлого года, открыли недавно.
Очень - очень интересно
Большое спасибо за пост! И всем девочкам за интересные комментарии. Я смотрю на эти фотографии и мне больно... сколько потомков этих большых семейств живут сейчас? Единицы........