Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Обсудим кто такая роковая женщина и зачем она нужна?
![](https://images.spletnik.ru/i/4/4IxPXWNERs/1011.gif)
Образ роковой женщины связан с представлением о некой женщине, наделённой властью над сознанием другого человека и пользующейся ею в меру своих амбиций. Кто-то может подумать что она наделена истинной женской силой, а другие обвинят в эксплуатации женской сексуальности и манипуляциях.
![](https://images.spletnik.ru/i/v/vJK6HuLm9M/1011.gif)
Выражение femme fatale появилось во второй половине XIX века и означает притягательную женщину, завлекающую мужчин в опасные и компроментирующие ситуации.
С возникновением и распространением эмансипации в обществе возникает беспокойство, выраженное в литературе того периода. Появляются опасные и красивые героини, представляющие угрозу для жизни, например прекрасные вампирши Брэма Стокера.
![](https://images.spletnik.ru/i/e/e1JQ0pVbsw/1011.gif)
Хотя мы знаем женщин, считавшиеся роковыми с древних времён, как возлюбленная Цезаря и Марка Антония - Клеопатра.
![](https://images.spletnik.ru/i/k/kfFq5uMDyw/1011.gif)
Или библейская Саломея, в награду за свой танец, пожелавшая получить
голову Иоанна Крестителя.
![](https://images.spletnik.ru/i/S/SkggwiLuXm/1011.gif)
В кинематографе femme fatale широко представленыа в жанре нуар 40-х годов. Героиня Ланы Тернер в фильме «Почтальон всегда звонит дважды» просит любовника убить ее мужа.
![](https://images.spletnik.ru/i/a/aUu7RqG3IL/1011.gif)
Коварные и соблазнительные героини легко пленяли мужчин в кино и в жизни.
![](https://images.spletnik.ru/i/P/PkDEUztKQB/1011.gif)
![](https://images.spletnik.ru/i/9/9sZEfLIvvn/1011.gif)
![](https://images.spletnik.ru/i/h/hTFOT81wyN/1011.gif)
![](https://images.spletnik.ru/i/D/DXXVGjv5SI/1011.gif)
В 90-х роковая женщина пережила второе рождение в фильме «Основной инстинкт» и продолжает появляться на экранах современного кино.
![](https://images.spletnik.ru/i/k/krdftz5GmC/1011.gif)
![](https://images.spletnik.ru/i/A/Aiqf02Wap4/1011.gif)
![](https://images.spletnik.ru/i/R/RoNqXvyMVI/1011.gif)
Современная роковая женщина черпает силу не только в сексуальности, но и в понимании устройства мира, ей дано многое о чем ее предшественницы не могли мечтать: свобода и доступ к информации.
Мы можем осуждать или восхищаться ловкостью манипулирования людьми Скарлетт О’Хары, но она могла существовать и действовать лишь в узких рамках патриархально мира.
![](https://images.spletnik.ru/i/9/9i0X1fHVVp/1011.gif)
![](https://images.spletnik.ru/i/m/mEjivVKij1/1011.gif)
Тогда как границы современных femme fatale очерчены только ее воображением, как у героини фильма «Исчезнувшая»
![](https://images.spletnik.ru/i/1/11A4qRx3Hx/1011.gif)
А доцент кафедры прикладной политологии НИУ ВШЭ —Ирине Сохань в анализе темы, приходит к выводу, что образ роковой женщины становится все более популярным в массовой культуре. Это происходит на фоне поиска женщинами своей идентичности, когда отыграны все предложенные феминизмом роли. Вместе с тем, роковая женщина – не до конца разгаданный и малоизученный наукой феномен. По сути, это уникальное явление, которое связано со способностью женщины через собственный нарциссизм раскрывать индивидуальность другого человека.
За роковой женщиной часто тянется шлейф самоубийств, но и она же вдохновляет гениев великие свершения. Так образ возлюбленной Ницше Лу Саломе лег в основу, созданной Фрейдом теории нарциссизма.
![](https://images.spletnik.ru/i/W/WZh0CUxbOK/1011.jpg)
Именно в ключе нарциссизма следует рассматривать Femme Fatale, считает Ирина Сохань. Однако нарциссизм роковой женщины – это не некая патология, а внутренняя суть, направленная на раскрытие и отражение индивидуальности другого человека.
«Сегодня, в постфеминизме, возникает особый интерес к Femme Fatale, и одновременно появляются различные исследования, направленные на реабилитацию традиционной модели феминности, на отклонения от которой лепится ярлык патологии», – говорит исследователь. В обществе существует запрос на поиск и обнаружение такого типа женщины, который мог бы быть ролевой моделью для женщин в целом, олицетворяя уникальность феминности в каждом конкретном случае и вне зависимости от социальных и культурных обстоятельств. «Этот тип тяготеет к Femme Fatale, исследование которой и возможно в рамках постфеминизма, с использованием исторического, культурологического, социологического и психоаналитического подходов», – пояснила исследователь.
![](https://images.spletnik.ru/i/e/e9Ldl7QpYN/1011.gif)
Роковая женщина не обязательно должна быть красавицей. Ее ведущая сила не в убивающей наповал сексуальности, хотя она и является непременным атрибутом Femme Fatale. Например, Мэрлин Монро роковой женщиной не была. Она обладала даром магической сексуальности, но в то же время была уязвимой и зависимой, что не присуще Femme Fatale, отметила исследователь.
![](https://images.spletnik.ru/i/Y/Yp9Ub6mt0u/1011.gif)
Главный признак роковой женщины – наличие изрядной доли нарциссизма. «Едва ли не все современники отмечали маниакальную сосредоточенность Femme Fatale на себе», – говорит Сохань. Один из ярких примеров – женщина-загадка ХХ века Лу Саломе – психотерапевт и писатель, превратившая собственные внутренние процессы в объект, в том числе, профессионального самонаблюдения. Считается, что именно общение с Саломе вдохновило Ницше на создание одного из его самых известных произведений «Так говорил Заратустра». И именно знакомство с Саломе побудило Фрейда на создание знаменитой теории нарциссизма. Однако для Лу Саломе, которая была ученицей Фрейда, образ Нарцисса нес собственную, отличную от фрейдовской символику. Это, в первую очередь, состояние любви к себе и через нее – к окружающему миру. Согласно Саломе, для женщины любовь – это реализация самой себя, а другой лишь зеркалит ее избыточность и способность к наслаждению, рассказала Сохань.
![](https://images.spletnik.ru/i/a/a84e1SvZdu/1011.gif)
Ключевой для роковых женщин является именно способность к реализации даже в
жестких патриархальных условиях. «И если для ярких, талантливых женщин
патриархальные установки стали причиной их трагической судьбы, то для роковых
– лишь декорацией», – рассказала исследователь, отметив, что Femme Fatale при этом по сути своей не имеет никакого отношения к феминизму.
Феминизм отстаивает права всех женщин, а роковая женщина только свою
индивидуальность и собственный уникальный путь.
![](https://images.spletnik.ru/i/w/w40Q1vf3Se/1011.gif)
Путь роковой женщины – это, в первую очередь, поиск самой себя в Другом. Но другой всегда слишком мал для нее, он может ей соответствовать только как представитель чего-то более грандиозного, например, художественного дара. «В результате для Femme Fatale может быть “и целого мира мало”. Она разочаровывается в Другом и идет дальше. Но если только в этом Другом действительно есть нечто, превосходящее простое человеческое, то может получиться союз вроде союза Сальвадора Дали и его Галы», – говорит исследователь.
![](https://images.spletnik.ru/i/3/3f2Dc4pFYK/1011.gif)
Однако Femme Fatale не зациклена на реализации своей сексуальности. В других ее привлекает, в первую очередь, творческое начало, то, что находится за пределами обыденного, человеческого. «Ее сексуальность – от собственной нарциссической избыточности, поэтому она воспринимается такой свободной и привлекательной практически смертельно», – говорит исследователь.
Роковая женщина может быть талантливой и успешно реализовывать себя в разных сферах. Так Саломе прославилась как психоаналитик и написала несколько книг, в том числе «Эротику», получившую в свое время статус бестселлера. Но ее книги были бы давно забыты, если бы не роковая роль в жизни Ницше, роман с Рильке и т.п. Главный талант настоящей Femme Fatale, по мнению исследователя, заключается в способности обнаруживать и раскрывать дар другого. И этим даром Саломе владела виртуозно, проявив его, в том числе, в психоаналитической работе. «Работа в качестве психоаналитика – это функция извлечения истинного “Я” пациента из той ложной оболочки, в которой он к ней пришел. Это очень аутентично для роковой женщины», – замечает Сохань. Саломе была единственной из учеников Фрейда, кому он разрешил практиковать без прохождения всех ступеней обучения.
![](https://images.spletnik.ru/i/2/2BucYMCwS9/1011.gif)
«Femme Fatale при этом может быть травматичной для другого,
потому что ее нарциссизм воспринимается как вызов человеку, который в силу
специфики своего антропоморфного бытия испытывает разлом между собой как
наличием и собой как возможностью», – говорит Сохань. Отсюда самоубийства,
которые обязательно присутствуют в историях, связанных с роковыми женщинами.
![](https://images.spletnik.ru/i/G/GhpXio7fsA/1011.gif)
Поскольку в классическом варианте Femme Fataleне озабочена собственными творческими задачами, это делает ее вписываемой в контекст традиционной культуры, которая отчуждает у женщин все их творческие способности в пользу мужчин. Роль Femme Fatale – это роль музы-вдохновительницы. Яркий пример воплощения этой роли в истории – жена Сальвадора Дали – Гала Дали. По мнению исследователя, она наиболее аутентично реализовала классический для этого типа сценарий отношений музы и вдохновленного ею гения.
![](https://images.spletnik.ru/i/L/LrkVDpa5Mr/1011.gif)
Из современных женщин, по мнению Сохань, роковой можно назвать Карлу Бруни, которая также более всего известна чередой романов с творческими и влиятельными мужчинами. «И роковой не назовешь, к примеру, ту же Элизабет Тейлор, которая, несмотря на многочисленные браки и романы, была ярчайшей личностью, что высвечивается во всех ее ролях. Великая актриса, но не Femme Fatale», – считает исследователь.
![](https://images.spletnik.ru/i/Z/ZdsqQvAm8j/1011.gif)
В то же время Femme Fatale представляет собой абсолют
феминных сил, которые вытесняет традиционная культура. Эти силы заключаются в
способности женского к мощной индивидуализации не только себя, но и, прежде
всего, Другого.
Всплеск интереса к феномену Femme Fatale в современной культуре, по мнению исследователя, отражает то, что женщины исчерпали предложенные феминизмом ролевые модели и ищут нечто, выражающее смысл женской судьбы в ситуации отрицания любого социально-политического и культурного давления. А это именно роковая женщина, поскольку ее образ, с одной стороны, архетипичен, а с другой, находится на противоположном полюсе от патриархального жертвенного образа женщины – матери-хозяйки, растворившейся в тотальной заботе о других.
![](https://images.spletnik.ru/i/d/dQmMr8q2fe/1011.gif)
«Одним из маркеров поиска женщинами особого пути реализации своей идентичности
сегодня является появление и спрос на них всевозможных женских
семинаров-тренингов, которые начинались как курсы стервологии, а затем
модифицировались в многоликое разнообразие – от курсов Афродиты до уроков
сексуального мастерства», – комментирует Сохань.
![](https://images.spletnik.ru/i/P/PWwQhqHHUP/1011.gif)
При этом практики современного общества демонстрируют рост нарциссизма.
«Современная культура имеет визуальный акцент, и включает подспудное соревнование – кто дольше и больше сфокусирует на себе взглядов и внимания других. Привлекает именно нарциссичность, то есть не тот, кто тебя разглядывает, а тот, кто поглощен собой. Последний культурный тренд – селфи, по сути, практика фиксации демонстративного любования собой», – говорит Сохань. В соцсетях, по мнению исследователя, в наиболее незамутненном и неотрефлексированном виде господствующие массовые стратегии выражают девочки-подростки. «Их фото отличает чрезмерная обнаженность и максимально отведенный от потенциального зрителя взгляд. То есть мало что понимая, юные фемины интуитивно моделируют нарциссизм и присущий ему соблазн, подозревая, что это самый эффективный способ влияния», – рассказывает Сохань.
![](https://images.spletnik.ru/i/L/Lh1QyVF8Ct/1011.gif)
Однако в реальной жизни, по мнению исследователя, современной женщине не хватает подлинного нарциссизма, то есть настоящей сосредоточенности на собственной женственности. «А различные практики современного массового общества породили, скорее, феномен имитационного нарциссизма», – считает исследователь.
![](https://images.spletnik.ru/i/W/WMMZQadzC8/1011.gif)
Femme Fatale не соотносима ни с одним типом женщин, которые появлялись как преодоление традиционных гендерных ролей. Это всегда единичные случаи разрыва патриархальной культуры на фоне остального большинства. Парадокс в том, что сегодня подобная уникальность становится востребованной на массовом уровне.
Однако вряд ли роковая женщина может быть ролевой моделью для массовой женской аудитории. «Ее надо изучать именно в качестве абсолюта феминности, но рекомендовать в качестве ролевой модели все равно, что рекомендовать ницшеанского сверхчеловека в качестве ролевой модели для человека», – считает Сохань.
![](https://images.spletnik.ru/i/g/goS31jMFg7/1011.gif)
Тем не менее, несмотря на уникальность стратегии поведения и реализации себя в жизни, Femme Fatale одинаковы, а потому феномен доступен для исследований и нуждается в них – в силу серьезной трансформации социального поведения и запросов общества. «Нарциссическое ядро Femme Fatale ставит вопрос о регистрации нарциссических черт как в индивидуальной, так и в коллективной моделях идентичности современной женщины, что обусловливает характер запроса на “практики роковой женщины” и позволяет делать прогностические выводы о траекториях развития феминности в современном обществе», – говорит исследователь.
![](https://images.spletnik.ru/i/y/yhA2IXsNol/1011.gif)
А кто для вас роковая женщина из литературы, кино, жизни?
Femme fatale
19:41, 20 ноября 2021
Автор: Atmosphere
Комменты 199
Интересно, что на картинках преимущесттвенно брюнетки. Да и в моей голове, когда говорят femme fatale, в первую очередь представляется брюнетка с ярко-красной помадой.))) Это такой сложившийся стереотип?
Читаю, и понимаю, что роковая женщина, это наша такса, крутит всей семьёй как хочет, и никакой рефлексии.
Читаю, и понимаю, что роковая женщина, это наша такса, крутит всей семьёй как хочет, и никакой рефлексии.
Актриса Марлен Дитрих. Крутила романы с Ремарком, Жаном Габеном и т.д. В жизни каждого оставляла след (Ремарк написал "Триумфальную арку" с ней в качестве прототипа, Габен женился на похожей на нее женщине и т.д.). Актриса Грета Гарбо.
Ирен из Шерлока и Брик