"Чудо на Гудзоне"

Аварийная посадка A320 на Гудзон — авиапроисшествие, произошедшее 15 января 2009 года. Авиалайнер Airbus A320-214 авиакомпании US Airways выполнял плановый рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк—Шарлотт—Сиэтл, но всего через 1,5 минуты после взлёта столкнулся со стаей канадских казарок и у него отказали оба двигателя. Экипаж благополучно посадил самолёт на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Все находившиеся на его борту 155 человек (150 пассажиров и 5 членов экипажа) выжили, 83 человека получили ранения — 5 серьёзные (больше всех пострадала одна стюардесса) и 78 незначительные.

Рейс 1549 вылетел из аэропорта Ла-Гуардия с опозданием. Из-за плохой погоды сто пятьдесят пассажиров и пять членов экипажа ожидали разрешения на взлёт до 15:24. Небо расчистилось, но ожидался шторм, поэтому люди мечтали добраться к пункту назначения как можно быстрей. Airbus A320 французского производства находился в эксплуатации всего 10 лет и слыл довольно надёжным воздушным судном, поэтому ничто не предвещало беды. Для опытного экипажа завершался четвёртый день полётов, после которого должен был последовать отдых. На 91-й секунде боковым зрением второй пилот увидел стаю птиц, после чего возникло ощущение, что лайнер резко остановился, натолкнувшись на бетонную стену. Оба двигателя заглохли, при этом в левом начался пожар. Передав сигнал о бедствии, экипаж начал сверять свои действия с картой аварийных процедур. Перезапуск двигателей оказался невозможным из-за малой высоты, а предлагаемые диспетчером аэропорта посадочные полосы не гарантировали успех. Аварийная посадка A320 на Гудзон казалась единственным выходом в сложной ситуации. У капитана авиалайнера были лишь секунды, чтобы принять решение, от верности которого зависела жизнь 155 человек. 

Волею судьбы лайнер оказался в руках опытного экипажа. Командиром воздушного судна был 57-летний Чесли Салленбергер. Бывший военный летчик, пилотировавший F-4 Phantom II с марта 1973 по июль 1980 года. После выхода в отставку он продолжил летную службу в качестве пилота в гражданских авиакомпаниях. Чесли Салленбергер являлся экспертом в области безопасности полетов и имел сертификат на пилотирование планеров. Налетал 19663 часа, 4765 из них на Airbus A320. 

Вторым пилотом был 49-летний Джеффри Б. Скайлз. Проработал в авиакомпании US Airways 23 года. Налетал 15643 часа. Но на Airbus A320 это был только второй его полет. 

Посадка А320 на Гудзон казалась обоим единственным возможным способом избежать катастрофы. Расшифровка переговоров в кабине лайнера покажет, насколько точны и хладнокровны были их действия, что позволит мэру Нью-Йорка назвать Чесли Салленбергера «Капитаном Спокойствие».

В салоне самолета работали три стюардессы: Шейла Дайл, Дорин Уэлш и Донна Дент. Каждая из них отдала авиации больше 25 лет. 

Рейс AWE 1549 вылетел из Нью-Йорка в 15:24 по местному времени. Через 90 секунд после взлета пилот сообщил диспетчерам о столкновении с птицами, что привело к отказу двух двигателей. Пассажиры позже вспоминали, что почувствовали сильный удар, некоторые увидели, что что-то серое промелькнуло рядом с самолетом и врезалось в двигатель. Другие заметили огонь. Самолет успел набрать высоту 3200 футов (975 метров). КВС подал сигнал бедствия и сообщил диспетчеру о столкновении самолета со стаей птиц, в результате которого выведены из строя оба двигателя. 

Для рейса 1549 освобождают посадочную полосу в аэропорту Ла-Гуардиа, который находится в 11 километрах. Но пилоты понимают, что не дотянут до аэропорта. Можно попробовать сесть в аэропорту Тетерборо в Нью-Джерси, но до него тоже почти 10 километров. Жители Нью-Йорка сообщают, что видят самолет, низко летящий над городом. Командиру корабля некогда информировать пассажиров. Но они понимают, что самолет падает. 

Приводнение - последний шанс рейса 1549. Но на пути самолета возникает преграда высотой 180 метров - мост Джорджа Вашингтона. 

Самолет подлетает к мосту с востока на высоте всего 450 метров. Он пролетает в каких-то 100 метрах над ним. После этого командир экипажа делает разворот и начинает выравнивать самолет над Гудзоном. На высоте 150 метров командир экипажа делает сообщение: "Говорит командир корабля. Приготовьтесь к удару". 

Удар был очень сильным. Самолет как будто подскочил, затем замедлил ход и заскрежетал. Но пассажиры радовались тому, что им удалось избежать смерти. Никто еще не подозревал, что в результате удара в хвосте самолета образовалась трещина. Аэробусы оборудованы системой, которая в случае приводнения перекрывает все отверстия, чтобы самолет не набирал воду. Для активирования системы один из пилотов должен нажать на кнопку у себя над головой. Однако ни один из пилотов рейса 1549 этого сделать не успел. Трещина в хвостовой части увеличивается. Салоны быстро заполняются водой. Еще никто не знает, что всего через 24 минуты он окажется под водой. Все оставшиеся в самолете люди могут утонуть в ледяных водах Гудзона. 

Спустя минуту после приводнения информацию о происшествии передают капитанам паромов, курсирующих по Гудзону. Паром Винсента Ломбарди "Томас Джефферсон" ближе остальных к тонущему авиалайнеру. 

На то, чтобы добраться до самолета, парому потребуется 4 минуты.  Несколько пассажиров самолета оказываются прямо в холодной воде. В хвосте самолета критическая ситуация. Вода стремительно прибывает. Оба аварийных выхода уже под водой, открывать двери нельзя. 

Когда подходит второй паром, возникает еще одна проблема: паромы не предназначены для участия в спасательных операциях, их палубы возвышаются над водой более чем на 2 метра. Пассажиры не могут сами на них взобраться, тогда люди с паромов начинают спускать за борт сети и веревочные лестницы. 

Вскоре к месту приводнения прибывают водолазы. Спасательная операция идет полным ходом. 7 кораблей, включая корабль береговой охраны США, поднимают на борт людей с крыльев самолета и со спасательных плотов. Однако многие пассажиры все еще находятся в ледяной воде. Водолазы продолжают поиски пострадавших. С момента начала операции по спасению пассажиров рейса 1549 проходит 12 минут. У спасателей очень мало времени на то, чтобы поднять всех из воды. Самолет тонет. А в нем все еще могут находиться люди. 

В 15 часов 55 минут, спустя 25 минут после аварийного приводнения половина самолета уже под водой. К парому "Афина" подтягивают плот, на котором находится Чесли Салленбергер. Командир экипажа аэробуса последним поднялся на борт парома и сообщил, что выбрались все. 

Пассажиров, все еще находящихся в состоянии шока, доставляют в порт. 78 человек получили медицинскую помощь в результате незначительных травм и переохлаждения. 

В результате посадки спасательных и буксировочных работ планер самолета получил значительные повреждения. Позже, в правом двигателе были обнаружены органические останки и птичье перо. 

Левый двигатель отделился при приводнении и затонул, но 23 января он был поднят со дна реки и отправлен на экспертизу. После эвакуации пассажиров самолет был отбуксирован к причалу около Всемирного финансового центра.

Где и был произведен его подъем. 

После окончания расследования лайнер был приобретён Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (Северная Каролина). Сначала самолёт стоял без двигателей, полностью он был представлен к осени 2012 года.

Расследование авиакатастрофы подтвердило, что оба двигателя остановились после столкновения самолета со стаей птиц. Если бы не высочайший профессионализм командира аэробуса Чесли Салленбергера, судьба пассажиров рейса 1549 могла сложиться совершенно иначе. 

Мэр Нью-Йорка поблагодарил пилота за то, что он не оставил самолет до тех пор, пока не убедился в эвакуации всех пассажиров. Выжившие получили денежные компенсации и стали героями многочисленных телешоу. Также пассажиры и члены экипажа регулярно собираются, чтобы отпраздновать свое чудесное спасение. 

"Посадка Ту-124 на Неву"

Новый пассажирский лайнер Ту-124 компании «Аэрофлот» 21 августа 1963 года совершал регулярный рейс по маршруту Таллин—Москва. Командиром воздушного судна был Виктор Яковлевич Мостовой.

Экипаж ТУ-124 б/н СССР-45021. Слева направо:
бортмеханик В. Смирнов, штурман В. Царёв, бортрадист И. Беремин,
командир воздушного корабля В. Мостовой и второй пилот В. Чеченев.

Самолёт вылетел из аэропорта Юлемисте в 08:55 и взял курс на аэропорт «Внуково». Спустя некоторое время после взлёта экипаж обнаружил, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. Посадка в аэропорту Таллина была невозможна из-за тумана, и диспетчеры приняли решение не направлять самолёт в Москву, а посадить на ближайшем аэродроме «Пулково» в Ленинграде(тогда он назывался «Шоссейная»). Он последовал к месту назначения на малой высоте. В самой «Шоссейной» в боевую готовность были приведены экстренные службы: к грунтовой полосе, куда должен был сесть «на брюхо» самолёт, была доставлена пожарная техника и машины скорой помощи.

К 11:00 лайнер оказался около города и начал облетать город на высоте около 500 метров, вырабатывая топливо для того, чтобы уменьшить вероятность и силу возможного пожара при посадке. Малая высота была выбрана во избежание возможной декомпрессии, а также для более быстрой выработки топлива. В это же время экипаж пытался с помощью шеста через пробитую дыру полностью выпустить шасси.

В 12:10 на восьмом круге в 21 км от аэропорта, когда, согласно показаниям топливомера, топлива оставалось около 750 литров (по другим данным — 2,5 тонны), достаточное количество, чтобы долететь до «Пулково», остановился левый двигатель[ (по другой версии — топливо было, но не поступало в двигатель). Экипажу было дано разрешение на сквозной пролёт через город. Однако через короткое время остановился и второй двигатель. Таким образом, лайнер начал планировать с полукилометровой высоты над центром города. Экипажу ничего не оставалось, как попытаться совершить приводнение на поверхность Невы. Командир передал управление второму пилоту Василию Григорьевичу Чеченеву, служившему в прошлом в морской авиации и имевшему опыт посадки на воду. Второй пилот Чеченев перед приводнением грамотно сориентировал самолёт и не допустил ни его заныривания в воду, ни удара хвостовой частью фюзеляжа по воде.

Самолёт, снижаясь, пролетел над домом 6 по Малоохтинскому проспекту, затем на 4 метра выше моста Александра Невского (в то время — строящегося) и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста. Посадка на воду была совершена между мостом Александра Невского и железнодорожным мостом, напротив Александро-Невской лавры (на левом берегу) и улицы Таллинской (на правом берегу Невы). Приводнение прошло столь гладко, что многие тому очевидцы решили будто идут съемки кинофильма. О том, что рухнувшему с небес на воду самолету нужна помощь, раньше прочих сообразил Юрий Поршин, 24-летний капитан буксира БП-10, тащившего из Рыбацкого в Морской порт груз с бревнами. Глубина Невы в месте, куда «плюхнулся» самолет, составляла около 13 метров, и выжившие при аварийной посадке пассажиры рисковали утонуть. Других же речных судов поблизости не наблюдалось. 

«Проходим Финляндский мост, а навстречу нам самолет – все ниже и ниже. И буквально за нашим плотом он падает на воду. Я думаю: ну, раз такая ситуация, наверняка какая-то неприятность. Бросил плот и мы подошли к самолету. Когда мы приблизились, открылся один из иллюминаторов, и кто-то из членов экипажа сказал, что их надо срочно вытаскивать. Я спросил, за что их можно привязать. Оказалось, что самая крепкая часть в самолете — рулевые колонки, на которых крепятся штурвалы. Через открытые окна кабины пилотов на них накинули буксировочный трос, и я потащил «Ту» к правому берегу Невы» - рассказывал Юрий Поршин.

Все пассажиры были эвакуированы и отправлены в Москву.

Позднее специальный пароход с водосливом стал откачивать воду из самолёта. Однако вода из пробоин прибывала быстрее, и, как результат, к утру Ту-124 затонул. На другой день под самолёт подвели понтоны и буксиром оттащили на территорию нынешнего комплекса «Ленэкспо», к Шкиперскому протоку, где базировалась войсковая часть. Позже было принято решение списать машину из-за поломок. Самолёт после восстановления отправили в Тамбовскую область, в Кирсановскую авиашколу (Кирсановское АТУ ГВФ, с 15 сентября 1964 года — Кирсановское АТУ ГА) в разобранном виде, где он служил тренажёром для курсантов училища. В 1970 году самолёт был утилизирован.

Первоначально расследовавшая обстоятельства аварии комиссия возлагала ответственность за нештатную ситуацию на экипаж. Но позже было принято решение летчиков не наказывать. Вдова командира воздушного судна Виктора Мостового, отвечая на вопросы корреспондента «Известий» говорила, что он и его коллеги были представлены к наградам (ордену Красной Звезды), но указ о награждении в итоге не был подписан. Командир экипажа В. Мостовой и штурман В. Царёв по распоряжению руководства «Аэрофлота» получили двухкомнатные квартиры. По некоторым сведениям, Мостовой после неудачной учёбы в Академии гражданской авиации уехал в Краснодарский авиаотряд. Капитана буксира Юрия Поршина наградили Почётной грамотой и часами.

Виктор Мостовой до 1978 года работал в 200-м авиаотряде, потом до 1988 года работал начальником смены в аэропорту «Внуково», откуда ушёл на пенсию после инфаркта. В 1989 году с семьёй эмигрировал в Израиль, где умер в Кирьят-Гате в 1997 году. Последние годы перед кончиной работал рабочим на фабрике. Второй пилот Василий Чеченев вскоре после удачной посадки стал командиром воздушного судна (КВС), а затем и летчиком-инструктором. Скончался в 2002 году. 35 лет спустя участники тех событий участвовали в телевизионной передаче «Как это было» на российском телевидении, и бывший второй пилот Василий Чеченев обмолвился, что «увлечённость» экипажа ремонтом шасси во время кружения вокруг города привела к тому, что был упущен момент, когда топлива ещё хватало до аэропорта. 

Подпишитесь на наш
Блоги

Удачные приводнения самолётов:Чудо на Гудзоне и Посадка Ту-124 на Неву

11:04, 6 марта 2019

Автор: Lyalya555

Комменты 44

S

А я уже много раз думала, почему самолеты не стараются найти воду, когда понимают, что падают, ну вроде как вода мягкая, и можно подождать лодочки, но вот тут сейчас так поняла, что и об воду разбиваются, командир предупредил ‘сейчас будет удар’ , и всё-таки на воде же больше надежды спастись, чем на поле, нет?

Аватар

А есть неудачные попытки приводнения с гражданскими самолетами?

Аватар

А есть неудачные попытки приводнения с гражданскими самолетами?

Аватар

А есть неудачные попытки приводнения с гражданскими самолетами?

Аватар

А есть неудачные попытки приводнения с гражданскими самолетами?

Подождите...