Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

По моему глубокому убеждению, Рэйф Файнс  - один из тех мужчин, на которых нужно просто смотреть и благоговейно восхищаться. Талантом, харизмой, обаянием. Его стоит любить просто потому, что он есть, безо всяких «но» и «может». И надо абсолютно точно понимать, что такой человек принадлежать кому-то одному не может. Он сам по себе, но в то же время для всех нас. Такой парадоксальный и противоречивый, но такой же близкий и родной, благодаря своим ролям на сцене театра и в кино, которые никого не оставляют равнодушными.

Рэйф родился 22 декабря 1962 года в госпитале Ипсвич (Саффолк, Англия), он старший ребенок в семье.

Его родителями были  Марк и Дженнифер Файнс (в девичестве Лаш). Мать актера была писательницей, ее первый роман «Похороны» вышел в 1961, когда ей было всего 21 год. Рэйф всегда был очень близок со своей матерью, и ее смерть в 1993 году стала для него серьезным ударом.

«Она воодушевляла нас быть собой, никогда не подавляла наши интересы. Она была писательницей, она была очень восприимчива к искусству, любила театр, литературу, живопись».

Кстати, по поводу имени актера. Правильно произносится именно Рэйф, а не Ральф, как многие упорно продолжают твердить. Вот, что наш герой сам говорит на эту тему - «Это старое произношение этих букв, Ральф читается как Ральф, но традиционно произносится Рэйф. Что касается фамилии Файнс, то она имеет нормандские корни».

Семья актера часто переезжала, и Рэйф за время своего детства сменил не менее 10 школ. Будучи подростком, он и не думал о том, чтобы связать свою жизнь с киноискусством, и после окончании школы поступил в «Колледж искусств и дизайна Челси». Однако, долго Рэйф там не продержался.

При поддержке своей матери он принял решение оставить колледж и поступил в «Королевскую академию драматического искусства», которой в то время управлял Хью Картвел.

«В академии я встретил людей, которые позволили мне открыться, не стыдясь ошибок. Избавился от осуждения, позволил себе совершать ошибки, чудить. Это главное чего стоит придерживаться – не бойся ошибок, прекрати судить себя. Погружайся в происходящее, баламуть воду».

По окончании академии Рэйф работал в «Королевском шекспировском театре», где играл сразу в трех пьесах, а также он снялся в нескольких телевизионных постановках.

Первым появлением Рэйфа на большом экране стала экранизация шедевра Эмили Бронте «Грозовой перевал».

И хотя сам фильм в мировом прокате успеха не имел, по мнению многих критиков, именно эта картина -  лучшая киноверсия знаменитого романа.

К тому же именно образ Хитклифа помог Рэйфу получить другую роль, которая стала для него настоящим прорывом.

Речь, конечно, идет о его работе в фильме «Список Шиндлера».

В это трудно поверить, но Спилберг снял фильм всего за 72 дня.

«Я был в восторге от скорости происходящего, от энергии с которой он снимал. Кстати, он предпочитает снимать быстро, чтобы чувствовать историю фильма. Он сделал замечательную вещь – в одной сцене он отказался останавливать меня (речь скорей всего идет о сцене, где Амон разговаривает с Хелен Хирш, а затем избивает ее), просил, чтобы я говорил снова и снова, и все. Думаю, он хотел, чтобы я потеряла контроль, потерял самоконтроль и сознание происходящего, и как сказал Хью Картвел, дал событиям произойти».

Когда Рэйф снимался в «Списке Шиндлера», его мать Дженнифер уже была тяжело больна, и, в конце концов, ее битва со смертельным недугом была проиграна. Однако, она успела посмотреть фильм.

«Она видела его в кино прямо перед смертью. Она сказала мне – «Вижу у тебя получилось»».

Для Рэйфа, и он неоднократно это подчеркивал, было важно, что мама успела застать его успех, пусть и на столь короткое время. Она умерла от рака ровно через месяц после мировой премьеры картины.

Следующей достойной работой актера мне бы хотелось отметить фильм «Телевикторина», где Файнс играет Чарльза Ван Доррена.

Рэйф прилетел в Нью-Йорк, чтобы встретится с Робертом Редфордом сразу после съемок в «Списке Шиндлера». Это было довольно странно, поскольку по сценарию, ему надо было играть американца-мажора, а у него все еще была брутальная стрижка Гета, к тому же он не успел похудеть.

Вот, что вспоминает Рэйф о подготовке к съемкам – «Вместе с продюсером Фрэдом Золло, я поехал в Корнуэлл, Коннектикут.Туда, где как мы знали, жил Ван Доррен. Мы проехали по дороге к его дому, мы знали, что он живет в маленьком доме по этой дороге. Там он и сидел. В шортах, седой, читал. Мы пришли в восторг! Вот он, вот он! Мы сдали назад, и я подумал, бедняга, я не стану открывать окно и говорить – «Привет, я играю вас в фильме», с явным английским акцентом. Я сказал – «Простите, не подскажите, как проехать в Корнуэлл?». Он ответил – «Прямо и налево». Я услышал его голос, тот, что слышал на записях, и было здорово просто увидеть его».

За долгую историю Бродвея, около дюжины актеров сыграли роль Гамлета, но только один из них получил премию «Тонни» и «Всемирную драматическую премию». Этот единственный актер – Рэйф Файнс.

Режиссером постановки стал Джонатан Кент. Он сказал – «Не надо тяжести, говори со скоростью мысли». По мнению Рэйфа, именно это придало ему легкости и освободило его как актера от условностей.

Тут я позволю себе небольшое отступление, и отмечу, что видимо, эта роль освободила актера от условностей не только на сцене, но и в жизни. На тот момент женатый мужчина (на Алекс Кингстон), он завел роман с Франческой Аннис, игравшей в постановке его мать.

Разница в возрасте у влюбленных была ни много ни мало 18 лет. Так или иначе Рэйф развелся с Алекс и стал жить с Франческой в фактическом браке, который продлился почти 10 лет.

Следующей нашей остановкой станет фильм «Английский пациент» за роль в котором Файнс получил свою вторую номинацию на Оскар.

Рэйф играет в картине две роли – калека в постели и полный жизни мужчина, чей роман катализатор всех катастроф в фильме. Это также вторая совместная работа актера с Жюльет Бинош.

«Книга мне помогла, это особая книга, полная темных воспоминаний о разбитой любви. Есть что-то насильственное в этой любви, что-то темное, мир героя такой серый, сумрачный. Думаю, эта эмоциональная атмосфера книги очень пригодилась мне для роли».

Одним из неоспоримых украшений фильма являются чувственные сцены между Рэйфом и Кристин Скотт Томас.

«Мы снимали эти сцены в конце съемок, к этому времени мы многое вместе пережили и сблизились как друзья и коллеги. Думаю, со стороны Энтони (Мингеллы) было мудро обнаружить чувственность в этих сценах. Он очень чуткий человек, работать с ним счастье».

Закончив съемки в «Английском пациенте», Рэйф принял предложение поработать с Кейт Бланшет в картине «Оскар и Люсинда».

По словам Рэйфа, роль священника Оскара Хопкинса – одна из его любимых. В какой-то мере она перекликается с его более поздней работой в «Гранд Будапеште» и впервые показывает нам не только драматический талант актера, но и комедийный.

А теперь мне бы хотелось отметить самую, пожалуй, спорную картину в фильмографии Рэйфа, и я подозреваю, что самые патриотичные читательницы сейчас закидают меня тухлыми помидорами, но я все же вынуждена признаться – я люблю «Онегина».

Можете меня расстрелять, но киноверсия, снятая сестрой актера Мартой Файнс, мне очень полюбилась. Я отдаю себе отчет, что с реальным романом Александра Сергеевича этот фильм имеет мало общего, все эти неточности с вальсами и мелодиями, образами героев. Да, в нем много недостатков. Но посмотрите сколько в нем любви к нашей классике, сколько старания! Разве этот фильм не красив? Разве не чувствуется, как бережно режиссер пытался показать ту эпоху? Да, может, это не совсем удалось, но фильм, безусловно, заслуживает внимания и экранный дуэт Рэйфа и Лив Тайлер весьма гармоничен.

Вообще, одной из причин, по которой я так люблю актера, является его совершенно не скрываемая любовь к нашей культуре. Он не раз в этом признавался в интервью, и сыграть Евгения Онегина было его давней мечтой, почти такой же, как сыграть роль Гамлета в одноименной театральной постановке.

Двигаемся дальше и на очереди, самый, на мой взгляд, тяжелый фильм в карьере актера – «Вкус солнечного света».

Забудьте про «Список Шиндлера», этот фильм превзошел его. Я долго ходила вокруг этой картины и все никак не могла заставить себя ее посмотреть. Но в прошлом месяце все таки сделала это. Все мои ожидания оправдались , я даже плакать не могла, когда его смотрела. Несмотря на то, что фильм длится целых 3 часа, смотрится он на одном дыхании.

Рэйф играет сразу три роли – деда, отца и внука. Три поколения, для каждого отведено по часу экранного времени. Я с ужасом ждала той самой известной сцены, фото из которой в огромных количествах гуляют по интернету и из-за которой все боятся смотреть этот фильм – героя Рэйфа раздевают, избивают, а затем вешают на морозе, поливая водой из шланга. Я не хочу даже думать о том, как снимали эту сцену, потому что, то, что мы видим на экране просто ужасно.

И, тем не менее, я бы каждому рекомендовала посмотреть эту картину, ибо это и есть настоящее кино, точнее настоящий шедевр.

В этом же году выходит еще один фильм, горячо любимый поклонниками актера – «Конец романа».

Думаю основная причина, по которой эта картина пользуется популярностью, это несколько действительно горячих сцен между Рэйфом и Джулианой Мур.

Вот, что сама Джулиана говорит о съемках этих сцен – «Рэйф мой любимый партнер. Он невероятно щедр и так быстро снимает брюки. Никто не знает этого о Рэйфе. Его называли – мистер без штанов. Помню, мы снимали любовную сцену и режиссер говорит – «Любовная сцена, что будем делать?», Рэйф тут же – «Сниму-ка я брюки!».

Следующий образ, без которого невозможно представить фильмографию Рэйфа – это Фрэнсис Долорхайд из «Красного дракона».

Кстати в борьбе за эту роль, Файнс обошел Шона Пенна и Николаса Кейджа. Я искренне считаю, что фильм в целом, достаточно проходной, и вытянули его исключительно два актера – это Энтони Хопкинс и Рэйф Файнс.

Эмили Уотсон, которая играет слепую девушку, влюбленную в Долорхайда, так отозвалась о Рэйфе – «Он очень обаятелен, но в необычном смысле. Он остроумный, но кажется ему неуютно в своем теле, но он оживает, когда играет».

Как и во многих картинах Файнса, в «Красном драконе» ему также пришлось снять штаны ради искусства. В фильме у актера во всю спину изображена татуировка дракона Уильяма Блейка, на нанесение которой ежедневно тратилось около 8 часов.

Далее на очереди фильм, частично давший название моему посту – «Преданный садовник».

Рэйф несколько раз в интервью говорил, что его любимыми партнершами в кино являются Джулиана Мур и Рэйчел Вайс. В этой картине актер работал с Рэйчел уже во второй раз.

«Рэйчел удивительно легкая, необычайно щедрая, стремительная. Мы обожали играть, импровизировать. Я был счастлив каждую секунду работая с ней».

Одно из неоспоримых достоинств этого фильма, это то, как любовная история и захватывающий триллер, переплетены друг с другом.

Следующие несколько лет Рэйф работал достаточно интенсивно, и фильм, который вновь заставил говорить о нем, это картина Стивена Долдри «Чтец».

Хотя фильм в большей степени стал триумфом Кейт Уинслет, нельзя недооценивать и роль Рэйфа в картине. Он здесь удивительно органичен и прекрасен.

На самом деле, мне хотелось бы больше написать про этот фильм, но правда в том, что он не вызвал у меня таких сильных эмоций, как например «Вкус солнечного света», однако, это не значит, что он плох, просто каждому свое.

Медленно, но верно мы подошли к дебюту Рэйфа, как режиссера. На мой взгляд, «Кориолан» получился таким шикарным именно из-за одержимости актера этим противоречивым персонажем - впервые Рэйф играл его в 2000 году на сцене Лондона, и с тех пор не оставлял надежды снять фильм по этой пьесе Шекспира.

«В «Кориолане» очень сложный текст, объемное произведение, но я чувствовал, если его немного сократить, история Кориолана станет простой, понятной и как ни странно актуальной. Я думаю ее можно применить к любой эпохе. Власть, политические интриги, мы это постоянно наблюдаем, это сейчас реальная проблема и эта идея возникла у меня около 10 лет назад, когда, куда бы я не смотрел, казалось, что каждый день происходят погромы на улицах. В Греции, во Франции или в Америке. Я ощущал насколько актуальна и соотносима с нашим временем эта история разрушения понятия лидерства.

Но меня в этом сюжете затронул еще и эдиповский момент. Все эти аспекты политических и этнических конфликтов, все эти линии сходятся к внутриутробной связи с матерью».

Стоит отметить, что в современном кинематографе крайне мало удачных примеров, когда актер,  переходя по ту сторону камеры, создает действительно стоящий продукт, но фильм Рэйфа, в данном случае, просто невероятное исключение из правил. И даже если вы не ценитель драматургии Шекспира, а также, возможно, даже не поклонник Рэйфа Файнса, вы все равно обязаны посмотреть эту картину.

Едва закончив сьемки «Кориолана», актер начал подготовку к съемкам другой своей картины «Невидимая женщина» о Чарльзе Диккенсе и его отношениях с молодой актрисой Эллен Тернер.

Рэйф стал первым, кто экранизировал эту историю. Фильм одновременно сдержанный и откровенный, наверное, поэтому, некоторым он может показаться затянутым или унылым. Но здесь надо смотреть глубже. Главное преимущество картины в отточенных диалогах и невероятной операторской работе. Камера позволяет увидеть не только тонкую игру актеров, но дает очень личный взгляд на героев; в молчаливом крупном плане рук или лица, больше эмоций, напряжения, чем в словах.

К сожалению, «Невидимая женщина» не имела такого же успеха, как «Кориолан», как мне кажется, главным образом из-за того, что фильм не смог найти свою целевую аудиторию.

Это кино, возможно, не совсем очевидно для любителей мелодрам и слишком костюмное для ценителей арт-хауса. Однако, как и в случае с «Кориоланом», я могу с уверенностью сказать, что этот фильм «не для всех» заслуживает особого внимания.

Завершить свое повествование мне бы хотелось на веселой ноте, поэтому последним фильмом о котором сегодня пойдет речь будет «Отель «Гранд Будапешт».

Роль мсье Густава довольно нетипична для Рэйфа, тем удивительней тот факт, что она была написана специально для него. Не ошибусь, если скажу, что за столь обширную и разнообразную карьеру нашего героя, эта работа, вторая после «Оскара и Люсинды», где Файнс играет комедийный образ.

«Уэс Андерсон не хотел, чтобы я действительно играл комедию, следовал какому-то определенному комическому стилю. Мне кажется, я просто играл живого человека, которого я знал. Иногда Уэс просто говорил мне: «Вот здесь пауза чуть подольше. Вот здесь чуть быстрее». В любой комедии самое главное - это режиссер. Мы не играем это как комедию, мы просто проживаем реальные жизни».

На этом, пожалуй, я позволю себе откланяться, надеюсь, что сплетницы не очень притомились читая мой опус, в тексте которого я использовала отрывки интервью Рэйфа из передачи «В актерской студии с Джеймсом Липтоном», а также из беседы с Дарьей Златопольской в программе «Белая студия».

Подпишитесь на наш
Блоги

Рэйф Файнс - садовник души моей

13:09, 19 мая 2016

Автор: krasovskaya

Комменты 126

Аватар

Спасибо за пост, очень понравилось!

Аватар

Какой он многообразный! В каждом новом фильме - новый взгляд и новый человек. Только зачем ему было худеть после списка шиндлера, если к этому фильму он и так сбрасывал вес, чтобы Гёт получился более утонченным

Аватар

-а она была аппетитной штучкой. -в 84?! - да, и это не придел. Очень люблю "Отель "Гранд Будапешт" Отличная актерская игра, считаю, что Файнсу нужно побольше сниматься в комедийных фильмах

Аватар

Хочу в ту самую мифическую Лигу блогеров, просто чтоб поставить +25 за этот пост. Спасибо вам большое, особенно за ранние и редкие фото, а ещё за интересный слог.

Аватар

Спасибо!!! Вы сделали мой день. Утаскиваю в избранное, буду любоваться ;)

Подождите...