Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Дважды в год перед неделей haute couture модный Париж не спит, ворочается на шелковых простынях и мучительно раздумывает: может быть, надо было заказать вышивку месье Лесажу? Наверняка, на авеню Монтень так и поступили, а мы опять... Месье Лесаж в это время, глядя на ночной Париж из своей мастерской, вкусно прикуривает трубку и думает совсем о другом...
адрес: 13, ruе de la Grange Bateliere, где с 1931 года располагается его ателье, знают наизусть во всех парижских Домах мод. Vionnet, Chanel, Schiaparelli, Balenciaga, Balmain, Dior, Givenchy, Y.S.L., Lacroix, Hanae Mori, Scherrer... Дом Lesage связан с ними километрами шелковых нитей и тоннами пайеток, жемчужин и стразов.
Дом Lesage ведет родословную с 1858 года: тогда он назывался Maison Michonet и владел им славный вышивальщик Мишоне, который делал вышивки исключительно для аристократических особ.
Самыми верными его почитательницами были императрица Евгения и графиня де Греф-фюль.
После Первой мировой войны Мишоне, порядком уставший от нитки с иголкой, объединился с отцом нынешнего месье Лесажа, Альбертом Лесажем, а еще с Мари-Луиз Фаво, манекенщицей от Мадлен Вионне, - ее знал весь Париж! Она привела компаньонам многочисленную клиентуру, и дела пошли отлично.
С 1924 года в мастерскую один за другим начинают поступать заказы на отделку платьев, белья, перчаток, шляпок, сумочек для всего светского Парижа - вышивка была тогда в большой чести.
«Не то, что теперь, - вздыхает месье Лесаж. - Вы не поверите: еще совсем недавно, во времена нефтяного бума, число моих постоянных клиенток переваливало за четыре тысячи. Сегодня их всего лишь пятьдесят. Это жены нефтяных магнатов, шахини, кое-кто из звезд, но...
Работы Дома Lesage для Эльзы Скиапарелли
François Lesage for Roger Vivier
Мы в архиве: здесь хранятся образцы вышивки начала прошлого века, а то и еще
более ранние. Коллекция, начатая 120 лет назад, насчитывает 60 000 образцов.
Каждый четвертый, то есть всего 15 000 штук, создан лично Франсуа Лесажем.
Кисть, расшитая бисером, для Оливье Лапидуса
«Каждые полгода мы обновляем коллекцию Дома, и копии поступают сюда. У нас есть образцы, сделанные как для Домов,которых уже не существует, например, для Теда Лапидуса, так для совсем молодых.
Сюда регулярно наведываются кутюрье в поисках сюжетов для новых коллекций. Они обожают копаться в старье.
Например, тридцатилетней давности сюжет «Мадемуазель», выполненный когда-то для Кристиана Диора, вдохновил Гальяно - он заходил прямо перед вами и выбирал кое-что для представления его новой коллекции в стиле Wonder women.
А вот Ив Сен-Лоран всегда приходит со своими собственными идеями: эти ананасы и цветки: пусть тоже из старых образцов, мы значительно обновили и сделали поинтереснее.
Они почти готовы. Между прочим, на них ушло 700 часов работы!»
Вот уже тридцать лет, несмотря на то, что мода часто радикально меняла силуэты, ткани, линии, ни один из великих кутюрье не начинал новой коллекции без того, чтобы не наведаться сначала в мой архив или не посмотреть мою новую коллекцию. Использовали они потом отобранные образцы или нет, неважно, - они ими вдохновлялись. И все эти три-цать лет я ищу для каждого Дома его стиль. Это работает - я сужу по тому, что они приходят сюда снова и снова, как ученики. Моя задача - не допускать китча.
Valentino, вышивка Lesage, 1990-1991
Я пропустил через себя столько личностей, вкусов, амбиций, что сегодня затрудняюсь сказать, кому отдаю предпочтение. У нынешней моды слишком много за спиной, и, несмотря на это, она постоянно обновляется. Даже у Ива Сен-Лорана после сорока лет непрерывной работы в haute couture регулярно наступает момент абсолютного озарения. Переговоры с ним или с Карлом Лагерфельдом всегда очень конкретны: каждый, идя ко мне, уже отлично знает, чего хочет. А вот молодых часто надо подталкивать, великодушно делая вид, что это решение принял он сам.
Каждая пришивается в отдельности, обязательно с изнаночной
стороны, а нитка протягивается крошечным крючком. До конца работы вышивальщица
не видит лицевой стороны изделия, работая как бы вслепую, и это требует
большого мастерства и воображения. Плотно растянутая на широких пяльцах ткань
(чаще всего это тюль) становится местом кропотливой работы двух, а то и трех
вышивальщиц на несколько дней или месяцев.
В этом зале трудятся десять мастериц, и об их окладах можно только
догадываться.
Люди хотят сами создавать произведения искусства - это обходится им дешевле. Сегодня мало у кого есть деньги, чтобы приобретать эту роскошь. Экономика и мода - сестры-конкурентки во все времена, а об упадке высокой моды твердят уже не одно десятилетие. Но я уверен, что это всего лишь пресловутая спираль, по которой развивается история. В двадцатые и сороковые, после мировых войн, вышивка выходила на первый план. Люди лишались всего, и именно поэтому красоты им хотелось больше, чем когда-либо.
Дамы тогда переодевались едва ли не каждый час, хотя сегодня нам это смешно:
платье утреннее, платье для похода по магазинами, для коктейля, для обеда, для
вечера, оперы, ресторана или дансинга после - все они предполагали смену
перчаток, туфелек и шляпок, и все это было вышито! Тогда в Париже на эту армию
модниц трудилась еще более многочисленная армия вышивальщиц - 50 000 мастериц!
А сегодня у меня их всего 30, и они справляются с работой.
В 1929-м Великая депрессия вообще вычеркнула слово luxe из модного лексикона.
Закрылись шикарные Дома мод, кончились праздники и фейерверки. Женщина,
одеваясь утром, больше не переодевалась до вечера - это был крах!
Вечернее платье Lanvin, с вышивкой Lesage, 1957
Pierre Balmain 1953
Pierre Balmain, 1955
John Galliano for Dior
Мой отец, к примеру, чуть было не закрыл Дом. Его просто выгнали из здания,
потому что мы не могли заплатить ни франка за аренду. К счастью, мы были люди
известные в своем районе, да и во всем Париже, и судья сжалился. Так мы выжили
и сохранили штат мастериц, кажется, их было трое. С тех пор я взял за правило
сохранять весь доход в не прикосновенности. И это мне очень помогло в
1990-1991 годах, когда кризис опять взял меня за горло. Я регулярно выплачивал
зарплату моим лучшим вышивальщицам, хотя это было нелегко.
Вечернее платье Schiaparelli, с вышивкой Lesage, 1940
В середине тридцатых Скьяпарелли, Вионне, Баленсиага - заказали почти сотню вышитых моделей.
В сороковые Дом Вионне закрылся, а Скьяпарелли уехала в Испанию, но мы с отцом и тремя вышивальщицами все же делали платья для коктейлей. Мы также сами убирали дом, стирали, готовили, рисовали, а ночами трудились над заказами. От этого кошмара в двадцать лет я сбежал в Голливуд, и мне удалось открыть собственное ателье вышивки.
Первыми моими клиентами стали великие стилисты студий MGM и Columbia Адриан и
Эдис Хэд. Они умели подчеркнуть достоинства модели там, где другие просто
проходили мимо. Но тут умер отец, и мне пришлось вернуться.
В сороковые скромник Диор вернул нам эпоху элегантности: демонстрируя его
коллекции, манекенщицы, внешне очень привлекательные, но абсолютно
недоступные, выходили на подиум аккуратно причесанными, с тщательным макияжем,
и мужчины, глядя на них из зала, понимали: чтобы раздеть эту красотку,
придется основательно потрудиться.
«Тогда на женщинах были и комбинации, и бюстгальтеры, и пояса, и чулки. Тут требовались фантазия и ум.. А что сегодня? Сдерни с нее майку и джинсы - и все, никакого интеллекта не требуется.. А сами модели? Измазанные гудроном, разве они могут возбудить мужчину? Шарм, шик, элегантность - дух прежних великих марок ушел безвозвратно».
Dior 50-е
- С кем из молодых Вам приятно работать?
- Кристиан Лакруа. Сейчас мы заняты темой волхвов - может быть, мы остановимся где-то в Греции, и это будет жертвоприношение. Или отправимся на Восток, где бескрайние пески обволакивают прелестное девичье тело, обнаженное или обернутое крошечным топиком... Или в Африку: она только что выбралась из моря, ее ноги в воде, которая плещется вокруг, удивляя игрой ярких изумрудных оттенков... Примерно так и происходят у нас с Кристианом поиски нового образа. Меня же во всей этой истории больше всего занимают детали, которые могут дать свежий образ. Я никогда не забываю, что я всего лишь вышивальщик, ремесленник, и мои фантазии должны облекаться в простые по сути материалы - шелк, пайетки, камешки. Но именно они рождают мечту, которую так и хочется ухватить за хвост. Но мечту поймать нельзя - она всегда впереди, и это делает нашу жизнь еще прекраснее.
Вышивки для дома Balenciaga
А как все происходило в 50-х годах?
Все было совсем по-другому: тогда был haute couture и ничего больше. Уличной
моды не существовало. Зато кутюрные наряды покупали не только миллионеры, но и
буржуа, жены докторов. И даже богатые люди покупали вещи на несколько сезонов.
Показы мод проходили 2 раза в год. Было два сезона: осень и весна. Между ними
кутюрье показывали еще две маленькие коллекции: летнюю и зимнюю, где были
представлены коктейльные и вечерние платья. Количество луков в больших
коллекциях иногда достигало 300. На показах тогда можно было увидеть все те
вещи, которых сейчас в haute couture практически не шьют: пальто, плащи.
Дефиле длились по 2 часа. Все происходило в тишине, просто оглашали названия
нарядов: «Цветы Парижа», «Париж» или просто «Платье номер 199».
Сейчас кутюрье больше не показывают, как некогда Ив Сен Лоран, коллекции на
250 луков – от силы 50. Да и самих кутюрье тогда было несравненно больше. Зато
сейчас представляется не только haute couture, но и prêt-a-porter. Их шьют из
одних и тех же материалов, их представляют одни и те же модели. Разница
минимальна и она состоит только в процессе и качестве изготовления.
А как обстоят дела сегодня?
Сейчас в мире моды все изменилось. Раньше медиа не имели такой силы. Клиенты сидели в первом ряду, а пресса сидела высоко на ступеньках, чтобы журналисты не могли делать зарисовки моделей. Сегодня же пресса сидит впереди, а клиенты сзади. Ведь в наше время мода стала поддерживающим фактором для продажи духов, аксесcуаров и прочего.
Впрочем, у Lacroix или Chanel еще можно увидеть настоящий кутюр. У Dior, например, уже нет. Полагаю, месье Арно требует, чтобы Джон поутих со своими представлениями.
Невероятно тяжело создавать коллекции haute couture с инвесторами, которые
хотят заработать деньги. Они все портят. Однажды, когда я показал эскизы
одному испанскому дизайнеру, он сказал, мне: «Ты знаешь, что в Dior собираются
продавать скатерти и домашний декор?» Может, когда-то они будут продавать
ветчину от Dior.
Одним из главных ваших заказчиков сегодня является Chanel. Расскажите, как вы работаете с Карлом Лагерфельдом?
Карл никогда не наведывается в ателье. Он передает фотографии, книги, которые его вдохновили. Он, кстати, покупает их несметное количество.
Но и мы не дремлем. Вот, например, бразильский дизайнер Беатрис Милазес провела выставку своих работу в фонде Cartier. Карл был там, но и Эмили (правая рука месье Лесажа) тоже там была – всегда бывает там, где Карл покупает книги. Именно Эмили сказала мне о том, что Карл уже смотрел книгу на выставке Беатрис Милазес. Тогда мы сами начали работать над новыми вышивками, зная, что Карл их видел. Его может вдохновить все, что угодно, и нам важно уловить это настроение.
Ив Сен-Лоран мог позвонить и сказать: «Я хочу змей,
крокодилов и аллигаторов»,
или Клод Монтана (Claude Montana) звонил и
требовал: «Мне срочно нужен песок!»
Франсуа Лесаж родился в 1929 году, а умер 1 декабря 2011 года в своем доме в Версале, оставив после себя школу учеников.
В 2002 году Дом Lesage выкупила компания Chanel по инициативе Карла Лагерфельда.
После смены владельца ателье сохранило свою независимость и работает не только с коллекциями Chanel, здесь по-прежнему заказывают вышивки Dior, Emanuel Ungaro, Balenciaga, Mary Katrantzou. Франсуа Лесаж до последнего дня оставался руководителем своего ателье.
Результат коллаборации Louboutin-Lesage осень 2012,
показ Chanel «Париж-Бомбей»,
ФРАНСУА ЛЕСАЖ о вышивке
08:39, 23 марта 2015
Автор: avosurt
Комменты 53
Автор avosurt , спасибо за прекрасный пост!Очень интересно и безумно красиво. Особый интерес вызвал фрагмент со словами Лесажа о давлении Арно на Джона Гальяно с требованиями "поутихнуть". Если не сложно,сбросьте ссылку(лучше в личку,а то ДАрАгая РИдакция б(з)дит нИусыпно) ПЛЗ,на первоисточник на любом Европейском языке,несущественно,каком. Мне интересен конкретно,вот этот фрагмент про "поутихнуть" ,скатерти и ветчину от Диор. Спасибо!
от последних туфель мне аж плохо!я думала такая обувь сама по себе вульгарная и дешевая на вид, а оказывается х*не нет пределов
Как человек, чьи руки странным образом растут из тазобедренных суставов, всегда с восхищением смотрю на работу настоящих умельцев - здесь прямо ремесло на уровне искусства. Спасибо. )
вышивка красивая но в большинстве неуместна. и вообще сложно ее сделать уместной особенно с блестящего бисера, да и что толку в туфельках в жемчуг если они стремные
Чтобы работать вышивальщицей в ателье модного дома, нужно получить специализацию - Вышивка Высокой моды. Т.е. понятно, что просто здорово вышивать крестиком и гладью не достаточно. Есть бисерное шитье, жемчужное и т.д. Проблем не в том, что негде получить навык или его практиковать. проблема в оплате. Она ничтожна мала. Даже в таких "крутых" домах. Вы теряете зрение преждле всего. После любых долгих занятий вышивкой. Мои приятельницы-вышивальщицы, русские, живущие в Париже этот вопрос прорабатывали несколько лет назад. Там даже звучали ценники за работу. Привести их не могу- не помню. Но игра не стоит свеч - это очевидно.