Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Ирина Апексимова в 1990 году окончила школу-студию МХАТ (мастерская Олега Табакова), поступила во МХАТ им. А. П. Чехова, где работала до 2000 года, после чего перешла на административную работу в театр Виктюка. Исполнила более 60 ролей в театре и кино. Известна по фильмам «День рождения Буржуя», «Ширли-мырли», а также участвовала в более чем двух десятках телевизионных проектов и сериалов.
Представляю большое интервью с актрисой, собранное из разных источников:
- Ирина, поздравляю! Но как получилось, что ты, будучи директором Театр Романа Виктюка, дала согласие прийти на Таганку? Значит ли это, что ты оставляешь Виктюка?
- Официально я еще работаю в театре Виктюка, у меня 25 -го марта официальное открытие театра после ремонта, я должна довести все до конца. А на Таганку мне предложил пойти Департамент культуры.
- Это такое выгодное предложение, от которого ты не могла отказаться?
- Да, не смогла. Я даже не знаю, как правильно ответить на этот вопрос - сначала театр Виктюка (был не подарок), теперь вот Таганка. Как у Лермонтова в "Маскараде", когда баронесса Штраль говорит: "Какая цепь ужасных предприятий" . Ну в моем случае совсем не ужасных - прекрасных предприятий.
- Насчет того, что Таганка прекрасна...вряд ли теперь кто поверит. Тебя не пугает все то, что происходило там в последнее время? История достаточно печальная - и Любимов, и Золотухин...
- Честно? Не пугает. Везде люди, они разные, я иду туда с хорошими целями. Получится - получится, не получится - значит уйду.
- Ирина Апексимова – человек-администратор, который устраивает фестивали,
руководит театром. Это интересно?
Это очень здорово. Так забавно. Может быть, я не стала настоящим директором за
два года, но я не понимаю, что делают начальники, которые сидят с 10 до 19
часов у себя в кабинетах. Играют в пасьянс «Паук» большую часть времени. Не
понимаю этого. Я всегда на ногах, мне это интересно. Моей задачей с тех пор,
как я стала директором, было вернуть Театр Романа Виктюка в Москву. Московский
театр с 1994 года практически постоянно был на гастролях. И своей площадки в
столице не имел. Было здание, но там скорее база театра была. И ресторан. Мы
начали реставрацию здания, попрощались с рестораном. И для того, чтобы заявить
о себе, стали предлагать зрителям новые проекты. Я придумала «Ночь театра», по
аналогии с «Ночью музеев». И оказалось, что зрителям это интересно. Были у нас
еще Пушкинские чтения, тоже ночные. Мы читали стихи при свечах всю ночь, до
рассвета. Вот такие проекты я создаю. И новый фестиваль «Золотая карусель»
пройдет в Коломне. Это праздник уличных театров. Марафон спектаклей, которые
идут с утра до вечера. Уличные театры со всей России плюс две команды привозим
из Испании и Бразилии. И все это в Коломенском кремле, который невероятно
красив.
- Сколько ты даешь себе времени, чтобы понять - уйти или остаться на Таганке?
- Как минимум к концу второго года многое будет понятно.
- Какими такими ты, актриса, обладаешь качествами, которые делают тебя несъедобной? Юрий Любимов, авторитет с мировым именем, и тот не устоял, не захотел унижений - плюнул, ушел, хлопнув дверью.
- У меня нет качеств и тем более авторитета Любимова - это минус. Но оно же , наверное и плюс. Я про это не думаю. Если все время думать кто кого съел, то лучше запереться дома и не выходить на улицу.
- Когда департамент предложил пост, ты не брала тайм- аут на размышление?
Нет, это, наверное, спасает мой природный оптимизм.
- Твоя веселость и неуемная энергия. Откуда берутся силы?
Наверное, родилась такой. Я счастливый человек. Меня так любили в детстве...
Может быть, сейчас не так любят. Но это не играет роли. Cвою порцию любви,
которую должен получить каждый человек в жизни, я получила в детстве. И вот с
этим ощущением очень хорошо жить. То есть у тебя есть тылы, есть люди, которые
всегда тебя примут и любой твой поступок, даже самый сумасбродный, воспримут
нормально. Я стараюсь в жизни не делать то, что неинтересно. Наверное, поэтому
и энергию не расходую на пустяки.
- У меня есть знакомые, которые просыпаются поутру и начинают страдать, что
посетили уже все магазины. По второму разу идти никуда не хочется. Новых не
открыли, а тех, что еще остались непосещенными, на целый день не хватит...
Вот такая модель счастья, потребительская, – это нормально?
Не для меня, точно. Я очень люблю магазины. Люблю покупать. Но только в
течение получаса. Долго магазины я не выношу. Если бы мне пришлось все время
ходить по магазинам или сидеть в ресторанах, я бы застрелилась.
Какой спорт предпочитаешь?
Никакой. Я раньше очень много танцевала, и теперь иногда мне этого не хватает.
Тогда я просто тупо бегаю. Иду в спортзал и на дорожке наматываю километры.
Красная, мокрая, я поработала – и можно выходить. Один раз я была на йоге. И
поняла, что это не мое. Думала, что сойду с ума от тоски и скуки.
Веришь в судьбу как в дорогу, которая тебе дана от рождения? Или судьбу
можно изменить?
Все, что со мной происходит, явно где-то предначертано. Таких избегаю вещей,
торможу в двух шагах от пропасти. Несколько раз меня чуть не убили. Конечно,
судьба ведет нас. Иногда я вспоминаю об этом слишком поздно: как же я не
увидела знаки судьбы?! Все же очевидно. Но в сотый раз, наступив на грабли и
получив по лбу, я начинаю прислушиваться к внутреннему голосу.
Эти свои знания, навыки ты передаешь дочери? Хочешь, чтобы она сама по себе
прошла всю дорогу? Или все-таки ведешь ее?
Конечно, хочется же уберечь дочку от ошибок. Но это же бесполезно. Мы очень
много разговариваем. Чаще всего я в режиме подруги, но все равно периодически
соскальзываю в должность мамы. Открываю рот и кричу, но это надо делать все
равно. Иногда. Потом мы опять миримся и снова подруги.
А есть представление, кем она будет? Актрисой?
Хочет стать актрисой, да. Она способная девочка, я очень пристрастно
относилась к ее поступлению и слежу за ее успехами. Не как мама, а как
профессиональный человек. И, наверное, самые серьезные замечания, самую
жесткую критику делаю ей я. Раз уж она пошла туда, то должна быть лучшей. Но и
всем том понимаю, что наша профессия не зависит от таланта, хорошей внешности.
Это абсолютная вкусовщина. Это удача. И что с тобой будет, непонятно. Можно
все вложить, научить, помочь. Но дальше... Это уже не в моих силах.
Если дочка сыграет роли, в которых блистала ты, не будет актерской
ревности?
Да дай бог! Я могу ревновать к своим ровесницам, которые играют лучше. А к
собственному ребенку? Я же еврейская мама, перестань. Пускай сыграет. Но, я
надеюсь, не в «Дне рождения Буржуя», ей это точно не нужно. А вчера застукала
свою 20-летнюю дочь за просмотром фильма «Москва слезам не верит». В какой-то
сотый раз пересматривает. Я говорю: ну что тебе, молодой девочке, в этом
фильме интересно? Да, я из тех лимитчиц, которые приезжали покорять Москву. Я
это помню, что-то во мне отзывается. А ей интересна человеческая история…
А что должно быть в твоем идеальном мире, чтобы почувствовать счастье?
Кому-то достаточно просто лежать и весь день смотреть приятные фильмы. А
кому-то нужно, чтобы дети бегали, муж был рядом...
О, круглое счастье – это когда все дома и все спят. Но при этом большой
процент счастья от того, что я востребована как актриса. Для меня это очень
важно. Я должна сниматься в кино, выходить на сцену. А еще должна девать
куда-то свою энергию администратора, продюсера, мне это тоже очень важно.
Конечно, рядом должен быть любимый мужчина. Потому что когда он просто любящий
– это неинтересно. Надо самой любить, тогда это приносит удовольствие.
С большим пристрастием изучаю, что происходит с институтом семьи. На наших глазах реконструируется целая эпоха с установленными традициями. Вековые устои рубят, все смешивают и называют по-разному: гражданский брак, гостевой брак, веерный брак... Что происходит и чем это кончится?
Я раньше во всех своих интервью ругала мужиков. Теперь уже нет. Мне кто-то из
умных людей сказал: а может быть, вопрос к себе? Может быть, женщины стали
настолько мужественными, независимыми. Может быть, это наша проблема и незачем
на мужиков валить?! Хотя не без их помощи мы такими становимся.
Мне кажется, идет сближение полов. Что мы видим на страницах журналов?
Красивый мужчина, у него кубики, трехдневная небритость, маникюр. Как
мужчину мы его не воспринимаем. Мужчина все-таки должен быть немного
лесорубом... А с другой стороны мы видим женщину в журнале, которая всем
своим видом сообщает: «Я – тварь! Попробуй подойди!» С чего вдруг такие
идеалы?
Могу провести параллель с кинематографом. Он уже много лет приходит к
красивой, глянцевой, но неумной картинке. Не только у нас, в Голливуде тоже:
смотришь в последнее время фильмы, а они все плоские. Неинтересные. Говорят:
«Пипл хавает», но это же неправда. Я снимаюсь в такой вот мерзости. Когда
говорю: «Ребята, доколе? Что мы делаем? Сколько можно?» Отвечают всегда: «А
люди хотят это смотреть». А куда людям деваться? Они смотрят фильмы, сериалы,
им показывают всю эту чушь. Они привыкают. Так, может, мы будем давать им
другое? Не силиконовых женщин, а настоящую красоту. Я недавно видела в
Интернете подборку фотографий – советские девушки 70-х годов. Там близко
фотошопа нет. Красотки такие! Замечательные, живые, настоящие. Это не монстр,
который разведет тебя на несколько кабриолетов. Это женщина. То, что мы
показываем, как преподносим, так зритель и реагирует. И мы, деятели культуры,
за это в ответе.
- А почему бы актерам, режиссерам, продюсерам не отказываться от всего
этого? Либо самовыражаться даже в этих пустых сериалах так, чтоб люди
почувствовали эмоции. Увидели образ новых героев нашего времени. Сейчас же
все хотят идти короткой дорогой к быстрым деньгам, сиюминутной любви,
моментальному успеху. У многих жизнь такая же плоская, как и
сериалы...
Потому что люди не развивают душу. Только тело. Красивой женщине нужно
смотреть в глаза. Если они пустые, то жизнь ее будет длиться ровно две ночи,
пока тело свежее. К сожалению, то же самое происходит и с мужчинами. Он
считает, что состоялся в жизни, если у него куча бабла. А говорить-то с ним не
о чем... Сейчас богатые люди ходят в консерватории и театры. Не для того,
чтобы послушать музыку или посмотреть спектакль. Просто это стало модно.
- Но ведь есть мировой опыт. Я знаю, что кастинг в Голливуде или в Лондоне
– это многотысячные очереди. И все виртуозно играют с листа произведение,
танцуют, поют... Выбирают лучших из лучших. Ну почему у нас так не
могут?
У нас другая традиция: мы не умеем ходить на кастинги, на кинопробы, у нас
другая система преподавания русского театра. Мы не умеем продавать себя. Это
как раз для меня большая проблема. Ходить на пробы? Да лучше бы меня
застрелили. Нас по-другому воспитывают. Мы должны сыграть нутром. Ты можешь
прийти и включиться в любую секунду. Но стыдно, неловко себя продавать. У
молодых актеров сейчас с этим попроще, они воспитаны на другом, на
американском опыте. Но мое поколение воспитано на русском кино и театре,
великими актерами взращено, вот нам это стыдно. И вот это преодолеть (я
абсолютно искренне) тяжело. Я не умею этого делать.
- А как же тогда роли находишь?
Мне повезло. Режиссеры звонят сами. Ну что еще пробовать, все знают как
облупленную. Мне же не предлагают роль Джульетты, к сожалению. Мне предлагают
все время одно и то же. Амину из «Дня рождения Буржуя».
-То есть нереализованные мечты существуют?
Килограммы! Вот Мерил Стрип, например, до сих пор играет прекрасные роли. Она
играет человека, судьбу. У нас же, когда актрисе исполняется 35 лет, ее
вычеркивают из бизнеса. Потому что у нас все сценарии, все истории только про
сопливых. У нас хороших ролей для среднего поколения почти нет. Не пишут.
Обрати внимание, у нас в любом фильме или сериале есть взрослые мужчины. Они
ближе к 50 годам матереют, становятся больше похожи на мужчин, что заменяет им
харизму. А все остальное играют юные девочки. Я перестала сниматься после
одного сценария, который мне прислали. Там у моего персонажа даже имени не
было, называлась роль «мама Жени». На что я сказала: да идите вы... Мне очень
хочется интересных ролей. Сложных персонажей. Бывали картины, где я
переписывала сценарий или ругалась с режиссером, билась за каждую сцену. Там,
где я заинтересована, иду до конца. А есть моменты, когда даже не надо читать
сценарий. Зачем? Я прекрасно понимаю, что от меня хотят. Я сыграла «женщину с
ружьем» уже столько раз, от убийц до генералов налогового ведомства.
- То есть на первом плане сейчас театр?
Всегда был на первом месте. Кино – это все-таки не актерское, а
режиссерско-продюсерское искусство. Я видела примеры великих артистов, которых
неумелый монтажер или режиссер порезал так, что просто бездарный ужас в кадре.
А в театре как бы кто ни ставил тебя в определенные рамки, ты выходишь на
сцену – и все. Дальше только ты и зритель. И вот тут уже, будь добр, играй.
Выкладывайся на 100 процентов и доказывай, что ты имеешь право это делать.
- И ты не имеешь права ошибиться, потому что не будет второго
дубля.
Совершенно верно. И на сцену выходишь каждый раз как в последний. Даже когда
знаешь каждое движение, слова, каждый раз нужно проживать все это по-новому.
Тогда ты счастлив, и зритель получает эмоции. Первый шаг на сцену по
количеству адреналина – это как прыжок с парашютом. Хотя ни разу не прыгала.
- Скажи, а актеры действительно обмениваются энергией со зрителями?
Это, к сожалению, происходит не каждый раз. Но когда происходит, ты
чувствуешь, как первую половину зритель тянет из тебя силы, и борешься, чтобы
завоевать его внимание. А дальше начинается счастье. Ты чувствуешь, что можешь
просто повести глазами в сторону, и весь зал делает то же самое. Вот это кайф,
когда ты владеешь энергией зрителей. И никогда с таких спектаклей актер не
уходит опустошенным.
(с) Лента.ру, wday.ру, mk.ру
Ирина Апексимова
18:05, 5 марта 2015
Автор: Ballinta
Комменты 10
Однако подтерли много мнений...
Мне она всегда нравилась, что-то в ней такое есть интересное, изюминка, строгость. И нравится то, что она очень отличается от большинства стилем, поведением и прической))) Помню в школе очень хотела, чтобы мама себе такую сделала, тогда как раз шел сериал Клетка и я в Ирину была влюблена.
я, наверное, не в теме - а что за роль у апексимовой в "ширли-мырли"?
Апексимова нравится.Организованность,цельностью.Знакомый работал с ней на Слепом-вся собранная,вся в роли,никаких капризов.Такая не раскиснет,если не предлагают ролей,потому и в директора зовут.Между прочим,именно она должна была играть Маленькую Веру-что очень трудно вообразить после замечательной,органичной Негоды.Вот на фото со щеками-это она,очень похоже,в фильме Башня,ради которого и отказалась от Веры.Фильм Башня вполне рекомендую,они с Остроумовой сыграли там больших дряней,маму и дочку.
Странное назначение, главное достижение- роль в Буржуе, можно сразу десяток назвать актеров масштабнее и авторитетнее что им не предложили?