Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Как снимали музыкальный фильм «Мама»
Незатейливый сюжет старой сказки о Волке, который обманом выкрал у Козы ее козлят, предстаёт в новой, остроумной и занимательной музыкальной интерпретации, созданной международным творческим коллективом.
В этой яркой, сверкающей, танцевальной сказке Волка сыграл, спел и станцевал Михаил Боярский! У него получился шикарный, экстравагантный, в фиолетово-синем парике красавец-Волк. Конечно, этот коварный Волк тоже настойчиво стремился украсть бедных козлят, ради чего он даже приударял за обаятельной и привлекательной Мамой-Козой, которую в фильме блестяще сыграла Людмила Гурченко.
Естественно, по сказочной традиции, добро всегда должно победить зло, и потому зло в лице коварного красавца Волка, в конце концов, самым позорным образом оказалось сброшенным в ледяную прорубь. И хотя, конечно, поделом ему злодею, но Волка-Боярского было все же по-хорошему жаль… Впрочем, выбравшись из ледяной воды, он покаянно произносил: «Я больше не буду». И все его дружно прощали. Сказка ведь!..
В фильме снимались: Людмила Гурченко, Михаил Боярский, Олег Попов, Савелий Крамаров, Валентин Манохин, Джордж Михаица, Флорьян Питтиш, Вера Ивлева, Евгений Герчаков, Наталья Крачковская, Марина Поляк, Виолета Андрей, Паула Радулеску, Василе Менцель, Лилиана Петреску, Пётр Дегтярёв, Лулу Михаэску, Тимур Асалиев, Адрйан Кристя, Матей Оприш
Режиссер: Элизабет Бостан
Сценаристы: Юрий Энтин, Василика Истрате
Операторы: Константин Петриченко, Ион Маринеску
Композиторы: Жерар Буржуа, Темистокле Попа
Художник: Давид Виницкий
Страна: Румыния, СССР, Франция
Премьера фильма состоялась: 21 ноября 1976 (Бухарест), 17 октября 1977 (Москва)
Награды: Специальный приз жюри «Серебряный кубок» на XXIX международном кинофестивале для детей и юношества в Венеции, 1977 год
Фильм-мюзикл «Мама» появился на экранах СССР в октябре 1977 года. У этого мюзикла был весёлый и добрый сценарий. Стихи написал поэт и драматург Юрий Энтин, а авторами трогательной и красивой музыки стали французкий и румынский композиторы Жерар Буржуа и Темистокле Попа.
Они же написали и замечательные мелодичные песни, вспомните хотя бы всем известную «Мама — первое слово, первое слово в каждой судьбе». Благодаря этому незатейливая старая сказка о Волке, который обманом выкрал у Козы её козлят, получила новую занимательную и остроумную интерпретацию.
Ужастик братьев Гримм
Сказка «Волк и семеро козлят» знакома каждому ребёнку в нашей стране с детсадовского возраста. Она была написана знаменитыми немецкими сказочниками братьями Якобом и Вильгельмом Гримм в начале XIX века и вскоре стала очень популярной в России. Её даже считали русской народной сказкой.
Следует отметить, что изначальная немецкая версия отличается сюжетной жестокостью, к которой наши дети не приучены.
Судите сами: козлята впускают волка, который тут же съедает их всех, кроме самого маленького, спрятавшегося в печке. По английской версии — в футляре часов. Возвратившись домой, мать-коза видит разгром, учинённый волком, и спасшегося самого маленького козлёнка, который рассказывает о произошедшем.
Мать-коза вспарывает волку живот, и оттуда появляются живыми шесть козлят, после чего она заполняет живот камнями. На следующее утро коза опять встретила волка и предложила ему посоревноваться в прыжках через костёр. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, но камни потянули его вниз. Волк упал и сгорел в костре. Ещё один вариант финала: волк,проснувшись с камнями в желудке, захотел пить, пошёл к ручью, поскользнулся, упал в воду и от тяжести утонул.
Советская же интерпретация старинной сказки намного гуманнее. Волк не съедает козлят, а только похищает, да и сам не погибает, а остаётся в живых.
Правда, румыны утверждают, что в основу сценария фильма «Мама» на самом деле положена сказка Иона Крянге «Коза с тремя козлятами», а вовсе не сюжет братьев Гримм.
На этой почве возникли некоторые разногласия между сопостановщиками картины — «Мосфильмом», студией «Букурешть»(Румыния) и фирмой «Ралюкс» (Франция). В конце концов сошлись на том, что козлят будет пятеро, — никому не обидно.
Мелодии Попы
Румынского режиссёра Элизабету Бостан не зря считают знатоком детских душ в кинемотографе. На счету у неё больше пятидесяти лет на съёмочной площадке, масса успешных фильмов и престижных международных наград. Практически все её картины демонстрировались в Советском Союзе. Особенно популярными были два мюзикла о девочке Веронике.
Бостан, в свою очередь, посоветовала пригласить в качестве композитора Темистокле Попу, очень популярного в Румынии композитора-песенника, с которым она работала над мюзиклом о Веронике. Наши зрители хорошо помнят замечательные мелодии Попы по совместно-румынскому мюзиклу «Песни моря»(1970).
Людмила Гурченко, сыгравшая в фильме «Мама» главную роль Козы, всегда стремилась быть музыкальной актрисой.
«И к своей мечте, — вспоминает актриса о годах детства, — шла прямо, без сомнений и раздумий, вбирая в себя всё необходимое… Ребёнком, прежде чем заговорить, я запела. Петь мне было, видимо, проще. Никогда не училась балету, я просто танцевала».
Для Гурченко этот фильм имел особое значение.
После успеха в «Карновальной ночи» и провала «Девушки с гитарой» она долгое время не снималась в музыкальных фильмах. И мюзикл «мама» предоставил ей возможность продемонстрировать отличные вокальные данные, пластику, артистизм. Зритель снова увидел на экране любимую актрису во всей красе.
Вокальные партии, кроме Людмилы Гурченко, Михаила Боярского (Волк) и Евгения Герчакова (Баран), в фильме «Мама» исполняют известные эстрадные певцы Валентина Толкунова, Елена Камбурова, Татьяна Дасковская, Анатолий Горохов, Геннадий Трофимов и Владимир Качан, актриса Клара Румянова; танцуют солисты Большого театра Екатерина Максимова и Александр Богатырёв.
Наш ответ Голливуду
Не секрет, что советский мюзикл «Мама» был как бы нашим ответом на бродвейские мюзиклы — и по стилю, и по костюмам, и по музыке (каково это-рок-н-ролл в СССР в 1976 году!). А вдобавок ещё и всемирно знаменитый тогда Московский цирк на льду!.. Что говорить, фильм вполне достойно тогда конкурировал в кинопрокате с «их» мюзиклами и был удостоен серебряного приза на Венецианском кинофестивале. Так что всё вполне на уровне.
Это была совместная работа СССР, Румынии и Франции. Первоначально бюджет картины планировался в сумме 2 миллиона 200 тысяч рублей, но в эту сумму уложиться, конечно, не удалось: съёмка трёх вариантов фильма, роскошные костюмы, декорации, парики, сложный грим и так далее… В общем, уложились где-то в 6 миллионов.
Расходы поделили по-братски: по 35 процентов»Мосфильм» и румыны, 30 процентов — французы. Съёмки шли на базе нашего «Мосфильма» и румынской студии»Буфтя». Французы записывали музыку и песни (в Лондоне), обрабатывали плёнку. Первые кадры были сняты на «Буфте» 14 марта 1976 года. Фильм снимался на трёх языках с самого начала, а это значит, русская версия отличается от той, что прокатывались на Западе.
Такой метод съёмок намного увеличил затраты. Оригинальный мюзикл был, кстати, вовсе не на французком, как могло бы показаться, а на английском. Каждая языковая версия картины снималась отдельно, заново, так что есть множество отличий в мизансценах, монтаже, сюжете, музыке, песнях и так далее.
Например, в русской версии нет сюжета с веником.
Когда Волк пришёл предъявлять претензии Козе, Козлёнок прибегает и даёт ей веник, именно для того, чтобы применить его против Волка. В русской версии на этом эпизод обрывается, а в румынской и английской Коза взвешивает веник в руках, но потом отдаёт его обратно Козлёнку с выражением на лице вроде «постараемся обойтись без этого»… На самом деле вышло смешно, но наши кинематографисты этот момент обрубили. Также вырезали кадры с Овцой, упавшей в колодец.
Её потом очень смешно доставали (этот момент есть только у англичан). Вырезали и поцелуй Дочки-Овечки и Осла, и как Осёл и Мать-Овца падают в обморок после этого поцелуя…
Ну, оно понятно,сначала снимали английскую версию, потом румынскую, а на нас времени уже не оставалось, что наснимали — то и смонтировали… Зато в нашей версии козлята очень выразительно грозят кулаками Ослу, Волчонку и Рысёнку, в других версиях они просто машут руками, вроде как от комаров отмахиваются. Может, в западной традиции не принято грозить кулаком, но всё равно этот момент в нашей версии более эффектен.
Изменены и имена главных героев мюзикла. В русской версии козу зовут Мама Коза или Коза Маша, а в английской — Рада. Волк по-русски — Серый Волк, а вот в западных версиях фильма он волк Тити Суру.
Дотошные зрители подметили маленький ляп, проскочивший в советском варианте фильма. Когда кончается танец на льду Мамы Козы и Волка, Коза заманивает Волка на мост. По льду они скользили на коньках, и на мост Коза взбегает на коньках (ботинки красные). Однако на мосту они оба уже в своей обычной обуви (у Козы ботинки коричневые).
Английская версия «Мамы» шла в прокате западных стран под названием «Rock-n-Roll Wolf» («Рок-н-рольный Волк»). В том варианте другой монтаж, иной порядок сцен, поют меньше, но больше танцуют. Артикуляция актёров совпадает с текстом, то есть это снимали именно для английской версии, причём из всех актёров Боярский единственный поёт по-английски сам. Также обращают на себя внимание яркая аранжировка в стиле рок и другой текст песен (в отличии от русского варианта Юрия Энтина).
Симпатичный, но коварный
Михаил Боярский вспоминает: «Это была адская работа. Мы по ночам сидели с Люсей Гурченко и учили какую-то абракадабру, ничего не понимая. Нас потом переозвучивали иностранные актёры, но артикуляцию надо было точно соблюдать. На английском выть было попроще, а румыны нахреначили такое либретто, что мы за голову хватались. Советская версия, кстати, получилась хуже других — для англичан мы снимали пять-шесть дублей, для румын — по три, а для нас совсем мало съёмочного времени оставалось».
В этой яркой, сверкающей танцевальной сказке Боярский сыграл, спел и танцевал свою роль совершенно виртуозно. У него получился шикарный, экстравагантный красавец Волк в фиолетово-синем парике. Конечно, даже этот симпатичный, но коварный Волк настойчиво стремился украсть бедных козлят, ради чего он даже приударял за обаятельной и привлекательной Мамой Козой, которую не менее блестяще сыграла Людмила Гурченко.
В фильме Михаил Боярский-Волк выглядит очень эффектно — этакий гангстер на покое, которого заставляют вновь взяться за старое противные козлята-хулиганы, допекающие его стрельбой из рогатки. Шайка Волка — Волчонок(Савелий Крамаров), Рысёнок(Владимир Манохин), Осёл(Джордже Михэицэ) — не менее колоритна, она сильно смахивает на дворовую шпану, хотя и совершенно безвредную.
Для Евгения Герчакова роль Барана была его первой работой в кино. Он вспоминает: «Моя мама одна из первых пошутила по этому поводу: «Смотри, Женя, чтобы за тобой не закрепили это амплуа». В этом же фильме снимался Савелий Крамаров, причём роль Волчонка стала его последней в Союзе, — продолжает Герчаков. — Он мне говорил: «Я всю жизнь мечтал сыграть Гамлета, но если выйду в этой роли, то публика будет хохотать и смеяться надо мной.
Это моя трагедия. Женя, бараном ты начал, бараном ты и закончишь. Хотя ты очень яркий и очень смешной артист».
Очаровательна в роли Козочки юная Лулу Михэйеску (режиссёр Элизабета Бостан снимала её в главной роли в мюзикле «Вероника»). К сожалению, Лулу так и не стала актрисой. Сейчас ей уже более сорока лет, она живёт в Канаде и преподаёт игру на фортепьяно. Во время показа начальных титров «Мамы» есть момент, когда дети-козлята бегут к фортепьяно и Лулу садится играть на нём.
Медведь на ногу наступил
Каждый исполнитель в этом фильме, будь то Белка, Заяц или Барашек, играют свои роли так, будто это самый что ни на есть главный персонаж. Они мельком попадают в кадр, их лиц не запомнишь, но именно из них и складывается вся эта великолепная кутерьма. И кажется, что этот фильм-праздник — праздник не только для зрителей,но и для всех наших и румынских актёров, циркачей, фигуристов, танцоров и детей. Домики животных сделаны так хорошо, что многим советским детям хотелось там пожить.
Естественно, по сказочной традиции, добро должно победить зло, и потому зло в лице коварного Волка в конце концов самым позорным образом оказалось сброшенным в ледяную прорубь. И хотя, конечно, поделом ему, злодею, но волка было всё же немного жаль. Впрочем, выбравшись из ледяной воды, он покаянно произносил: «Я больше не буду». И все его дружно прощали. В сказке ведь должен быть хороший конец.
Ради участия в музыкальном фильме «Мама» Гурченко даже отказалась от роли Генеральши в одном из лучшихфильмов Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». Съёмки «Мамы» принесли ей не только творческую удачу, но и тяжёлые испытания. Во время съёмок на катке клоун Олег Попов, игравший роль Медведя, неожиданно упал на Гурченко и сломал ей ногу, размозжив кость на девятнадцать осколков.
После такой травмы врачи готовили артистку к инвалидности и утверждали, что шансов вести полноценную жизнь у неё практически нет. Долгие месяцы, проведённые в больнице, четыре операции по пять часов каждая, тяжёлые, изнуряющие тренировки и боль — всепоглощающая и бесконечная. Но Людмила Марковна встала на ноги, при этом закончила съёмки в «Маме», приезжала на костылях на съёмочную площадку. А вскоре после этой беды случилась и радость: актриса получила трёхкомнатную квартиру в центре Москвы.
Сказка по-норвежски
Фильм «Мама» приобрёл необычайную популярность в Норвегии, где первый раз был показан в 1982 году, затем ещё несколько раз в течении последующих 25 лет. По многочисленным просьбам зрителей с 2003 года государственное телевидение Норвегии регулярно показывает фильм накануне Рождества, в связи с чем он стал для многих норвежцев неотъемлемой частью новогоднего праздника. В стране успело появиться целое поколение, которое выросло на рождественских песнях полюбившегося «волка из соцблока», как здесь называют героя Боярского.
В октябре 2011 года на сцене Национального театра Осло состоялась премьера мюзикла «Rockeulven» («Рок-волк»). Это не что иное, как ремейк легендарного фильма-мюзикла 1976 года» Мама». Норвежские театральные деятели решили отряхнуть пыль с пышных париков рок-н-рольного Волка и домовитой Мамы Козы и выпустить на сцену героев старой сказки. Спектакль практически полностью повторяет сюжет фильма, да и артистов на главные роли подбирали максимально похожих на Гурченко и Боярского.
Оригинальная музыка Жерара Буржуа и Темистокле Попы в спектакле сохранена, но вот тексты песен переведены на норвежский, так что насладиться бессмертными виршами Юрия Энтина, к сожалению, не получится.
Мама — первое слово, главное слово
В нашей судьбе
Мама жизнь подарила, мир подарила
Мне и тебе.
Что касается отечественной версии, её дальнейшая прокатная судьба оказалась плачевной. В 1981 году Савелий Крамаров, игравший в «Маме» роль Волчонка, эмигрировал из СССР, и фильмы с его участием надолго исчезли с экранов кинотеатров, не говоря уже о телевидении. Так что фильм «Мама», и без того снятый в сомнительном для советской цензуры жанре мюзикла, оказался на полке ещё и по политическим причинам.
К счастью, после начала перестройки замечательная картина снова вернулась на экраны кинотеатров и телевизоров и радует сердца многочисленных поклонников.
Автор:Геннадий Фролов
P.S.Когда козлята поют песню про маму,я всегда плачу,поэтому не смогла прийти мимо такого поста,делюсь любовью с вами.
"Мама",любимейший фильм детства!
16:13, 18 февраля 2014
Автор: MakOle4ka
Комменты 15
любимый фильм моего детства, любимый фильм моей дочери, когда она подобрала и сыграла мне мелодию мамы на скрипке, я плакала) Великолепный фильм!!! на все времена
В детстве была помешана на этом фильме! Ходила кстати на шоу Овербуха "мама" в Москве, в декабре. Тоже очень красивое! Прям в детство вернулась)))
Хочу добавить о травме Гурченко.Попов не "упал" ей на ногу,а,так сказать,игриво пошалил-закрутил ее на льду.Нога застряла-и рассыпалась,вот почему так тяжело все обошлось и столько осколков.Она говорила,что этот случай повлиял на всю ее жизнь.Еще бы. Повлиял-но не помешал еще тридцать лет выдавать не только прекрасные роли,но и чечетку-иногда.Железная леди-Людмила Марковна,что ни говори.
В то время, когда он вышел на экраны, это было что-то настолько неожиданно новое, сама форма - мюзикл, костюмы эти невероятные, короче один из любимейших фильмов детства.
Скоро буду пересматривать )))