Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Думаю, что каждому из нас с детства хорошо знаком этот характерный голос с хрипотцой. Великий актер Евгений Леонов считал озвучивание мультипликационных героев делом не менее важным, чем работу над серьезными ролями. Одним из его самых знаменитых мультипликационных героев стал Винни-Пух. А ведь на озвучку плюшевого мишки очень долго не могли подобрать артиста с подходящим голосом. Как вспоминал режиссёр картины Федор Хитрук, при подборе актёров для озвучивания главных героев мультфильмов о Винни-Пухе возникли сложности. Перепробовали множество актёров, но никто не подходил. Попробовали и Евгения Леонова, но его голос также оказался слишком низким и не устроил создателя мультфильма. Тогда звукооператор предложил немного ускорить голос артиста. Скорость речи Леонова была увеличена примерно на 30% — и персонаж, наконец, заговорил, как надо! Всего же Евгением Леоновым было озвучено около 30-ти мультфильмов.  

В качестве вступления хочу признаться, что до этой киноигры я совсем не знала каким человеком был Евгений Леонов. Мне никогда не попадались его интервью или передачи о нем. Может, потому что я этим не интересовалась, ведь он не был в списке моих любимых советских актеров. Конечно, мне с детства были знакомы его самые знаковые роли, а два фильма с его участием давно входят в число моих любимых, которые я могу пересматривать всегда и с любого эпизода — это «Большая перемена» и «Старший сын», о котором речь пойдет ниже. Но есть так же фильм, к которому с детства у меня какая-то иррациональная нелюбовь, и к роли Леонова в нем тоже — это «Кин-дза-дза!». Так что в общем, к Евгению Павловичу у меня было достаточное ровное отношение. До этой киноигры. Посмотрев документальный фильм о нем, его интервью, почитав рассказы людей, которым доводилось встречать его в жизни, я была поражена каким светлым, глубоким и мудрым человеком он был. Он верил в лучшее в людях, и что если даже человек ожесточится, то это временно, потому что не делая добра, не будешь чувствовать себя уютно в этом мире...Говорят, Марк Захаров как-то сказал о Леонове, что Высочайшим он был человеком. Мне кажется это очень точное определение Евгения Павловича - Высочайший Человек. 

Евгений Леонов – легендарный советский актер, любимец нескольких поколений взрослых и детей. Он был не только талантливым трагикомическим артистом, но и невероятно добрым душевным человеком. Родился Евгений Павлович 2 сентября 1926 года в Москве. Никто в семье Леонова не имел отношения к театру или кино. Да и сам он в 1941 году поступил в авиационный техникум. Продержался там три года и ушел в Московскую экспериментальную театральную студию, потому что всегда мечтал стать актером. Для прослушивания Евгений Леонов выбрал одно из произведений Александра Блока. «И вот я собрался с духом, вхожу в роль, побелел и как-то интуитивно чувствую: тут такая любовь в стихотворении, такая невозможная любовь, что я должен читать не как я, а как роковой красивый мужчина, ну очень красивый, понимаете, и очень-очень роковой…» – вспоминал актер свой первый экзамен. Комиссия не могла сдержать хохота. Евгений подумал, что прослушивание провалено и отправился на выход. Однако члены комиссии решили, что перед ними стоит отличный актер комедийных ролей и зачислили его. Закончив студию, Евгений Павлович попал в Театр имени Станиславского, где прослужил почти 20 лет. Затем несколько лет работал в Театре имени Маяковского, в то время художественным руководителем театра был Андрей Гончаров, которому не нравилось, что Леонов часто отказывался от участия в спектаклях в пользу кино. Последней каплей стала съемка популярного актера в рекламе рыбы в 1975 году. Режиссер в гневе собрал труппу и оскорбил Леонова перед коллективом, предложив пустить шапку по кругу, чтобы собрать денег, раз он так в них нуждается, что опускается до рекламы. После этого Евгений Павлович ушел из театра Маяковского в Ленком, который как раз возглавил Марк Захаров, где и прослужил до конца своих дней.  
Дебютом Леонова в кино можно считать роль дворника в короткометражке о знаменитом советском клоуне Михаиле Румянцеве «Карандаш на льду» (1948). За ней последовал десяток незначительных работ, среди которых самой заметной стала роль Мишки Снегирева в картине «Дело Румянцева». Постепенно Евгений Павлович стал свыкаться с мыслью, что кино не для него, и с его внешними данными рассчитывать на заметные образы не приходится. Но роль дрессировщика в комедии «Полосатый рейс» (1961) в корне изменила ситуацию – из малоизвестного актера второго плана 35-летний Леонов превратился в любимца всей страны.  Один за другим стали выходить фильмы, в которых Евгений Павлович представал в образах забавных, добродушных и трогательных героев. Всего в фильмографии актера более 70 ролей, он был одним из самых востребованных актеров огромной страны. Но успех, слава, статус, известность совсем не изменили Евгения Леонова, он всегда сомневался справился ли с ролью, не подвел ли режиссера. 

«Женя был моим талисманом, но главное – он был камертоном. Он задавал тон стилистике – добрый, смешной и грустный, – говорил о Леонове Георгий Данелия. - Было в Леонове что-то такое – магнетизм, биотоки, флюиды, не знаю, как это назвать, – что безотказно вызывало у людей положительные эмоции».  Режиссер снимал Леонова в своих фильмах с момента первой совместной работы и до смерти Евгения Павловича. Задумывая свой очередной фильм, Данелия первым делом думал: «А кого будет играть Леонов?». И неважно, что тому не всегда доставались главные роли. Главное, чтобы Леонов присутствовал в картине. Их совместные работы: «Тридцать три», «Не горюй», «Совсем пропащий», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Слезы капали», «Кин-дза-дза». К ним же стоит добавить еще и «Джентльменов удачи», который тоже во многом данелиевский фильм, хоть он и был в этом проекте не режиссером, а автором сценария.  

Еще один интересный факт о нашем великом актёре: в 1976 году в издательстве «Детская литература» была впервые в нашей стране издана повесть-сказка «Хоббит, или Туда и обратно». Иллюстрации к этой книге делал замечательный художник Михаил Беломлинский. И создавая образ Бильбо Бэггинса, он использовал типаж своего любимого актёра - Евгения Леонова. Вот что говорил сам художник о работе над книгой: «Главного героя – Бильбо Беггинса я рисовал с моего любимого актера Евгения Леонова, идеально для этого подходящего; добродушного, толстенького, с мохнатыми ногами.» 

Ну и конечно, пост об Евгении Леонове был бы неполным без этого фильма, роль в котором Евгений Павлович считал своей лучшей работой:

«Старший сын» 1975 год, реж. Виталий Мельников.  

Фильм этот многими любим, и я не исключение. Замечательная литературная основа, превосходные актерские работы молодых Караченцова, Боярского, Крючковой. Но Евгений Павлович здесь просто гениален! Что, впрочем, не удивительно, ведь он так хотел сыграть эту роль! Однажды Леонову попалась пьеса Александра Вампилова «Старший сын», и, как ему показалось, Сарафанов точь-в-точь схож характером с ним самим. Евгений Павлович шутил, что даже собирался идти к министру культуры, чтобы его назначили на эту роль, но делать этого ему не пришлось, артисту позвонил режиссер Виталий Мельников и пригласил на съемки фильма. Самая душещипательная сцена в фильме для меня - когда утром Бусыгин и Сильва хотят улизнуть по-тихому, но тут выходит Сарафанов, такой растрепанный, в нижнем белье. И стоит растерянный, как большой ребенок, и столько мольбы в глазах, и это хриплое:” Сынок...Куда ты, сынок?” И Бусыгин остается, а кто бы не остался? 

Подготавливая этот материал, мне стало любопытно, почему Евгению Леонову был так близок образ Сарафанова, почему он так хотел его сыграть. Ответ я нашла в его письме сыну Андрею (в 1992 году вышла книга Леонова “Письма к сыну”): «Ты пьесу-то "Старший сын" дочитал? Давно я не испытывал такого восторга от пьесы и от сценария. Какой писатель этот сибирский парнишка Вампилов! Могучий талант. Его Сарафанов, теперь называю "мой Сарафанов", герой нашего фильма, - потрясающая сила. Стоит мне сказать себе: "Я - Сарафанов", как ко мне приходит абсолютная ясность, как будто все предстает передо мной в своем истинном виде – люди, поступки, факты. И как будто все вокруг понимают: хитрить и скрываться не следует. Не могу тебе передать, какое чувство внушает мне этот человек. Иногда думаю: да ведь это какое-то ископаемое, теперь таких нет; другой раз думаю: это личность из будущего, совершенно лишенная скверны мещанства. Бусыгин, прохвост, назвавшийся его старшим сыном, говорит: "Папаша этот святой человек". Похоже, ты знаешь, похоже, что святой. Жена оставила его с двумя маленькими детьми, а он старается объяснить ее поступок: "Ей казалось, что вечерами я слишком долго играю на кларнете, а тут как раз подвернулся один инженер – серьезный человек..." Никогда он не умел за себя постоять, все удары судьбы принимал смиренно, не теряя достоинства. Он оказался наивным – так легко разыграли мальчишки историю со старшим сыном: явились с улицы, в полночь, опоздав на последнюю электричку, в дом и подшутили: я ваш сын, я ваш брат и т. п. В такую наглую чепуху кто же поверит? Первое, что все видят и утверждают, - наивный человек Сарафанов. А мне, ты понимаешь, кажется, не в наивности дело. Чистота его представлений не допускает возможности шутить над отцовством, любовью. Я ведь тоже так считаю. Поэтому, когда возникают такие категории, он безоружен, мелочи для него неразличимы. И понимаешь, моя задача сделать так, чтобы и другие "воспарили", духом воспарили над собой, то есть поняли бы Сарафанова, и он бы не казался больше им жалким, а напротив – могучим в своем умении всех любить.» Вот таким был Евгений Павлович Леонов - человек редких душевных качеств! 

А теперь о фильмах, которые я выбрала для просмотра в рамках Киноигры. Выбирала я фильмы в разных жанрах: комедия, спортивная мелодрама, мюзикл и детектив. Ни один из них я раньше не видела, поэтому делюсь первыми впечатлениями... 

«Соло для слона с оркестром.» 1975 год. Реж. Олдржих Липский 

Фильм является совместным проектом СССР и Чехословакии.  

В Москву приезжает международное цирковое жюри. Оно должно отобрать для Всемирного фестиваля циркового искусства только один, самый лучший номер. Одновременно в МГУ начинается международная конференция зоофилологов, занимающихся расшифровкой языка животных. Профессор Ружичка демонстрирует своего пуделя Арчибальда, уже разговаривающего по-человечески. На спор с английской коллегой профессор готов научить петь даже слона, и ученые решают отправиться в цирк… 

Прежде всего этот фильм - реклама советского цирка, он здесь главный герой, остальные его дополняют. Это комедия, с элементами фантастики, так как эти люди-ученые говорят на языке животных и птиц. И вот эта линия ученых, которых играют чешские актёры, лично для меня смотрелась чужеродно в этом фильме. С одной стороны наш советский цирк и любимые с детства актеры, с другой - эти странные люди, которые говорят с гусями и слоном на их языке. Даже для цирка это выглядело диковато. Хватило бы и одной говорящей собаки)) В фильме очень много цирковых номеров, особенно акробатических. Думаю, если бы убрать часть из них и из двух серий сделать один полуторачасовой фильм, он бы смотрелся намного лучше и бодрее. И еще я против животных в цирке, поэтому номера со львами и медведями подпортили впечатление о фильме, не могла не думать о том, как дрессировали этих диких хищных животных, чтобы они позволяли с собой такое вытворять. Евгений Леонов играет директора цирка, и по большому счету, особо здесь ему негде развернуться, так как действия там не то, чтобы очень много. Директор - хороший приятный человек, который любит свое дело. Его заместитель Гриша (Леонид Куравлев), который стремится занять место директора, будет весь фильм строить козни, чтобы сорвать представление, а директор пытаться все спасти, попадая в различные комические ситуации. Есть еще небольшая любовная линия дочери директора Тани (Наталья Варлей) и буфетчика, который мечтает стать жонглером (Александр Леньков). В общем-то видно, что играть актёрам особо нечего из-за слабого сценария, да еще и само действие постоянно прерывается цирковыми номерами.  Если бы не комедийный талант наших замечательных Леонова, Куравлева и Крамарова, было бы совсем печально. Но могу рекомендовать этот фильм тем, кто любит цирк.  

«Гонщики» 1972 год, реж. Игорь Масленников 

“Леонов и Янковский — это вам не Безруков и Панин” - один из комментариев к фильму на Ютубе. 

Два автогонщика — Иван Кукушкин (Евгений Леонов) и Николай Сергачёв (Олег Янковский) много лет ездили вместе на гоночном автомобиле «Москвич-412», участвующем в ралли. Но все перевернул один случай: в Альпах они попадают в аварию. Пытаясь избежать столкновения, Иван не справился с управлением, «Москвич» падает в кювет, и гонщики оказываются в больнице. После этого Сергачёв решил, что Кукушкин уже слишком стар, и выбирает другого напарника. В итоге они оказались соперниками в крупном ралли «Синий перевал».

Игорь Масленников, режиссер, о фильме: «Гонщики» - первый советский фильм об автомобильном спорте. Он рассказывает о ярком и необычном мире ралли. Для одних автомобиль — это лишь средство передвижения, а для других - целый мир, наполненный поэзией, страстью, драматизмом. Сценаристы в центр внимания фильма поставили проблему экипажа. Несколько суток без сна и отдыха мчатся по трассе два человека - водитель и штурман. Что происходит между ними? Чем они живут? О чем думают? В кино это стало историей двух характеров, двух отношений к жизни. Два прекрасных актера - Евгений Леонов и Олег Янковский, увлекшись автоспортом и полюбив этот шумный и яркий мир, наполнили сценарный конфликт обаянием своих личностей. Мы знаем, что советские гонщики в принципе отличаются от гонщиков-гастролеров, которых нанимают зарубежные фирмы. Наши спортсмены - это рабочие автозаводов, для которых автомобиль не просто скоростной аппарат для проверки и показа своей храбрости и мастерства; для них машина - родной механизм, он сделан своими руками. Не в этом ли главная причина наших успехов в крупнейших ралли-марафонах прошлых лет? Рассмотрением таких характеров мы и занимались в нашей картине.» 

По описанию фильма я ждала бОльшей драмы от этого советского Форсажа. Но фильм получился достаточно светлым, о настоящей дружбе и взаимовыручке. История учителя и ученика стара как мир. Ученик вырос и теперь думает, что он все знает и может лучше, а учитель уже слишком стар и только мешает. С ним ему не победить... 

Герой Евгения Леонова (он же дядя Ваня) понимает, что его напарник Николай, которого он всему обучил, больше не хочет ездить с ним. Он переживает из-за этого, и прогоняет Николая, когда тот к нему приходит поговорить. Но немного остыв, дядя Ваня сам идет к Николаю домой без предупреждения, чтобы извиниться и поговорить. Он проходит в комнату, и кого он там видит? Правильно, более молодого гонщика, с которым Николай уже изучает карту следующего маршрута. Дяде Ване, конечно. обидно, он хоть и говорит Николаю: «Мы с тобой не в ЗАГСе зарегистрированы. Хочешь уходить-уходи.», но по глазам видно (а играть глазами Евгений Павлович умеет!), что Николая ему так просто не забыть. Он и своему новому напарнику всю дорогу будет про Николая рассказывать, пока окончательно его не достанет. Ну и в конце фильма будет трогательный момент, когда надо ехать, но очень хочется остаться с бывшим напарником... 

Евгений Леонов здесь играет простого душевного человека, работягу, который всегда готов помочь людям. Даже свои выходные он тратит на то, чтобы починить чью-то машину, на что герой Янковского Николай говорит, чтобы он хоть за это деньги брал, глядишь, и разбогател бы. Сам Николай молод, дерзок и амбициозен. И как же хорош Олег Янковский в этой роли! Недаром после съемок в этом фильме Леонов сказал Марку Захарову обратить внимание на Янковского, после чего тот получил приглашение работать в Ленкоме.  

 Я очень далека от мира гонок, но тем не менее было интересно посмотреть, как это было устроено в СССР. Ну и конечно, шикарный дуэт Леонова и Янковского (которые еще не раз сыграют вместе) порадовал. Даже только ради них стоит посмотреть этот фильм. А ведь Янковский даже водить не умел до съемок этого фильма, пришлось его в срочном порядке обучать.  Еще неплохая роль второго плана у Армена Джигарханяна. И сына героя Леонова сыграл его сын Андрей. 

Длинное, длинное дело. 1976 год. Реж. Г. Аронов, В. Шредель 

Да это же наш советский Коломбо! 

 Михаил Петрович Лужин — следователь районной прокуратуры, который крайне ответственно относится к каждому делу. Будучи в жизни добрым и отзывчивым, на работе герой становится непреклонным и дотошным: он старается досконально разобраться в каждом деле, прежде чем предъявлять обвинения. Так, очередное расследование Лужина оказывается запутанным и неоднозначным, хотя коллеги Михаила Петровича уверены в обратном. 

Еще один фильм, в котором снялись вместе Леонов и Янковский, но главная роль здесь только у Евгения Павловича. С которой он, без сомнения, справился блестяще. Его герой Лужин славится тем, что очень долго раскрывает дела (за что его часто вызывают «на ковер» к начальству), потому что ему важно докопаться до правды, чтобы не пострадали невиновные люди. Из-за этой медлительности коллеги прозвали его Тюфяком. И вот, во время его ночного дежурства по городу происходит убийство, Лужин выезжает на место преступления, и находит улики, благодаря которым уверен, что раскрыл преступление по горячим следам. Он звонит начальству и очень просит оставить это дело ему, потому что на этот раз он его быстро закроет, он уверен в своей правоте...Очень понравилась в этом фильме Нина Ургант, она играет мать подозреваемого. Ее сын только вышел, отсидев три года, убит его подельник, против него все улики, но она-то знает, что он невиновен, она свидетель. Только кто же поверит матери?  У нее всего одна сцена на допросе в участке, но как отлично сыграно это отчаяние матери, которая понимает, что может вновь лишиться сына, только уже не на три года, а на 15 лет. Как меняется ее голос и интонации! Ей важно, чтобы ей поверили. И следователь, конечно, верит, ведь такой он человек. И он понимает, что опять утонул в очередном длинном деле. Начальство, конечно, не в восторге, на что он отвечает: «Если это работа и на год, всё равно это лучше, чем невиновного осудить на 15 лет». Еще в фильме есть замечательная сцена - разговор за обедом в ресторане. Три следователя - три разных подхода к следственно-прокурорской работе. Как говорит герой Янковского одному из них: «Ты не дело ведёшь, а какую-то войну. А Петрович (герой Леонова), тот по-человечески, душевно. А потом - бац! и обвинительная. А для меня – это производство. У меня с ними никаких отношений. Ни любви, ни ненависти.»  

Леонов очень органичен в этой роли, ему близки принципы его героя: «Человек всегда должен оставаться Человеком». А как его герой радуется, когда думает, что раскрыл дело!

Сам фильм очень неспешный и как такового расследования тут нет, оно только начинается, но в конце фильма нам дают понять, что настоящий убийца будет найден, а невиновный выйдет на свободу. Это фильм о настоящем человеке, пример того, как нужно делать свое дело, добиваться справедливости несмотря ни на что.

«Крепостная актриса» 1963 год. Реж. Роман Тихомиров 

По оперетте Николая Стрельникова "Холопка". Россия 1801 год. Граф Иван Павлович Кутайсов - деспот, самодур, крепостник и любитель молоденьких актрис - ожидает приезда первой певицы Парижа Анастасии Батмановой, когда-то бывшей его крепостной. Вместе с певицей в Россию направляется и влюбленный в неё молодой князь Андрей Туманский. Нехорошее дело задумал бывший барин: решил он снова прибрать к рукам свою крепостную. Настя Батманова – красавица, стала прославленной актрисой придворного театра. Поглядев на мир, завоевав Париж, она возвращается домой, попадает в роскошные залы особняка графа Кутайсова, в окружение дам и гусаров, сталкивается с новыми испытаниями любовью и сердечными хлопотами... 

 Фильм начинается с комичного пробуждения персонажа Евгения Леонова, и он сразу же велит слуге, показывая на одну из крепостных девиц: «Нарядить пастушкой и ко мне в опочивальню!» «А граф-то затейник!», - подумала я и обрадовалась, что наконец-то вижу Евгения Павловича в роли мерзавца, а то сколько же можно быть хорошим таким! А как мило он флиртует: «Я видел Вас, мою волшебницу, во сне! И душа моя танцевала козликом».

Поэтому я еще больше обрадовалась, когда поняла, что здесь я получила комедию, которую мне не додали в «Соло для слона». Красивый визуальный ряд - костюмы, декорации, все яркое и красочное. А как красиво показана зима! Много снега, березки, ели в снегу, так и хотелось, подобно главной героине, воскликнуть: «Ах, как чудесно вокруг!»)) Оператор фильма, безусловно, большой молодец. А впрочем, мне все понравилось. Леонов играет очень обаятельного злодея. Конечно, роль здесь утрированная (что некоторые называют переигрыванием), но это же условность жанра. А еще он в этом фильме  много улыбается, и глаза горят. 

Это одна из его ранних работ, позже, как мне кажется, он утратит этот задорный блеск и взгляд у него будет более грустным. Татьяна Семина хороша в роли Насти, а Сергей Юрский в роли бравого гусара. Мне фильм понравился, уж не знаю, что на это повлияло: снежная зима, гусары или Евгений Павлович в парике. А может просто попал под настроение. Рекомендовать не буду, потому что понимаю, что все это очень субъективно.  

На этом все. Спасибо за внимание!  

Подпишитесь на наш
Блоги

КиноИгра. Евгений Леонов.

15:01, 13 января 2021

Автор: Moon_flower

Комменты 69

Аватар

Мне рассказывала моя бабушка, что где-то в 70-х годах к ним в клуб приезжал Леонтьев артист. В Сибири в маленький деревенский клуб! Выступал перед колхозниками и сельчанами, рассказывал смешные истории из жизни, разные монологи читал. Это был конечно же Евгений Леонов, как я потом поняла, была приятно удивлена!

Аватар

Вот мне всегда казалось, что Леонов добрый и душевный человек ) Для КИ посмотрела "Гонщиков" и "Длинное дело", неплохие фильмы. "Дело" немного скучновато показалось, а "Гонщики" прям ух, всё в движении ) В театре не довелось видеть Леонова, только в "Поминальной молитве", когда ее транслировали по ТВ. Вот Тевье именно его роль, до слез. И мультфильмы с леоновским голосом чудесны. Кроме Винни-Пуха, очень люблю "Волшебное кольцо" и серию такую же, в народном стиле. Спасибо за чудесный пост )

Аватар

Пост шикарный. Именно в духе киноигры. Вы остановились на не слишком известных как по мне фильмах Леонова. Я из взятых вами фильмов не видела ни одного !!! А теперь посмотрю. Кин-дза-дза кстати никак не смогла смотреть, думаю после вашего поста осилить и его.

Аватар

Да, талант! Природа на его сыне отдохнула конкретно С нетерпением жду Евстигнееева. Лучший советский актёр, на мой взгляд

A

Потрясающий Человек! Так Свет от него исходит

Подождите...