Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Американская история Х - драма 1998 года, ставшая дебютом режиссера Тони Кэя (ранее режиссера рекламы) и сценариста Дэвида МакКенны. Картина занимает 31-е место в списке 250 лучших фильмов по версии IMDb.
Главный герой фильма - Дерек Виньярд (Эдвард Нортон). Харизматичный и жестокий лидер банды неонацистов "Апостолы Христа". Потеряв отца и веру в справедливость, Дерек решает вершить правосудие по-своему. Все меняется, когда он попадает в тюрьму за убийство двух чернокожих парней.



Денни Виньярд (Эдвард Ферлонг) - младший брат Дерека. Восхищается смелостью и лидерскими качествами брата, под его влиянием увлекается нацисткой идеологией. В школе пишет сочинение по Майн Кампф, чем вызывает негодование директора школы. Он предлагает Денни написать сочинение по вымышленному предмету "Американская история X", где он должен будет проанализировать как произошедшее с братом повлияло на него и его семью.



"Американская история X" является возможно самым честным фильм о расовой и национальной нетерпимости. В нем не пытаются кого-то оправдать или приукрасить действительность. Здесь есть и черные, которые вместо того чтобы пользоваться привилегиями свободы - получать образование, работать, выбирают торговлю наркотиками и угон машин. И белые, которые кричат о несправедливости и беззаконии, при этом идут громить супермаркет и издеваться над его сотрудниками, только лишь потому что магазин принадлежит азиату. Ненависть порождает еще большую ненависть, от которой страдают все.

Сценарист Дэвид МакКенна брал интервью у скинхедов, проводил с ними много времени и наблюдал за их действиями в качестве журналиста. Он выяснил, что многие из них были выходцами из благополучных семей, но стали нацистами, связавшись с плохой компанией. МакКенна сделал вывод, что ключевым моментом в их становлении всё-таки послужила семья, которая не участвовала должным образом в их воспитании. Некоторые члены их семей своим отрицательным примером оказывали на них влияние.
"Я видел много дикого фанатизма, и он заставил меня задуматься и написать кое-что о мире ненависти. Я пытался в сценарии отметить то, что человек не рождается расистом. Он узнаёт об этом через окружающую среду и людей, которые его окружают. Меня заинтересовал вопрос: «Почему люди ненавидят и как изменить это?». Мой посыл заключается в том, что ненависть берёт начало в семье."


Эдвард Нортон о фильме и своем персонаже:

"Я знал, что этот парень должен быть действительно физически устрашающим, чего не скажешь обо мне (Эдвард для фильма набрал 25 фунтов (11 кг) мышечной массы). Этот персонаж - ребенок, который в основном хочет плакать и скрывает это за гневом. Мотивированный яростью, он вооружает себя против собственной эмоциональной боли - и это тело, которое он создал, является физическим проявлением этого.
Все может быть неправильно истолковано, и у многих историй есть встроенный потенциал для оскорбления кого-то, если ими неправильно управлять. Кино сейчас это такая мощная среда, это как зеркало, в которое мы не хотим смотреть. Есть два уровня, на которых фильм может функционировать. Или это может дать людям паузу, или - и мне это более интересно - это может заставить среднюю либеральную аудиторию столкнуться с трудностью характера кого-то вроде него.
Слишком распространенная реакция на что-то вроде расизма - это ненависть к самому явлению, из-за которой вы отвергаете человека. Но в этом фильме вы вынуждены противостоять сложности персонажа и его трагедии - и тому факту, который люди не хотят признавать, что кто-то вроде него, может выйти из нормальной семьи среднего класса.
Для меня это дает достаточно однозначный посыл о том, как ярость может управлять твоей жизнью. Мне было бы гораздо менее комфортно, если бы на любом уровне ему это сошло с рук. Это было бы так, если бы вы добрались до конца Макбета, а они не лишили его головы."

Изначально роль Дерека Виньярда была предложена Хоакину Фениксу, но он отклонил предложение, назвав сценарий "слишком напряженным". Эдвард Нортон, в свою очередь, ради съемок в "Американской истории X" отказался от роли в фильме "Спасти рядового Райана", где его заменил Мэтт Дэймон.
Образ главного героя частично основан на бывшем скинхеде - Фрэнке Мэйнке, который после тюремного заключения стал автором лекций о вреде националистической и расисткой пропаганды.
За свою работу Нортон был номинирован на премию Оскар за лучшую мужскую роль, но награда ушла Роберто Бениньи за роль в фильме "Жизнь прекрасна".

Фильм выходил в прокат с большим скандалом. Пробная версия в 95 минут не понравилась студии и Нортону. Они требовали правок. В ответ на это Тони Кэй выкупал целые рекламные развороты в изданиях вроде Variety и The Hollywood Reporter, где критиковал Нортона и продюсера Майкла Де Луку, называя их "дилетантами". Всего он опубликовал 35 объявлений, потратив на них 100 тыс. долларов.
В итоге студия New Line Cinema доверила монтаж Нортону. Его версия получилась на 20 минут длиннее. «Я сделал жесткий, быстрый, 95-минутный неограненный алмаз. Фильм, который выпустили они, был забит кадрами, где все рыдали друг у друга в объятьях. И, конечно же, Нортон щедро предоставил себе больше экранного времени», - жаловался Тони в интервью The Guardian.
Разьяренный режиссер потребовал снять свое имя с титров. Гильдия режиссеров Америки запретила это делать. По ее правилам в таких случаях вместо имени постановщика указывается псевдоним Алан Смити, а автор лишается права публично критиковать фильм. Но к тому моменту Кэй уже так разнес картину в выкупленных рекламных полосах, что это уже было невозможно.
На судебные разбирательства Кэй потратил 1 млн. долларов, так и не выиграв ни одного.

Прошлое в фильме выполнено в черно-белых тонах, настоящее - в цвете.


Фильм не имел коммерческого успеха в прокате (возможно отчасти из-за режиссера), но со временем стал культовым.










"А теперь, наверно я должен рассказать чему я научился, подвести итог, да? Так вот мой вывод таков - ненависть тяжелый багаж, жизнь слишком коротка чтобы тратить ее на зло. Оно того не стоит. Дерек говорит, что сочинение нужно заканчивать цитатой. Все твои мысли кто-то другой уже выразил лучше тебя. Так что, если не знаешь что сказать, позаимствуй у великих. Я выбрал одного парня, который должен вам понравиться. "Мы не враги, а друзья, мы не должны быть врагами, хотя узы нашей дружбы не всегда прочны, они не должны порваться. Память об этой дружбе возьмет свое, когда в сердцах с неизбежностью возобладают наши лучшие чувства."

Американская история X/American history X
14:00, 2 мая 2018
Автор: Francis
Комменты 32
7 л
Мне очень-очень жаль, что Нортон не получил тогда Оскар. Он невероятный в этой роли. А сам фильм из тех, которые иногда пересматриваю, хоть и тяжелый, конечно.
7 л
Очень жесткий,очень драматичный. Нортон и Ферлонг тут прекрасны,жаль остались без «Оскаров». Отдельно отметила бы Итана Сапли,очень характерный актер,заметила его в этом фильме.
7 л
Я помню каким мне Эдвард Ферлонг в этом фильме казался тогда красивым молодым человеком прям глаз не могла оторвать
7 л
Долго не подступалась к этому фильму, так как по описанию казался беспросветной чернухой. Боялась, что буду отходить от него, как когда-то от «Реквиема по мечте». А по факту оказался одним из самых жизнеутверждающих, с надеждой, что человеческое в человеке всегда одержит верх. Отличная работа и режиссёра, и актёров (жаль, недопонявших друг друга). Эдвард, нельзя быть таким потрясающим. После этого фильма и «Разрисованной вуали» считаю тебя самым талантливым актёром своего поколения.
7 л
Многое идет из семьи это не отнять.Глядя на эти кадры из фиильма,вспомнился клип Эминема с Дайдо,там,где в конце младший брат героя клипа ,стоит над его могилой, уже копируя его внешне.Эдвард Нортон харизматичен невероятно.