Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Один из любимых фильмом. В нем все прекрасно, и сама история, и диалоги, и игра актеров, и эта неповторимая атмосфера, и мой любимый Олег Меньшиков. Мой любимый актер 90-х и начала 2000-х. В детстве и юности была в него влюблена ))) Сам фильм посмотрела уже после Сибирского цирюльника, когда стала изучать фильмографию актера. Пишу эти строки и слушаю песню "Утомленные солнцем" и внутри все переворачивается, даже сейчас. Однозначно, против 2 и 3 части фильма. Для меня фильм "Утомленные солнцем" только 1994 года. Это еще тот период, когда Михалков себя не растерял, и еще умел делать шедевры.
Лауреат премии «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке» и Гран-при 47-го Каннского фестиваля. Название фильма отсылает к популярному в 1930-е годы танго «Утомленное солнце», неоднократно звучащему в фильме.
Действие фильма начинается ранним летом 1936 года, незадолго до пика сталинских репрессий конца 1930-х годов в СССР. Главный герой Котов (Михалков) - легендарный комдив, истинный коммунист, отмеченный наградами герой Октябрьской революции и Гражданской войны, любимец самого товарища Сталина, живет на даче вместе с женой Марусей (Дапкунайте), маленькой дочерью Надей (Надежда Михалкова) и родственниками Маруси — большой и шумной семьей интеллигентов с дореволюционным прошлым. Семья это остатки прошлого, именно на это даче, как будто и не было революции, и гражданской войны, и перемен.
- Какой-то праздник сегодня... А? Не знаешь, какой?
- Ты знаешь, я их праздники... как-то не понимаю. Я знаю
только что деньчего-то очень Большого, Советского... (тетушки разговаривают в комнате у открытого окна, а в это время мимо
их дома идет отряд пионеров с песней. Это день 4-й годовщины сталинского
дирижаблестроения)
В этой семье чужаком смотрится именно Котов, но он живет в счастливом браке со своей женой, у него прекрасная дочка и семья интеллигентов его приняла. Но все меняется вокруг, и жители этой дачи пока так и не могу этого принять и живут своей жизнью, тем более они за Котовым, как за стеной.
- По горну вставать, по свистку купаться, под барабан строем шагать, под баян обедать. А если все это будешь делать хорошо, то в гробу будешь лежать под оркестр.
Тихая идиллическая жизнь нарушается неожиданным появлением Мити (Олег Меньшиков) - интеллигента, музыканта, старинного друга семьи, воспитанника отца Маруси, который незадолго до своего внезапного отъезда за границу в 1928 году приходился ей женихом. Его с радостью приняли, и он представился маленькой Наде просто как «дядя Митяй».
- Дядя Митяй! А ты что будешь: чай с вареньем, или
кофе с молоком?
- Я буду кофе с вареньем!
- Ничего себе!
В дальнейшем поясняется, что незадолго до Октябрьской революции Митя ушел на фронт Первой Мировой войнф, но попал в плен и был вынужден скитаться по Европе. Спустя 10 лет, уже после революции, зимой 1927 года Мите удается вернуться на родину, но он не узнает свою страну - так сильно она изменилась. Митя возвращается в дом, в котором вырос, в надежде, что сможет, наконец, жениться на Марусе и зажить спокойной семейной жизнью. Но этому не суждено сбыться.
После приезда его вызывает к себе некий высокий чиновник (как выясняется позже, это был именно комдив Котов), заставляет написать заявление якобы по собственному желанию с просьбой выпустить его за границу в Париж, чтобы «заниматься музыкальной деятельностью» и заодно следить за Белым движением, в котором ранее Митя сам состоял т.е против своих же и своих убеждений. Внезапно для всей семьи Митя уезжает вскоре после наступления нового, 1928 года, и за 8 следующих лет от него нет никаких вестей. Отчаявшись его дождаться, пройдя через попытку самоубийства, через год Маруся выходит замуж за Котова.
— Что это у тебя за шрам?
— Крышкой задело.
— Какой крышкой?
— Гроба.
У них рождается дочь Надя, и жизнь в доме сохраняет внешние черты прежней, счастливой и веселой.
Теперь Митя неожиданно вернулся, и в разговоре с Котовым выясняется, что несмотря на свою юмористичную и дружелюбную натуру, он явился сюда с другими намерениями: теперь он сотрудник НКВД и прибыл с заданием арестовать Котова по указанию свыше за причастность к несуществующему заговору.
В каком-то смысле Митя мстит Котову за то, что тот 10 лет назад отправил его за границу и тем самым разлучил с Марусей и морально сломал, заставив переступить через себя и работать на ненавистную Мите советскую власть, посулив возвращение на родину только при условии сотрудничества и предательства идеалов Белого движения. После этого Митя возненавидел Котова, обвиняя в том, что он отнял у него всё — жизнь, профессию, любовь, родину, веру.
Одна из лучших сцен в фильм. Разговор с Марусей.
— Я просто думал, что раз для меня той жизни нет, ну и, значит, ни для кого её нет. И никого в той жизни не осталось. А вы-то оказывается все есть. И всё-то у вас как прежде, только без меня. А меня что же, вычеркнули, да? Ластиком стёрли?
Котов меж тем напоминает ему, что ещё в 1923 году Митя был завербован, и именно он сдал советской власти восемь высших чинов Белой армии, которых с его помощью похищали, привозили в Подмосковье и расстреливали без суда и следствия как врагов народа. По словам Мити, его заставили это сделать, пообещав пустить обратно в страну и вернуться в дом детства, но потом обманули. Котов же убеждён, что Митю "купили" и он всего лишь спасал себя, а теперь мстит ему за разрушенную жизнь.
— Что ж ты в сказочке-то своей не рассказал, что с 23-го года был
завербован в ГПУ, и как тайный агент сдал нам 8 высших чинов Белого
движения? С твоей помощью их похищали, привозили сюда и расстреливали без
суда как контрреволюционеров и врагов трудового народа.
— А вы их таковыми не считаете?
— Считаю… Только я против них 4 года воевал. А ты-то воевал с ними, за них.
А потом всех сдал. Восемь человек! Генерал Курнев, генерал Вейвер,
Машков — всех!
— Уж кто-кто, а вы-то знаете, что меня заставили?
— Это кто же тебя заставил, ангел ты мой? Да я тебя в 23 году знать не знал,
слыхать про тебя ничего не слыхал. Тебя купили! Пошло купили — за
франки!
Митя, рассказывает Котову, что приехал его арестовать, как бы заранее предупреждает, но Котов с полной уверенностью заявляет Мите, что его не посмеют тронуть (заслуги и дружба со Сталиным), считает Митю «политической проституткой», и что пойдя на должностно преступлениеи предупредив Котова об аресте, Митя пытается заручиться поддержкой на будущее, на случай, если дело обернется против его самого, и тем самым хочет угодить «и нашим, и вашим».
— Ты ведешь себя как последняя б**** опять! И нашим, и вашим! Это чтоб я потом учел. Ты же знаешь, чем это кончится! Кто меня тронет, героя революции, легендарного комдива, кто меня тронет, Котова!
— Ох уж я тебе напомню… Ох я посмотрю на тебя… Дней через пять… Когда ты, ползая в собственном г****, собственноручно подпишешь признание, что с 20-го года являешься немецким шпионом, а с 23-го еще и японским, и что ты — диверсант, и организатор покушения на товарища Сталина! А если не подпишешь, сука, мы напомним тебе, что у тебя есть жена и дочь (с) Митя
Объяснившись, Котов и Митя прилюдно продолжают поддерживать иллюзию дружбы, чтобы не нарушать идиллию семьи.
И так проходит день этой семьи. Какие диалоги, какая атмосфера, гнетущий финал. Я не знаю, какую сцену или эпизод выделить, их очень много и они все очень любимые и просто шикарные.
Нравится момент, когда Митя рассказывает сказку (Принцесса поплакала-поплакала, поплакала-поплакала... ну... и замуж вышла). Когда у Мити в лесу около пруда происходит разговор с Марусей. Сцена разговора Котова и Мити, который я уже процитировала.
Эпизод в лодке и разговор Котова с Надей про ее белые пяточки. Так прекрасно, что он взял свою дочь на эту роль. Такое трудно сыграть. Там такая магия, любовь и взаимопонимание.
Еще очень нравится сцена, когда Котов собирается уезжать с Митей "по делам" (семья ничего не знает), а Надя сидя на коленях предлагает ему игру, кто больше из них продержится - дудеть :) Надо закрыть уши и дудеть. И они стали играть. Она дудит и он тоже.
Только в какой-то момент у него это получается, как мелодия без слов (даже не знаю, как это описать), он обнимет дочь, смотрит на фотографии своей семье на стене и изнутри у него идет звук, звук тоски, он уже все понимает, хотя еще не верит до конца. Какой момент.
И, конечно, сцена в машине, когда он все понимает и плачет.
Сильный фильм. Финал для всех печальный. И продолжения тут точно никакого не должно было быть.
Заглавная тема фильма. Вот действительно, как на постере "1936 год...мелодрама в ритме сентиментального танго"
Утомленные солнцем (1994 год)
00:13, 28 июля 2017
Автор: justjenny
Комменты 116
Хороший фильм. И актеры чудесные. Любила я Меньшикова в те годы, эх)
отличный фильм! насколько хорошие фильмы Никита снимал, за них ему все можно
Очень атмосферный фильм, эта дача, жаркий летний день, белая одежда, эти тетушки и дядюшки, диалоги, шаровая молния и конечно финал...
А мне нравятся все части ! Считаю и этот и продолжения-шедеврами
Шикарный фильм. Смотрела много раз и всегда охватывает чувства, как посыл первого просмотра. Продолжение не смотрела, точнее муж смотрел и не однократно, а я урывками, частями, но не зацепило. Не то, не мое.