Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
«Он виноват!
Но он не виноват...»
3 февраля исполнилось 49 лет, как киностудия «Мосфильм» представила на суд зрителя фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Эта замечательная социально-сатирическая комедия увидела свет 3 февраля 1967 года. Давайте вспомним знаменитый киношедевр и узнаем несколько любопытных фактов о его создании.
Эльдар Рязанов — уникальный режиссер. Каждое десятилетие мастер
комедийного жанра дарил стране хит, который сразу обретал славу «народного».
Спустя десять лет с гремящего успеха «Карнавальной ночи», Эльдар
Александрович создал картину, которая стала первой отечественной детективной
историей, а также увековечила оптимистичный быт советских граждан
эпохи «раннего» Брежнева. Почтенный возраст ленты «Берегись автомобиля»
не мешает находить в ней детали, позволяющие взглянуть на нее
каждый раз по-новому.
Уверенной, чеканной походкой молодой мужчина идет по казенному коридору.
Всем подчиненным розданы четкие распоряжения, а сам он в очередной
раз задумывается о характере необычного преступника. Следователь
Максим Подберезовиков не стесняется обращаться за советом
к великому Станиславскому. Что-то неуловимое подсказывает сыщику:
чекистские методы по заветам «железного» Феликса в этом деле
не помогут. Максим не напрасно посвятил свободное время народному
театру: творческое мышление спасает его от неизбежной рутины
в работе. Вот и в «преступнике нового типа» он видит
равного себе, что расходится с традиционными представлениями
о милицейской службе. Хитроумный по версии Подберезовика автоугонщик
также чтит идеи Станиславского. В пресной жизни Юрия Деточкина,
преисполненной обидами двух дорогих ему женщин, театр — лучшее
лекарство от непонимания. «Сыщик и вор — братья навек».
Так назвал свой роман криминальный прозаик Владимир Колычев. Эльдар
Рязанов вряд ли мог произнести нечто подобное в 1966-м, но его
великая лента «Берегись автомобиля» остается нестареющей, в том числе
благодаря своей способности оставаться понятной и в реалиях нынешнего
времени.
Эта история напоминает фантастический сценарий: скромный и тихий актер театра самодеятельности с трогательной фамилией Деточкин на самом деле оказывается непримиримым борцом со взяточниками и прочими преступниками, и борется он во имя блага детей. В то время как другому актеру этого же театра, которому по роду деятельности приходится расследовать преступления нашего «Робин Гуда», он представляется как хитроумный, коварный и практически неуловимый злоумышленник. Такой оригинальный сценарий был придуман талантливейшем дуэтом советского кино – Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским («Служебный роман», «Ирония судьбы или С легким паром!» и другие киношедевры) на основе народной легенды о благородном автоугонщике. Только в то время эта легенда считалась правдивой историей, и Эльдар Рязанов потратил некоторое время на безуспешные поиски прототипа Деточкина – однако в реальности такого персонажа не существовало…
"Нам хотелось, — писал Эльдар Рязанов, — сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Ведь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Этот человек — большой, чистосердечный ребёнок. Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. Мы дали ему фамилию Деточкин»
Чтобы сыграть роль подруги Деточкина – Любы, ее исполнительнице Ольге Аросевой пришлось на самом деле получить права водителя троллейбуса и затем водить настоящий троллейбус во время съёмок.
Мамой Деточкина в фильме хотели стать актрисы Зелёная и Мансурова, но наиболее убедительная проба получилась у Любови Добржанской.
На роль Подберёзовикова пробовались Пётр Щербаков, Алексей Эйбоженко, Олег Борисов, Юрий Яковлев (впоследствий он остался в картине, как «голос за кадром»).
На роль Димы Семицветова пробовались Юрий Белов и Владимир Балон.
Изначально на роль Деточкина планировался Юрий Никулин, но он вместе с цирком отправился на гастроли в Южную Африку почти на полгода.
Рязанов пробовал на главную роль многих известных артистов; в их числе был и Леонид Куравлёв: «Он оказался достоверен, правдив, симпатичен, — вспоминал Рязанов, — но в нём не хватало странности, не было эдакого лёгкого сдвига мозгов». Пробовался на роль Деточкина и Олег Ефремов, — он мастерски изображал своего героя, но не был им: «Сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой, железный человек». В конце концов Рязанову удалось уговорить Смоктуновского, чья природная странность дала необходимый эффект остранения характера главного героя. Здесь актёр ещё раз сыграл Гамлета, но уже не как Смоктуновский, а как посредственный актёр самодеятельного театра. Рязанов в своём фильме напомнил и о другой знаменитой роли Смоктуновского — князе Мышкине; в одной из сцен невеста Деточкина Люба (Ольга Аросева) бросает в сердцах: «Посмотри на себя! Ты же идиот!» При этом Смоктуновский заставил режиссёра кое в чём отступить от сценария: так, при первой попытке угнать автомобиль Димы Семицветова, когда опаздывающий на поезд человек просил подвезти его, Деточкин, по сценарию, «врал с три короба», чтобы отвязаться от непрошенного пассажира, — в фильме Деточкин говорит всё как есть: что он собирается угнать машину и пассажир рискует попасть в неприятную историю. «Это Смоктуновский, — пишет Рязанов, — восстал против лжи своего героя. Это он восстал, следуя не только логике характера Деточкина, но и, пожалуй, своего собственного»
Во время утверждения кандидатов на роли в фильме, Смоктуновский проходил лечение от туберкулеза глаз, которое ему пришлось прервать ради съёмок, и затем продолжить после их окончания. Болезнь оказалась весьма серьезной: на лечение ушло почти два года.
В театре самодеятельности персонаж Смоктуновского играет роль Гамлета. Что интересно, на момент выхода кинокартины у Смоктуновского уже была блестяще исполненная роль в одноименном фильме : “Гамлет” был показан в 1964 году.
На фото: Гамлет Деточкина
Волга “ГАЗ-21”, на которой Деточкин ушел от погони, принадлежала Мосфильму. Впоследствии эта машину снимали еще в нескольких кинофильмах. Также автомобиль в какой-то мере прославился благодаря знаменитому эпизоду с Папановым «такси на Дубровку» (автомобиль там перекрашен) в фильме «Бриллиантовая рука». Эта же машина выступила в роли такси героя Ефремова в фильме «Три тополя на Плющихе».
Продолжим тему погони за Деточкиным: вальс, звучащий во время преследования милиционером “неуловимого мстителя” , использует музыкальную фразу из песни «Padam… Padam…». Эта мелодия композитора Андрея Петрова – одна из наиболее известных и узнаваемых в мире музыки кино. В репертуаре певца Сергея Никитина есть написанная на стихи Евгения Евтушенко песня «Стеклянный Господин», использующая мотив вальса из фильма «Берегись автомобиля».
Лакированная красавица-«Волга», уведенная у очередного живущего на не трудовые доходы, несет на большой скорости недотепистого угонщика. Слух ласкает задорный вальс Андрея Петрова — одно из лучших музыкальных сопровождений советского кино. Сидящий за рулем Юрий Деточкин пытается унестись прочь от самого себя. Он убежден в необходимости своей благородной криминальной деятельности, но притом очень переживает из-за собственного вранья. Дома ли, на работе, рядом с любимой женщиной — везде он робкий, застенчивый и с трудом подбирающий слова взрослый ребенок. Но на трассе — он другой. Все та же сутулая фигура за баранкой автомобиля становится похожей на стальной знак вопроса. Деточкин и сам не в состоянии себе ответить: доколе будет продолжаться его «хобби»? Ведь всех «Волг» не поугоняешь, а жизнь в состоянии вечной нервотрепки — не лучшая участь. Дорога обладает свойством выравнивать людей. Неважно, кем ты являешься будучи пешеходом. Ты можешь быть честным трудягой или вороватым продавцом в «комиссионке», но когда у тебя в руках руль, а впереди лишь асфальтовая даль, то словно проживаешь отдельную маленькую жизнь. Музыка Андрея Петрова — симфония этой жизни.
Большинство сцен фильма снимали на натуре, и что интересно, в начале фильма закадровый голос автора утверждает, что не известно, в каком городе происходят события. Однако, в сцене беседы в пивбаре, Деточкин произносит фразу о том, что после продажи одной из угнанных машин, он вернулся в… Москву. Следовательно, события фильма разворачиваются все-таки в Москве.
А вот популярные и всеми любимые советские комики Андрей Миронов и Анатолий Папанов крайне легко и удачно вписались в концепцию фильма, еще и обеспечив всей съёмочной группе веселый рабочий процесс с бесконечной импровизацией и искрометным юмором. Работа Андрея Миронова в роли «работника торговли» критиками считается одной из его самых успешных. А цитаты персонажа Папанова прочно вошли в жизнь советского общества и актуальны, кстати по сей день, например: «Тебя посодют, а ты не воруй!» и др.
Цитат из великолепной картины можно набрать на внушительный сборник, но именно эта, за авторством мастера буффонады Анатолия Папанова, стала лейтмотивом фильма. Рязанов не жалует в своем кино деньги и всякие излишества. Режиссер отнюдь не предписывает зрителям жить бедными, но гордыми, зато всячески дает понять: богатство, нажитое вопреки порядочности его обладателя, не принесет счастья. Хитроватый Дима Семицветов жил себе припеваючи до злосчастного угона, но как только не стало машины, так начала рушиться и картонная жизнь. «Ничего у тебя нет! Ты — голодранец!» — залихватский тесть героя Андрея Миронова словно врач-диагност определяет скрытое, но чрезвычайно опасное недомогание у пациента. «Берегись автомобиля» показывает целое сословие преимущественно молодых и беззаботных людей, которые любят «под мухой» кататься по ночам и готовы отстаивать свое право на «красивую» жизнь, не разбирая средств. Благородный же угонщик и милосердный следователь избегают цифр. Кажется, они даже с брезгливостью отгоняют от себя конкретные суммы. Честным трудом им на «Волги» не накопить — это правда, но куда важнее честность, которую Деточкин и Подберезовиков под бдительным оком Рязанова возводят в абсолют.
Примечательно, что оба исполнителя главных ролей – и Смоктуновский, и Ефремов не были комедийными актерами. Поэтому их образы получились достаточно серьезными и даже драматическими, а комедия «Берегись автомобиля!» превратилась в трагикомедию.
В Олеге Ефремове режиссёр нашёл идеального Максима Подберёзовикова: с одной стороны, подошли его «стальной взгляд, решительная походка, уверенность жеста, волевое лицо», с другой — в Ефремове присутствовала самоирония, позволявшая ему играть следователя-актёра «как бы не всерьёз, подчёркивая легкую снисходительность по отношению к своему персонажу»
Специально для съёмок Иннокентий Смоктуновский по настоянию Рязанова сдал на водительские права. Не совсем реалистичный сюжет картины режиссёр старался восполнить максимальной достоверностью съёмочного процесса: все трюки выполнялись каскадерами без комбинированных съемок, то есть, каскадёр на полной скорости проскакивал под мчащимся грузовиком-трубовозом, взлетал на быстро едущий трейлер и бросал машину под откос.
Также в фильме есть несколько киноляпов:
В эпизоде, где «Волга» Деточкина во время погони задним ходом выезжает с крутой обочины на дорогу, если приглядеться, заметен трос, который вытягивает машину.
В сцене погони Деточкин на большой скорости справа объезжает препятствия в виде стоящего на дороге грузовика (возле него никого нет) и движущегося навстречу автобуса. В следующий миг видно, что грузовик стоит на обочине, а водитель накачивает колесо.
Когда происходит беседа Деточкина с милиционером и тот жалуется на плохой аккумулятор, бордюры то покрашены «в зебру», то нет.
В своих неблагодарных трудах и следователь, и автоугонщик остаются рыцарями печального образа. Азартные трудоголики на самом деле не видят дальше собственных носов, а не то непременно бы поняли, что есть вещи поважнее розыска преступников и восстановления абстрактной справедливости. Мать Деточкина отчаянно мечтает о внуках и готова поделиться этим даже с незнакомцем, Люба укоризненно величает возлюбленного Юру «идиотом», а хорошенькая криминалистка Таня оказывает знаки внимания Подберезовикову, который тот упорно игнорирует. «Берегись автомобиля» — картина, в которой семейная тема остается на задворках зрительского внимания, но в действительности она восстает как солнце над горизонтом. Наполняющийся сосуд дружбы между людьми противоборствующих профессий является ответом бездумному прожиганию жизни окружения Димы Семицветова. Семья — это не просто совместная жизнь под одной крышей. Семья — это беззаветная преданность Любы своему непутевому жениху, которого она готова ждать «сколько понадобится». Рязанов подобно карточному шулеру, достает туз из рукава и наделяет свое кино самой главной ценностью — семейной.
Может быть, именно такой серьезный и ответственный подход к созданию кино в сочетании с высококлассными актерами и оригинальным сценарием, и являлся той базой, благодаря которой в советской киноиндустрии появились действительно гениальные произведения.
3 февраля 1967 года появился фильм "Берегись автомобиля"
10:31, 6 февраля 2016
Автор: elena_dokuchaewa
Комменты 23
"... Я от Олега Николаевича. Приятеля Леонида Иосифовича..." (Леонид Иосифович, вероятно, финдиректор "Современника", ну а О.Н. сам Ефремов)) Приколько вставили этих людей в реплику Волчек.
Еле узнала Ефремова на постере. Он поразительно похож на Папанова))
Жениться надо на сироте!
"Товарищи, пройдите на сцену. Да, и не забудьте сказать: быть или не быть!" " Ты доигрался в своем народном театре. К тебе приходил следователь!"
Смоктуновский - неземной талант! Любимый фильмы