Надежда Петровна Ломанова (в некоторых источниках Ламанова) родилась в селе Шутилове Лукояновского в ту пору уезда, ныне - Первомайского района в 1861 году. Ее отец был военным, рано погиб, вслед за ним умерла и мама, оставив сиротами пять дочерей. Старшая, Надя, едет на заработки в Москву, где поступает ученицей в школу кройки и шитья О. А. Сабуровой. После окончания молоденькая швея устраивается к популярной тогда модистке мадам Войткевич. Здесь раскрылся портновский талант Надежды, считавшей, что к каждой женщине надо подходить индивидуально, учитывая при создании одежды не только особенности ее фигуры, но и характер, привычки и даже походку. Слух о ней стремительно распространился по Москве - от клиенток не было отбоя. Уже через несколько лет, в 1885 году, ей удалось собрать некоторую сумму денег, чтобы открыть собственную мастерскую на Большой Дмитровке. Вскоре Надежда выходит замуж за молодого, еще неизвестного тогда юриста Андрея Павловича Каютова. Он был актером-любителем и познакомил свою жену с Г. Федотовой и К. Станиславским. С 1901 года она стала работать еще в костюмерной мастерской МХАТа. В 1905 году Ломанова открывает новую мастерскую на Тверском бульваре. Надежда Петровна не была художником и никогда не рисовала эскизы своих моделей: осмотрев фигуру клиентки, она обертывала ее тканью и с помощью булавок начинала творить уникальную только для этой фигуры модель. К началу Первой мировой войны Надежда Ломанова была самым известным модельером в Москве. «Острота глаза, тонкое художественное чутье помогали ей мгновенно оценить особенности фигуры и всего облика человека, верно угадать наиболее «выигрышные» для него фасон и цвет костюма», - вспоминают ее современники. Заказчицами знаменитой модистки были блестящие аристократки и знаменитые актрисы, она стала «поставщиком двора Ее Императорского Величества». Несколько платьев тех лет хранятся в Эрмитаже. Семнадцатый год принес Ломановой полное разорение. У нее отобрали имение, мастерскую, ушли помощницы и клиентки. В восемнадцатом 57-летнюю женщину арестовали и поместили в Бутырскую тюрьму. Только благодаря вмешательству Максима Горького ее выпустили спустя почти три месяца. Ей не раз предлагали уехать из России, но Надежда Петровна не представляла себе жизни в другой стране. Кстати, эмигрировавшие в Европу русские графини и княгини, одевавшиеся когда-то у Ломановой, открыли там десятки домов моды, надолго навязав европейцам русскую тенденцию. А она продолжала создавать свои модели здесь, но уже из полотенец, одеял, дерюги и холста. В 1923 году в стране прошла первая Всероссийская художественно-промышленная выставка, особое место на которой занимали костюмы Надежды Ломановой. В 1925 году вышел первый советский модный альбом «Искусство в быту» с моделями и практическими рекомендациями Н. Ломановой по самостоятельному пошиву одежды из простых материалов. В этом же году СССР посетил известный кутюрье Поль Пуаре, который пригласил русскую кутюрье к участию во Всемирной выставке моды в Париже. Ломановские платья из полотнищ, сумки из вышитого толстого холста и бечевки, бусы из раковин и камешков покорили всех: и жюри, и зрителей. Ей вручили Гран-при выставки. Все это время Ломанова не бросала театр. Она изготовила множество театральных костюмов к спектаклям МХАТа и других московских театров. Приглашали ее и в кинематограф для создания костюмов к фильмам «Цирк», «Александр Невский», «Аэлита» и другим. К услугам прославленного модельера обращались и жены высокопоставленных советских чиновников. Знакомые вспоминают, что всегда, несмотря на тяжелые времена и возраст, Надежда Петровна тщательно следила за собой: руки с маникюром, шпильки и шелковые чулки были непременными атрибутами ее одежды. Как-то, уже в начале войны, она сказала своей близкой подруге, скульптору Вере Мухиной: - Я скоро умру. - Как вы можете так говорить? Почему? - У меня остались всего только две капли «Коти». В октябре 1941 года Ломанова должна была эвакуироваться из Москвы вместе с Художественным театром. Из-за задержки, связанной с болезнью младшей сестры, она опоздала на сборный пункт - труппа, не дождавшись ее, уехала. Она побежала к Большому театру, с которым сотрудничала, запыхалась, села передохнуть в театральном скверике - и здесь с ней случился сердечный приступ. 14 октября 1941-м всемирно знаменитого модельера, основательницы русской моды не стало. Однако ее принципы создания костюма и акцент на народность не потеряли актуальности у сегодняшних российских модельеров. Ее учеником считает себя маэстро Вячеслав Зайцев, организовавший в 1994 году конкурс молодых модельеров имени Н. Ломановой. А платья, настоящие произведения искусства, хранятся в частных коллекциях, театрах и музеях всего мира. «Платье от Ламановой» носилось с таким выражением лица, будто на плечах у обладательницы не кусок драпированной ткани, а шедевр кисти Леонардо вместе с рамой. А словосочетание произносилось исключительно с придыханием и закатыванием глаз. Марина Цаетаева как-то раз зарифмовала «одеться от Ламановой» со словом «мраморная». А уж Марине Ивановне доверять можно – до революции она была барышней стильной и экстравагантной. И хотя Цветаева на общие мнения не опиралась – уважением к Ламановой испытывала, а уж записные модницы и подавно фамилию модельера помнили лучше, чем имя родной мамы – и те, кто мог себе позволить одеться у нее, невероятно этим фактом гордились.

Подпишитесь на наш
Блоги

Модистка Ее Величества

20:06, 15 декабря 2010

Автор: krupiwa

Комменты 10

Аватар

Большое спасибо!

Аватар

Спасибо вам большое!! Люблю такие материалы!!

Аватар

Картинок мало:(

Аватар

Интересная биография. Спасибо вам за пост. Очень интересно, особенно, о ее манере создавать платья.

Подождите...