Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Египетская царица в 1501—1481 до н. э. Дочь Тутмоса I и царицы Яхмос, дочери Аменхотепа I. Фараон к середине царствования был уже стариком, и его притязания на престол, успешно поддерживаемые им до того времени, вероятно, потерпели ущерб вследствие смерти его жены, царицы Яхмос, которая одна давала ему серьезное право на корону. Она была преемницей и представительницей древних фиванских князей, и существовала сильная партия, считавшая, что одна только эта линия имела право на царские почести. Яхмос родила Тутмосу I четверых детей — двух сыновей и двух дочерей, но оба сына и одна из дочерей умерли в юности или в детстве. Оставшаяся в живых Хатшепсут была, таким образом, единственным отпрыском древней линии, и настолько сильна была легитимная партия, что она заставила царя за много лет перед тем, приблизительно в середине его царствования, назначить ее своей преемницей, несмотря на национальное нерасположение подчиняться правлению царицы, проявлявшееся в течение всей египетской истории. Возможно, что после смерти ее братьев ее повенчали со сводным братом, сыном наложницы, которого мы должны называть Тутмосом III. Когда он был молодым принцем без всякой будущности, не имевшим ни по отцу, ни по матери никаких прав на престол, он был помещен в Карнакский храм как жрец со степенью пророка. С тех пор он успел давно заручиться поддержкой жрецов, ибо после смерти старой царицы Яхмос Тутмос III имел те же права на престол, что и некогда его отец, другими словами, через свою жену. К этому законному праву поддерживавшее его жречество Амона согласилось присоединить божественную санкцию. В праздничный день, когда среди возгласов толпы выносили из святая святых во двор храма изображение бога, жрец Тутмос III стоял с другими священнослужителями посреди северной колоннады в храмовом зале Тутмоса I. Жрецы обнесли бога с обеих сторон колоннады, как если бы он искал кого-то, и наконец, бог остановился перед молодым принцем, который простерся перед ним на полу. Бог поднял его и в знак своей воли поставил немедленно на «царское место», где мог стоять только фараон в торжественных случаях во время храмовых служб; Тутмос I, лишь за минуту перед тем возжигавший перед богом фимиам и приносивший ему великую жертву, был, таким образом, смещен с трона его же волей, всенародно и ясно выраженной. Пятикратное имя и титулатура Тутмоса III были немедленно опубликованы, и 3 мая 1501 г. до н. э. он внезапно перешел от обязанностей незаметного пророка Амона во дворец фараонов. Спустя годы, по случаю открытия нескольких новых залов в карнакском храме Амона, он возобновил этот эпизоде памяти собравшихся придворных, причем присовокупил, что вместо того, чтобы ему идти в Гелиополь, он был восхищен на небо, где видел солнечного бога во всей его неизреченной славе и был им надлежащим образом повенчан на царство и одарен царскими именами. Это сообщение о несравненных почестях со стороны бога он велел затем начертать на стене храма, дабы оно всем было ведомо навеки.
Тутмос I, очевидно, не казался опасным, так как ему позволили жить. Тутмос III вскоре сбросил с себя опеку легитимной партии. При этом он ни одним словом не обмолвился в своей Царской титулатуре, стоящей в начале дарственной записи, о каком-либо соправительстве своей жены Хатшепсут. В действительности он не нашел для нее более почетного титула, чем «великая, или главная, царская жена». Но не так легко было отстранить легитимную партию. Назначение Хатшепсут наследницей около пятнадцати лет перед тем и, что было еще более значительно, ее происхождение от древней фиванской фамилии являлись очень серьезными фактами в глазах вельмож этой партии. В результате их стараний Тутмос III был вынужден признать свою жену соправительницей и фактически допустить ее к участию в управлении. Вскоре ее сторонники стали настолько сильны, что царь оказался серьезно урезан в своих правах и даже в конце концов отодвинут на задний план. Таким образом, Хатшепсут стала царем — факт невероятный и вовсе не гармонировавший с государственной легендой о происхождении фараона. Она была названа «женским Гором»! Слово «величество» получило женскую форму (т. к. по-египетски оно согласуется с полом правителя), и обычаи двора были изменены и исковерканы так, чтобы они могли подходить к правлению женщины. Хатшепсут отказалась от завоевательной политики своего отца. Ее мирное правление ознаменовалось интенсивной строительной деятельностью, ярчайшим памятником которой является заупокойный храм в Дейр-эль-Бахри. Строительством этого храма руководил фаворит царицы Сенмут. Храм был построен в виде двух террас с портиками, украшенными статуями и рельефами. На террасы вели парадные лестницы, а в середине второй террасы возвышалась крытая колоннада, образовывающая небольшой двор. Колоритные росписи и пестрые орнаменты, различные породы дерева, примененные для внутренней отделки, инкрустация бронзой, золотом и сердоликом, обилие колонн и статуй, зеленые насаждения и пруды делали этот храм очень нарядным. Из внешнеполитических мероприятий Хатшепсут известна знаменитая экспедиция в страну Пунт. Несколько снаряженных ею кораблей вернулись обратно нагруженными до отказа всевозможными травами, благовойной смолой, черным деревом, шкурами хищников, слоновой костью и невольниками. Хатшепсут умерла в 1503 г. Ставший единовластным правителем Египта Тутмес III решил предать забвению царствование мачехи-соправительницы. По его распоряжению уничтожались статуи Хатшепсут, выскабливались ее имена и титулы со стен храмов, отправлялись в изгнание люди из ближайшего окружения миролюбивой царицы. Прошло очень много времени, многое разрушило время и войны, но гробница –храм царицы и сегодня остается великолепным памятником и самой царице и памятником египетской культуры.
Женщины в истории: Хатшепсут Египетская
21:15, 4 августа 2011
Автор: lisenok
Комменты 27
это перевод с иностранного? читать очень тяжело
Очень занимательно. Спасибо. Тоже хочется продолжения .
слушайте, а никто не соберется сделать пост про Кайю, вторую жену Аменхотепа? Мне про нее страшно интересно, а инфы мизер. История мистико-детективная, если судить по тому, что есть
"ее повенчали со сводным братом, сыном наложницы, которого мы должны называть Тутмосом III. ..... Хатшепсут умерла в 1503 г. Ставший единовластным правителем Египта Тутмес III решил предать забвению царствование МАЧЕХИ-соправительницы" Почему мачехи? Ведь получается, жены и сестры?
Читала о ней книгу: властная, гордая и непокорная. Плюс с высокой самооценкой. История - это интересно, но лишь когда тебе выкладывают не только сухие факты с датами. Если вы будете продолжать серию постов (я на это надеюсь), то может вставлять сюда какие-то легенды, связанные с личностью? Мне бы это было интересно: я как и многие увлеклась Египтом после фильма "Мумия" :)