Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Этому интервью уже несколько лет, но я прочитала его совсем недавно и хочу Вас с ним познакомить.
Сергей Нестерчук - отечественный инсайдер в мире красоты, который занимался закупками косметики с момента основания сети магазинов "Арбат-Престиж", а также на посту Директора отдела парфюмерии и косметики ТД "ЦУМ"
«Косметические бренды бесконечно далеки от покупателей. Бренды — это
отделы маркетинга, для которых главная задача — продать. Вторая задача —
продать дешёвое как можно дороже. Эта задача ещё сложнее, на её выполнение
тратятся огромные бюджеты. По себестоимости премиум сравним с
массмаркетом, цена на полке отличается тем, что цена маркетинговых
технологий в премиуме значительно выше».
Сергей Нестерчук основал консалтинговое агентство L’Agence de Luxe в феврале
2009 года вместе с Анной Дычевой-Смирновой, вице-президентом экспомедиагруппы
«Старая крепость». Агентство консультирует компании, работающие на рынке
товаров и услуг категории люкс. Основная специализация — рынок косметики.
Г-н Нестерчук раскрыл «Часкору» глаза на то, что премиальная косметики часто
выдаёт себя за люкс, косметические бренды — оболочки без содержания, пудры и
помады разных марок производятся на одних заводах, а «Л’Этуаль» подмяла под
себя всю московскую косметическую розницу.
Божий дар с яичницей
— На крупнейшем косметическом форуме в Москве «Интершарм» вы выступали с
докладом о различиях между сегментами люкс и премиум. Поясните для наших
читателей, чем они отличаются?
— Я расскажу вам о том, что обсуждает мировая индустрия в Милане и Париже.
Запад уже не рассматривает премиум или люкс как достоинство товара. И люкс, и
массмаркет всего лишь бизнес со своими сложностями. В России же до сих пор
считается, что назвать товар люксовым значит автоматически придать ему некое
преимущество перед другими. Например, приходит ко мне поставщик никому не
известной российской косметики и с порога уверяет, что продаёт люкс. Этого
просто не может быть.
Объясню почему. Люкс предполагает наличие трёх составляющих.
Первая — креативность и значение подписи создателя. Это как подлинник Ван Гога
и репродукция. Люкс не может быть просто маркетинговым продуктом, он всегда
несёт в себе авторский, оригинальный взгляд на мир.
Второе качество люкса — редкость. Если речь идёт о парфюмерии, то она не может
разливаться цистернами по всему земному шару. Люкс не может быть у каждого: в
таком случае это уже продукт массового потребления. И неважно, сколько стоит
такой продукт, цена может быть разной.
Сейчас на Западе стал модным термин «артизанальный люкс» — это товары,
сделанные вручную небольшими партиями. Например, богатые парижане ездят в
Прованс за мылом, гелем для душа и духами. У них очень хорошее качество, но
они продаются локально и совсем не стремятся на глобальный рынок, который
подразумевает производство в совсем другом масштабе, а это автоматически
означает тиражируемость продукта. Та же Chanel, когда дело касается одежды или
аксессуаров, сознательно лимитирует коллекции, хотя могла бы продавать на
порядок больше — покупатели годами стоят в очереди.
Третья составляющая люкса — высокое качество: качество, в котором невозможно
сомневаться. Может ли люкс производиться в Китае? Нет! Лицензиаты — это смерть
люксу. Одежда Ralph Lauren шьётся в Китае, Dolce & Gabbana — в Индонезии и
Малайзии, Armani — в Болгарии. Поэтому богатые люди теперь смотрят на то, где
произведён продукт. Люксовые марки любят повторять, что «опыт производства
передавался из поколения в поколение», но о каких поколениях может идти речь в
Китае? Так теряется сама идея наследования традиций.
Поэтому даже сам Дом моды Chanel соглашается с тем, что их парфюмерия и
косметика относится к группе masstige (образовано от двух слов: prestige +
mass market, то есть престижная массовая продукция. — «Часкор»). Хотя Chanel и
выпускает отдельные люксовые коллекции. Сейчас это последняя тенденция: марки
премиум-сегмента выпускают люксовые коллекции — Collection Prive. Эта
продукция на порядок выше по цене, а тираж ограничен.
Для чего это нужно маркам? Чтобы вернуть своё положение на рынке, поскольку
они понимают, что массовость их продукции вывела их из категории люкса.
Например, у Guerlain эта парфюмерия под маркой Maison Guerlain.
Поэтому пока что люкс — это часть премиума, но я не исключаю, что через
несколько лет мы будем чётко различать две эти категории товаров, поскольку
марки сами хотят разграничить свою клиентуру.
Но вы должны понимать, речь идёт не только о том, что действительно богатые
люди не хотят покупать Chanel № 5, духи, которые стали массовой продукцией.
Потребление зависит не от доходов граждан, а от того, какое место парфюмерия и
косметика занимают в их шкале жизненных ценностей. И эта шкала важнее доходов.
Очень многие богатые мужчины не придают значения тому, каким мылом они
умываются. У олигархов в ванной может стоять шампунь Pantene Pro-V. Зато
многие мальчики нетрадиционной ориентации с доходом меньше 500 долларов в
месяц предпочитают дорогую уходовую косметику.
— Про парфюмерию — понятно. А что с декоративной косметикой?
— Я вообще не знаю, существует ли сегодня декоративная косметика класса люкс.
Самый низкий уровень креативности — в макияже, а мы помним, что креативность —
один из показателей люкса. Это самый консервативный сегмент: текстуры и
ингредиенты не позволяют выдумывать что-то принципиально новое. Технические
требования к продуктам настолько жёсткие, что не дают творить. Шаг в сторону —
расстрел. Это относится к краскам, используемым при производстве помады, и к
прессованным текстурам.
Если уходить от стандартных текстур, например заменить нефтехимическую основу
помады на водную, как это сделали создатели бренда Serge Lutens, то макияж
получится очень неяркий. Хотя, возможно, в будущем нас ещё ждёт прорыв.
Конкуренты одного розлива
— Как и где сегодня производится косметика?
— Большинство марок производит свою продукцию на заводах косметической
корпорации Intercos. Всё централизовано и унифицировано, даже если Yves Saint
Laurent и Guerlain имеют собственные заводы и делают там пудры и румяна
самостоятельно. Ингредиенты везде одинаковые, только у Intercos производство
автоматизировано, а YSL и Guerlain используют в том числе и ручной труд.
— Такой подход как-то сказывается на качестве того, что мы имеем на выходе?
— Качество YSL — одно из самых лучших. Помады разливают машины, но потом
работницы фабрики вручную проверяют каждый тюбик. Контроль качества после
машин очень важен.
— Расскажите поподробнее, как бренды взаимодействуют с корпорацией
Intercos.
— Intercos — мировой монстр, компания, которая принадлежит итальянской семье
Феррари. Intercos владеет заводами по производству парфюмерии и косметики в
Европе, США и Южной Америке. Фактически основная масса косметики, особенно
прессованные текстуры — пудры, тени, румяна — и тушь, производится там.
Крупные бренды размещают на его заводах 30—50% своих заказов.
— Чем в таком случае занимаются бренды?
— Сами они ничего не производят, а только создают легенды. У Intercos
колоссальная исследовательская база, она реально заботится о том, что нужно
потребителю. Система взаимоотношений в индустрии построена так, что
фактический производитель предлагает брендам уже готовые продукты. Бренды
только выбирают, на чём написать свой логотип. В основном больше они ничего не
производят.
Ситуация сложилась на данный момент таким образом, что Intercos и розничные
сети — две наиболее приближенные к покупателю структуры. Если раньше дедушка
Диор или Коко Шанель заботились о покупателе, то теперь бренды меньше других
знают о том, что нужно их клиенту.
Обычно Intercos предлагает по 15 вариантов теней, туши и помад, а бренд
выбирает, что ему больше нравится. Я рекомендую крупным компаниям размещать
часть заказа на заводах Intercos, чтобы получить доступ к их разработкам.
Intercos реально исследует мечты покупательниц и потом воплощает их в
реальность. Меня только всегда удивляет, почему из всех прекрасных и
интересных разработок даже самые ведущие марки выбирают только какую-то серую
массу.
— Могла бы люксовая косметика производиться на заводах Intercos?
— Могла бы, только это были бы небольшие тиражи. Но люкс — это безграничная
фантазия и игра, но, как я уже вам говорил, текстуры и технологии производства
не позволяют этого сделать. Основной креатив сегодня возможен только в двух
вещах: в упаковке и создании макияжа, в сочетании косметических продуктов.
— К какой группе относится так называемая профессиональная косметика типа
M.A.C. и Bobby Brown?
— Эта косметика уже давно не профессиональная, она относится к премиуму.
Изначально эти марки создавались как профессиональные или как грим для
театральных подмостков. Но такая узкая направленность не позволяла много
зарабатывать, поэтому они вышли на массовый рынок. Профессиональные марки
остались, например, в сфере ногтевого сервиса, например лаки Orly.
Если у нас какие-то марки продаются не в каждом магазине, то это ещё не
значит, что они профессиональные. Bobby Brown продаётся в Америке на каждом
шагу. В Азии везде можно купить Shu Uemura, а у нас — нет. Но от этого марка
не становится более профессиональной, хотя у неё тоже профессиональные корни.
Качество и количество
— Это миф, что в магазинах беспошлинной торговли, duty free, или где-нибудь в
Европе качество косметики отличается от того, что можно купить в Москве?
— Россияне в этом смысле параноики, им всё время кажется, что их специально
накалывают. Заводы производят косметику для всех стран, специальной линии для
нас нет. Проблема в другом: на нашем рынке как нигде много подделок,
во-первых. Но тут я должен сказать, что этот рынок сокращается. Сами подделки
становятся всё более качественными, их производство — дороже, а значит,
постепенно оно теряет смысл.
Во-вторых, мы не умеем правильно хранить и транспортировать продукт. Из-за
этого многие товары теряют свои качества. Например, я никому не порекомендую
покупать в России дорогое вино. Оно может месяцами храниться на полках
магазина в вертикальном положении, что само по себе противоречит всем нормам и
правилам. А для безопасности — ещё и на самой верхней полке, под лампой.
Так же и с косметикой. Если дорогой крем для лица транспортировался в
грузовике без соблюдения температурного режима и по дороге в Россию замёрз, а
потом на складе оттаял, то он мог потерять свои качества. На глаз этого никак
не определить.
Это же касается и хранения на складе. Наш бизнес, к сожалению,
безответственен. Подешевле купить и подороже продать — вот главный принцип.
Многие розничные сети вообще покупают просроченную продукцию большими партиями
по специальной цене.
— И что же бренды, продают?
— Конечно. Как я уже говорил, они бесконечно далеки от покупателей. Бренды —
это отделы маркетинга, для которых главная задача — продать. Вторая задача —
продать дешёвое как можно дороже. Эта задача ещё сложнее, на её выполнение
тратятся огромные бюджеты. По себестоимости премиум сравним с массмаркетом,
цена на полке отличается тем, что цена маркетинговых технологий в премиуме
значительно выше. Ещё бы: продать одинаковое как разное, а плохое как хорошее!
Для этого нужно затратить колоссальные миллионы евро.
Русские люди часто думают, что хороший товар в рекламе не нуждается. И в этом
есть доля правды.
— И всё-таки: качество YSL или Chanel отличается от массмаркетного L’Oreal?
— Отличается. Chanel — одна из немногих марок, которая оставила своё
производство (наряду с Intercos) и даже собственные плантации роз в Грассе,
чтобы поддерживать качество парфюмерии.
Если говорить о декоративной косметике, то тут качество гарантирует контроль
после производства. Бренды тратят на это много денег.
Текстуры тоже различаются, не очень существенно, но всё же. Но отличаются не
всегда в пользу премиума. D&G недавно начала выпускать декоративную
косметику, и она выбрала очень дешёвые текстуры. Я посоветовал им не
жадничать. «Зато Скарлетт Йоханссон, которая снялась в нашей рекламе, стоит
очень дорого!» — ответили мне. Бизнесмены очень циничные люди, им всё равно,
вкладывать в текстуры или в рекламу.
— Для рекламы косметики моделей действительно красят тем, что они
рекламируют?
— Что касается декоративной косметики, то премиум использует для создания
имиджа собственные продукты, а вот массмаркет может и чужие. В премиуме, как я
уже говорил, текстуры во многом похожи, и нет большой разницы, что
использовать для рекламной съёмки. Поэтому нет смысла и для макияжа Dior брать
тени Chanel.
Но что касается ухода, там всё жёстче. Например, известная актриса снимается в
рекламе антивозрастного крема и уверяет, что только им и пользуется. А мы
между тем знаем, что она не вылезает из клиник пластической хирургии. Чистый
маркетинговый трюк с зайчиком из шляпы.
Отойди, а то раздавит
— На том же «Интершарме» вы рассказывали про конкуренцию косметических сетей и
монополию сети «Л’Этуаль».
— С точки зрения ведения бизнеса я поражаюсь их уму. Конечно, их поливают
грязью, та же «Рив Гош», хотя уж как сливается косметика в самой «Рив Гош», я
вообще молчу. Туалетная вода может стоить вместо 3 тыс. рублей всего 1300. Это
чудовищный демпинг.
Уровень конкурентной борьбы между сетями в Москве достиг такого уровня, что
уже все средства хороши. Пока только громадная территория России сдерживает
натиск «Л’Этуаля». Если бы Россия была размером с маленькую Германию, эта сеть
уже бы стала 100-процентным монополистом.
— За счёт чего «Л’Этуалю» удалось добиться такого коммерческого успеха?
— Демпинг цен плюс очень грамотное построение сети. «Л’Этуаль» уже монополист,
занимая почти 50% рынка премиум-косметики, а монополист демпингует, чтобы
захватить ещё большую часть рынка и потопить конкурентов. Монополия на
косметическом рынке — это модель немецкого рынка.
«Л’Этуаль», «Рив Гош» и «Иль де Ботэ» — это формат Marionnaud, поэтому им
нужно расходиться по разным нишам. Пока что они бьются лоб в лоб. «Иль де
Ботэ», правда, начала предпринимать попытки уйти в более высокий сегмент, а
«Дуглас Риволи» — в более низкий. Если сети не разойдутся, борьба будет очень
жёсткой.
Одна из сетей может стать дискаунтером — это тот, кто не вкладывает деньги в
продвижение продукции и за счёт этого держит более низкие цены.
— Если сравнить цены в сетях, то в чью пользу получается сравнение?
— На тот момент, когда мы проводили сравнение, то в пользу «Рив Гош». У
«Л’Этуаля» тоже бывают низкие цены, но только в период праздничных скидок. В
остальные периоды у них цены бывают выше, чем в ЦУМе. Ведь они монополисты!
Стоит сказать и о том, что «Иль де Ботэ» дрейфует в сторону private label, то
есть косметики под собственной маркой. Это делают сети по всему миру.
Например, в обороте сети Sephora 15—20% приходится на бренд Sephora. Кстати,
эта сеть у нас откроется в 2011 году, она подписала контракт с «Иль де Ботэ»,
которая будет открывать их магазины. Пока существовал «Арбат Престиж», это
было нереально: он сам был адаптированной версией Sephora.
— Недавно вы говорили о том, что Chanel стала последним брендом, который пал
под напором «Л’Этуаля» и разрешил 25-процентные скидки на свою марку.
— Бренды были последним оплотом рынка и противостояли монополизму розницы до
тех пор, пока держали рекомендованные цены. После того как пала Chanel,
«Л’Этуаль» утвердился в своих правах. Теперь у нас не осталось никакого шанса
избежать германской модели с одной монополистической сетью. Если другие сети
не найдут своего пути, «Л’Этуаль» их съест.
У Chanel не было шанса отстоять свою независимость, поскольку бренды сильно
зависят от розницы. У нас розница оплачивает продавцов. На Западе — сами
бренды, то есть фактически они содержат магазины. Получается, что марки как бы
арендуют магазины для продажи своего товара. В России бренды предоставляют
магазину товар по полной предоплате, используя нашу страну как сливной унитаз.
Потому что сами они не хотели нести риски и вкладываться в розницу.
Беседовала Анастасия Алексеева
Инсайдер о косметике или изнанка "красивой" индустрии
11:55, 18 апреля 2017
Автор: urazovna
Комменты 154
Все это показано в фильме "Сироп", по крайней мере похожее.
кстати Элизе почему-то только один человек вспомнил, я только туда хожу так как возле работы есть и возле дома тоже есть, к парфюмам оттуда пока не было нареканий, и 20 % скидку всегда дают
в статье речь о том что БУДЕТ в 2011 ))) да уж :))
Hе совсем в тему, про одежду, но на меня тут снизошло, что одежные бренды тоже наверняка шьют на каком-то одном заводе часто, типа Интеркос. Мне в интернете понравилось 2 пары сапог - одна Живанши, вторая Бербери. Пошла смотреть на них вживую, и оказалось что сапоги АБСОЛЮТНО одинаковые. Форма, швы, вообще все. Только Бербери внутрь нашили подклад из клетки и вокруг голенища пришили ремень. А Живанши на пятку нашлепнули "мемориальную" табличку и вокруг сапога цепь прилепили (снимаемую). Разница в цене $100. Сапоги абсолютно идентичные. Купила Бербери, чтоб не быть лохом, заплатившим тупо за бренд Живанши.. но теперь думаю, такие и ноу нейм наверняка тоже где-то есть, так что я все равно лох.
Да , тема больная. Может кто знает приличный онлайн магазин парфюма? Хочу купить Dior Addict eau Sensuelle. Кто-нибудь, посоветуйте