Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Дорогие Сплетницы, уже давно я хотела сделать пост о правде и мифах, касающихся такого интересного и неоднозначного явления, как фаворитизм при русском императорском дворе XVIII столетия, и, в частности, при дворе Екатерины II. А сегодня я увидела пост о "самых любвеобильных" правителях мира, и вот, прекрасный повод нашелся. Поскольку в одном маленьком абзаце из этого поста, касающемся как раз  Екатерины II, столько, скажем так, неточной информации, что захотелось написать о некоторых фактах..

Часто можно услышать: "Мы  многого не знаем, поэтому могло быть все что угодно и ничего нельзя утверждать наверняка" - к несчастью некоторые авторы используют это утверждение как призыв к домысливанию.  Я же постараюсь руководствоваться только тем, что известно, теми сведениями, которые сохранились. Тем более, речь идет о такой деликатной стороне жизни императрицы, как личная, а потому источников не много.  "Жареных" подробностей и сенсаций данный пост не предполагает))

Моей целью является показать вам, исключительно на основании известных сохранившихся документов, что представлял собой фаворитизм при Екатерине II. Что было в реальности, а что относится к области слухов и домыслов. Какими придворными установлениями и негласными законами регламентировалась личная жизнь императрицы. 

Последнее может показаться вам странным - казалось бы, чем или кем может регламентироваться личная жизнь абсолютной монархини? Мы же знаем, что в литературе и кино  давно сложился совершенно определенный образ Екатерины II, затмевающий, порой, реального человека. Во-первых, говоря о фаворитизме, личных взаимоотношениях царей и цариц, часто совершенно неверно представляют себе ту историческую среду, обстановку при дворе, перенося современные представления на быт и нравы 200-250-летней давности. Во-вторых, создатели романов и фильмов вообще не берут во внимание факты, описывая события по принципу, что если около государыни был известный сподвижник, то он обязательно побывал в ее постели, хотя сведений об этом в исторических документах нет. Все это в совокупности  создает искаженный образ эпохи. 

Пример №1. Фильм "Царская охота" 

Контекст сцен: Алексей Орлов, выполнив приказ императрицы по поимке самозванки Таракановой, появляется во дворце во время придворного маскарада. Он идет через множество залов, и видит такую картину:

А рядом с этими шалуньями танцует сама Екатерина II, которая, увидев Орлова, властно увлекает его за собой. В спальню, естественно)) И наш герой получает свою "награду" - ночь с императрицей.

Пример №2. Сериал "Екатерина"

Контекст сцен: Великая Княгиня Екатерина, супруга наследника престола Петра Федоровича, проводит ночь со своим любовником - польским послом Станиславом Августом Понятовским. Она просыпается с ним в своей постели, во дворце (в котором живет со свекровью-императрицей и мужем!). В это время в настежь раскрытые двери входит камер-юнгфера с кувшином для умывания, видит всю эту "картину маслом", но как ни в чем ни бывало начинает непринужденный разговор с Великой Княгиней, и та ей так же непринужденно отвечает))

Пример №3. Сериал "Великая"

Контекст сцен: Екатерина  встречается со своим любовником Григорием Орловым. Они лежат на огромной кровати, их разговор постепенно перерастает в любовную игру, и тут... На пороге (как обычно, не закрытой) комнаты появляется... кхе-кхе... княгиня Дашкова. Она говорит: "Ах, кажется я вас прервала? Но внизу нас ждет замечательный ужин и бутылочка французского. Мы идем?" - на что Орлов (!!!), многозначительно улыбаясь, отвечает: "Княгиня, мы еще не проголодались..."

Я хотела привести еще один пример фильма, в котором смешались в кучу люди, кони, и в котором "императрица" между сексуальными утехами, прямо в прозрачном пеньюаре, а иногда и без него, принимает в своем будуаре иностранных послов и решает важные государственные дела (странно, что в этом фильме вообще есть упоминание о каких-то делах))) Но опубликовать кадры из этого шедевра, которые я нашла в интернете, не представляется возможным из этических и цензурных соображений. 

                                       ***************************************

Из вышеназванных примеров складывается впечатление, что сексуальная жизнь при дворе в XVIII столетии была, мягко говоря, очень вольной. Императрица, ее окружение, согласно такому взгляду, не имели никаких представлений о приличиях и даже не пытались скрыть свою распущенность. К сожалению, именно так и полагает большинство современных людей. Кстати, это касается совершенно всех героев того поста о любвеобильности - почитаешь о них, и кажется что только плотские удовольствия их волновали, и когда успевали править государствами и совершать великие дела?))  

А что же факты?

1) Век XVIII - эпоха Просвещения- время расцвета фаворитизма в абсолютистских монарших домах. У власти в России в это время часто оказывались женщины, 4 императрицы, 2 из которых были незамужними, а последняя в несчастливом браке, а затем во вдовстве. В их жизни, естественно, были фавориты, которые в разной степени влияли и на государственные дела, особенно, если самодержица не обладала необходимыми для управления государством качествами. Но  фаворит - совсем не обязательно любовник. Хотя бывало и так.

2) При русском дворе XVIII века днем с огнем было не сыскать сцены, которая представлена выше на первом фото.  Конечно, нравы стали свободнее, чем в допетровской Руси. XVIII век - это эпоха флирта. В то время дама не могла открыто заявить о своих чувствах. Поэтому был придуман "язык мушек" или "язык веера". Зная их, кавалер мог понять, благосклонна к нему избранница или нет. Хорошо воспитанная дама должна была уметь флиртовать сразу с несколькими кавалерами, не выходя за рамки приличий. В  моде был именно флирт, недомолвки, полутона и не приводящее ни к каким "ужасным последствиям" кокетство. Совершенно немыслимо, что на маскараде, куда порой приглашалось до 300 гостей, женщины прилюдно удовлетворяли мужчин, как это показано в фильме. Возможно, за закрытыми дверями могло происходить все что угодно. Но не прилюдно!

3) О примерах 2 и 3, приведенных выше. Личная жизнь царствующих особ находилась в жестких рамках придворного светского этикета. Великая Княгиня, являвшаяся супругой наследника престола, по определению не могла бравировать своими внебрачными связями. Это было просто невозможно, и главным образом из-за высочайшего статуса, принадлежности к царской семье. Если такие связи имелись, то они тщательнейшим образом скрывались от императорского окружения и, тем более, от прислуги. Совершенно немыслимо присутствие в комнате, где происходило свидание любовников каких-то третьих лиц. Я уже не говорю что в примере №3 нарушена даже историческая канва - в реальности Дашкова была в то время 16-летней девочкой, естественно, не посвященной в тайны 31-летней подруги. А когда  в дни дворцового переворота 1762 года она узнала о любовной связи Орлова и Екатерины, это стало для нее неприятным сюрпризом (о чем она сама же и отметила в своих мемуарах). Всю свою жизнь Дашкова крайне неприязненно относилась к семье Орловых, невозможно представить, что она предлагает любовникам провести вместе приятный ужин, поднимая их из постели))

В мемуарах Екатерина II описала забавный случай. Как-то раз во время приема (будучи еще Великой Княгиней) она показывала свои покои во дворце шведскому посланнику графу Горну, которого сопровождал ее любовник Станислав Понятовский. "Когда мы пришли в мой кабинет, — пишет Екатерина, — моя маленькая болонка прибежала к нам навстречу и стала сильно лаять на графа Горна, но когда она увидела графа Понятовского, то я подумала, что она сойдет с ума от радости… Потом Горн дернул графа Понятовского за рукав и сказал: "Друг мой, нет ничего более предательского, чем маленькая болонка. Первая вещь, которую я дарил своей любовнице, была собачка, и через нее-то я всегда узнавал, пользуется ли у нее кто-то большим расположением, чем я. Однако не бойтесь, я скромный человек"...

Вот такой маленький эпизод с собачкой, будь шведский посланник чуть более разговорчивым, мог подвергнуть Екатерину и Понятовского риску разоблачения, а это уже вылилось бы в международный скандал, учитывая то, что Понятовский занимал высокий дипломатический пост. 

4) Фавориты. Эта тема на протяжении нескольких веков остается самой обсуждаемой, когда речь заходит о Екатерине II. Документы открывают нам список любимцев императрицы в количестве 12 человек. Вот они: С. Салтыков, С. Понятовский, Г. Орлов, А. Васильчиков, Г. Потемкин, П. Завадовский, С. Зорич, И. Корсаков, А. Ланской, А. Ермолов, А. Дмитриев-Мамонов, П.Зубов. Первые 5 фаворитов были у нее до 47 лет (четверо первых фигурируют в "Чистосердечной исповеди" - письме, которое Екатерина написала Потемкину в начале их романа). Остальные - с 47 до 67. Имени Алексея Орлова-Чесменского среди них, как видим, нет. В некоторых популярных книгах о Екатерине, или на разных сайтах можно встретить и другие фамилии, но совершенно никаких подтверждений насчет них в источниках нет. Они могли у нее быть, конечно, но могли и не быть, точно мы не знаем, все остальное - домыслы.

1. С.В. Салтыков 2. С.-А. Понятовский, Г.Г. Орлов, Г.А. Потемкин:

При русском дворе, начиная с петровского времени велись обязательные поденные записи обо всем, происходящем во дворце. Эти бесценные источники - камер-фурьерские журналы - тщательно копировались и сохранялись. Камер-фурьеры скрупулезно отражали все события императорского двора, назначения, отставки, мероприятия и церемонии, празднества, всех посетителей и гостей дворца. Всех вышеперечисленных 12 фаворитов Екатерины II, их назначения на должность и отставки - все это зафиксировал камер-фурьерский журнал в разные годы. Естественно, что слухи о новом фаворите быстро распространялись по дворцу, шепотом обсуждались, но все это - только в виде слухов. Кстати, в письмах к разным корреспондентам Екатерина сама  не скрывала своих привязанностей. О многих из 12 перечисленных она упоминала в разных контекстах, но, опять же, все в рамках приличия. 

И. Римский-Корсаков, А. Ланской, А. Дмитриев-Мамонов, П. Зубов

Фаворит императрицы всегда занимал определенную должность при дворе, со временем получал богатые пожалования. Для Екатерины было важно максимально использовать государственные способности своих любимцев, если таковые имелись. Очередной избранник императрицы занимал определенную  должность и согласно этой должности, контактировал с императрицей исключительно на официальном уровне. Например, фаворит не мог во время торжественных приемов подойти к Екатерине II ближе, чем позволяли его чины, не мог сидеть рядом с ней за столом, а сама императрица не могла посещать фаворита в его покоях, когда ей вздумается, - только если ее никто не видит. 

Тут хотелось бы вспомнить про личную переписку Екатерины II и Г. Потемкина. В свое время меня удивило количество записок, которые они писали друг другу в самом разгаре их отношений. Зачем писать по несколько записок в день (не только любовные, но и связанные с поручениями, делами), если люди живут в одном доме и спят в одной постели? А когда прочла - стало понятно) Пока Потемкин не достиг каких-то должностей, позволивших официально общаться с ним, Екатерина тщательно скрывала их отношения. Она не могла прийти к нему, если на его половине были люди, равно как и он, если люди были у нее - хоть кто - прислуга, придворные... Из записок следует, что она страшно боялась огласки, призывала Потемкина сжигать ее послания сразу по прочтении, и делала это сама. А вот он все сохранил, спасибо ему за это))

Фавор не выставляли на всеобщее обозрение - его прятали. Все знали, что у императрицы есть фавориты, и не мешали ей в этом, однако она не должна была оскорблять общество, подчеркивая свои взаимоотношения с ними прилюдно. Любовные,  сексуальные отношения, личное общение - все это происходило только за закрытой дверью. Теоретически императрица могла делать там с фаворитом все что угодно - заниматься сексом, читать книжки, вышивать крестиком, но этого никто не знает, и документы не содержат никаких указаний на интимную сторону жизни царицы. 

5) Известно, что многие иностранные корреспонденты, с которыми переписывалась императрица,  награждали ее различными хвалебными эпитетами : Северная Семирамида, Минерва,  Паллада,  Астрея. Но когда политические настроения на Западе менялись, как во времена Великой Французской революции, от величественного образа самодержицы не оставалось ничего - она становилась "Русской Мегерой" или "Северной Мессалиной", по имени жены римского императора Клавдия, известной своим  распутством. Польские карикатуры тех времен, когда Россия, Пруссия и Австрия делили остатки Речи Посполитой, вообще обращены были исключительно к телесному низу. Шарль Франсуа Филибер Массон, французский посланник в екатерининском Петербурге, в своих "Секретных записках из Санкт-Петербурга" описывал одну из таких картинок — Екатерина II лакомится кровоточащими членами шведов, поляков и турков, запивая их только что собранным семенем юношей. Массон называл карикатуру "ужасной", но сам во многом способствовал тому, чтобы в памяти потомков запечатлелись картины "екатерининского разврата" и сохранились имена баловней счастья ― любовников Екатерины. Эти "Записки" были запрещены для распространения в России, и тем не менее пользовались в стране огромной популярностью ― список их был, к примеру, у Пушкина. 

********************************************************************************

И напоследок) В интернете есть множество постов, посвященных "эротическому кабинету Екатерины II". Суть в том, что в годы Великой Отечественной войны один из немецких солдат заснял на фотоаппарат "Лейка" некую комнату, которая находилась Царскосельском дворце. В этой комнате стояла мебель, принадлежавшая якобы Екатерине II выполненная с элементами эротики и порнографии (в сети есть фото, здесь публиковать из цензурных соображений не буду).  Искусствоведы, с некоторыми из которых я общалась сама,  в один голос утверждают, что эта мебель не могла принадлежать Екатерине II. Вот один из комментариев научного сотрудника музея: 

"Я лично работала с Водичем (автор фильма о "эротическом кабинете" - прим.), когда он снимал этот фильм в России. Но ему хотелось слышать только то, что совпадало с его представлениями об этом "кабинете".Я лично говорила об этом Водичу и говорю вам. Это мебель конца XIX века. Это отчетливо видно по стилю и характеру резьбы. И никак не может принадлежать Екатерине II. Такая мебель делалась в Австрии в указанный период" (с)

********************************************************************************

Знаменитые властители, талантливые деятели культуры, великие ученые и полководцы - все эти исторические персоны - такие же люди как мы, обладавшие  и достоинствами, и недостатками. Они не были святошами, они жили, любили, совершали грехи и великие дела - всякое бывало) Естественно, что в истории люди такого масштаба окружены тайнами, мифами и множеством слухов самого разного происхождения. Не удивительно, что какие-то тайные стороны их жизни вольно или невольно домысливаются, раздуваются, гипертрофируются все пороки и недостатки. Это востребовано. Некоторым интересно читать и рассуждать про то, что "Екатерина умерла от секса с конем", или о том, что "с 15 лет Маргарита Наваррская спала с родными братьями" .  Куда интересней, чем о губернской реформе Екатерины II или творчестве Маргариты Наваррской. Но еще более интересно, когда берешь в руки документы - и вырисовывается иная картина. Например, что Екатерина II умерла от инсульта...  

********************************************************************************

"…Зато и я могла свободно говорить

В эпоху диких войн и казней хладнокровных,

Что лучше десять оправдать виновных,

Чем одного невинного казнить,-

И не было то слово буквой праздной!

Однажды пасквиль мне решилися подать:

В нем я была - как женщина, как мать -

Поругана со злобой безобразной...

Заныла грудь моя от гнева и тоски;

Уж мне мерещились допросы, приговоры...

Учитесь у меня, российские актеры!

Я роль свою сыграла мастерски:

Я пасквиль тот взяла - и написала с краю:

Оставить автора, стыдом его казня,-

Что здесь - как женщины - касается меня,

Я - как Царица - презираю..."

                                   Алексей Апухтин (1871)

Подпишитесь на наш
Блоги

Фаворитизм при российском дворе XVIII века на примере Екатерины II

01:17, 18 сентября 2016

Автор: Kato1729

Комменты 66

Аватар

Спасибо, автор! Очень интересно, хорошо написано)

Аватар

Классный материал. Спасибо!

Аватар

спасибо за историческую справедливость))) Так обидно что искажается, опошливается все.

Аватар

Автор, огромное спасибо за пост! Я жду ваших постов всегда :) ПС: вроде бы уже спрашивала, - а вы никогда не хотели побывать консультантом при создании фильмов на историческую тему? Мне иногда кажется, что нашим киношникам надо просто силой навязывать таких профессионалов.

Аватар

Автор. я, конечно, извиняюсь. Вы во многом правы, но при этом во многом не правы. Да, был этикет. Но были и вещи, когда этикет отступал. 1. сцена из фильма "Царская охота" - вполне нормальна и достоверна. где происходит этот "фривольный маскарад" - не ясно. вполне возможно, что и не в царском дворце. а даже если и в царском. интимный близкий круг, человек 20-30 "своих" людей. императрица с одной стороны есть, а с другой - ее и "нет" (она в маске, ее "не узнают"). подобные "вечеринки" устраивали многие знатные особы и даже монархи. и даже если они их посещали - их как бы и "не было". в этом и смысл такого маскарада. 2. сцены из "Великой" и "Екатерины II" - абсолютно нормальны. никто, кроме мужа или императрицы, не мог войти к цесаревне Екатерине Алексеевне без доклада. а на этот случай и была нужна приближенная служанка или фрейлина. которая так же могла войти без доклада. Не надо забывать, что императрица не могла пойти к фавориту (а он к ней) - лишь ОФИЦИАЛЬНО. Но так-то во всех дворцах были и потайные ходы и скрытые двери. Вот через них фаворит и проникал в покои императрицы. И находился там, и все знали.

Подождите...