Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Чехов однажды высказался так: "В России честный человек - что-то вроде трубочиста, которым няньки пугают маленьких детей". Вот еще несколько высказываний Антона Павловича: "Я терпеть не могу граммофонов! Они же говорят и поют, ничего не чувствуя. И все у них карикатурно выходит, мертво". "Критики похожи на слепней, которые мешают лошади пахать землю. Лошадь работает, все мускулы натянуты, как струны на контрабасе, а тут на крупе садится слепень и щекочет и жужжит. Нужно встряхивать кожей и махать хвостом. О чем он жужжит? Едва ли ему понятно это. Просто - характер у него беспокойный и заявить о себе хочется - мол, тоже на земле живу! Вот видите - могу даже жужжать, обо всем могу жужжать! Я двадцать пять лет читаю критики на мои рассказы, а ни одного ценного указания не помню, ни одного доброго совета не слышал. Только однажды Скабичевский произвел на меня впечатление, он написал, что я умру в пьяном виде под забором".

Мало кому из соотечественников понравится одно из высказываний Чехова о русских людях: "Странное существо - русский человек! В нем, как в решете, ничего не задерживается. В юности он жадно наполняет душу всем, что под руку попало, а после тридцати лет в нем остается какой-то серый хлам. Чтобы хорошо жить, по-человечески - надо же работать! Работать с любовью, с верой. А у нас не умеют этого. Архитектор, выстроив два-три приличных дома, садится играть в карты, играет всю жизнь или же торчит за кулисами театра. Доктор, если он имеет практику, перестает следить за наукой, ничего, кроме "Новостей терапии", не читает и в сорок лет серьезно убежден, что все болезни - простудного происхождения. Я не встречал ни одного чиновника, который хоть немножко понимал бы значение своей работы: обыкновенно он сидит в столице или губернском городе, сочиняет бумаги и посылает их в Змиев и Сморгонь для исполнения. А кого эти бумаги лишат свободы движения в Змиеве и Сморгони, - об этом чиновник думает так же мало, как атеист о мучениях ада. Сделав себе имя удачной защитой, адвокат уже перестает заботиться о защите правды, а защищает только право собственности, играет на скачках, ест устриц и изображает собой тонкого знатока всех искусств. Актер, сыгравши сносно две-три роли, уже не учит больше ролей, а надевает цилиндр и думает, что он гений. Вся Россия - страна каких-то жадных и ленивых людей: они ужасно много едят, пьют, любят спать днем и во сне храпят. Женятся они для порядка в доме, а любовниц заводят для престижа в обществе. Психология у них - собачья: бьют их - они тихонько повизгивают и прячутся по своим конурам, ласкают - они ложатся на спину, лапки кверху и виляют хвостиками".

Больной Чехов иногда позволял себе мизантропические высказывания: "Жить для того, чтоб умереть, вообще не забавно, но жить, зная, что умрешь преждевременно, - уж совсем глупо..." В другой раз, сидя у открытого окна, Чехов строго сказал: "Мы привыкли жить надеждами на хорошую погоду, урожай, на приятный роман, надеждами разбогатеть или получить место полицеймейстера, а вот надежды поумнеть я не замечаю у людей. Думаем: при новом царе будет лучше, а через двести лет – еще лучше, и никто не заботится, чтоб это лучше наступило завтра. В общем - жизнь с каждым днем становится все сложнее и двигается куда-то сама собою, а люди - заметно глупеют, и все более людей остается в стороне от жизни". Потом немного подумал и прибавил: "Точно нищие калеки во время крестного хода".

image

У Антона Павловича были любимые высказывания, которые он довольно часто повторял, например: "В природе из мерзкой гусеницы выходит прелестная бабочка, а вот у людей наоборот: из прелестной бабочки выходит мерзкая гусеница..." В Ялте суждения Антона Павловича часто зависели от состояния его здоровья и настроения. Так он мог в один день следующим образом охарактеризовать судьбу писателя: "Писатель должен быть нищим, должен быть в таком положении, чтобы он знал, что помрет с голоду, если не будет писать, будет потакать своей лени. Писателей надо отдавать в арестантские роты и там принуждать их писать карцерами, поркой, побоями... Ах, как я благодарен судьбе, что был в молодости так беден! Как восхищался Давыдовой! Придет, бывало, к ней Мамин-Сибиряк: "Александра Аркадьевна, у меня ни копейки, дайте хоть пятьдесят рублей авансу". "Хоть умрите, милый, не дам. Дам только в том случае, если согласитесь, что я запру вас сейчас у себя в кабинете на замок, пришлю вам чернил, перо, бумаги и три бутылки пива и выпущу только тогда, когда вы постучите и скажете мне, что у вас готов рассказ". А в другой раз говорил совсем иное: "Писатель должен быть баснословно богат, так богат, чтобы он мог в любую минуту отправиться в путешествие вокруг света на собственной яхте, снарядить экспедицию к истокам Нила, к Южному полюсу, в Тибет и Аравию, купить себе весь Кавказ или Гималаи... Толстой говорит, что человеку нужно всего три аршина земли. Вздор - три аршина земли нужно мертвому, а живому нужен весь земной шар. И особенно - писателю..."

Чехов, вообще, часто говорил о Толстом: "Чем я особенно в нем восхищаюсь, так это его презрением ко всем нам, прочим писателям, или, лучше сказать, не презрением, а тем, что он всех нас, прочих писателей, считает совершенно за ничто. Вот он иногда хвалит Мопассана, Куприна, Семенова, меня... Отчего хвалит? Оттого, что он смотрит на нас как на детей. Наши повести, рассказы, романы для него детские игры, и поэтому он, в сущности, одними глазами глядит и на Мопассана и на Семенова. Вот Шекспир - другое дело. Это уже взрослый и раздражает его, что пишет не по-толстовски..."

Со смехом Чехов вспоминал: "Знаете, я недавно у Толстого в Гаспре был. Он еще в постели лежал, но много говорил обо всем, и обо мне, между прочим. Наконец я встаю, прощаюсь. Он задерживает мою руку, говорит: "Поцелуйте меня". И, поцеловав, вдруг быстро суется к моему уху и этакой энергичной старческой скороговоркой: "А все-таки пьес ваших я терпеть не могу. Шекспир скверно писал, а вы еще хуже!" В своем уважении к Толстому Антон Павлович знал меру, и мог, смеясь, так отозваться о почтенном старце: "Боюсь только Толстого. Ведь подумайте, ведь это он написал, что Анна сама чувствовала, видела, как у нее блестят глаза в темноте!.. Серьезно, я его боюсь..." Однажды Чехов чуть не час решал, в каких штанах ему ехать к Толстому. Он выходил из спальни то в одних штанах, то в других, и все время приговаривал: "Нет, эти неприлично узки! Подумает: щелкопер! А эти шириной с Черное море! Подумает: нахал..."

Антон Павлович почти всегда отзывался о газетчиках резко отрицательно: "Кто уходит в газетную работу? Увы, это горько, но это так: отбросы интеллигенции, люди, которым больше деваться некуда... Здесь - нужен аттестат хотя бы среднего образования. Там - требуется протекция. Тут нужна исключительная деловитость, известные знания, хорошая репутация. В редакции вы, господа редактора, ничего этого не требуете. Вы проявляете положительно преступную терпимость, и потому вы повинны в том, что возле газеты развелась туча полулитературной мошкары, ядовитого овода. Печатное слово - это страшное оружие. Вы с этим оружием обращаетесь, как ребенок обращается с отравленным кинжалом. Ваши издатели в массе - это базарные шибай, барышники, заботящиеся только о доходах. Кто подешевле работает на них - тот им и мил, тот им и друг. Поэтому-то у нас и разводится такое нестерпимое количество газетной шушеры, проституирующей газетное дело, обращающей газету в дом терпимости".

Подпишитесь на наш
Блоги

Чехов: цитаты

14:39, 26 августа 2010

Автор: lisenok

Комменты 26

Аватар

«Такие писатели, как Н. С. Лесков и С. В. Максимов, не могут иметь у нашей критики успеха, так как наши критики почти все — евреи, не знающие, чуждые русской коренной жизни, её духа, её формы, её юмора, совершенно непонятного для них, и видящие в русском человеке ни больше ни меньше, как скучного инородца. У петербургской публики, в большинстве руководимой этими критиками, никогда не имел успеха Островский; и Гоголь уже не смешит её». В 1897 г. Чехов занёс в записную книжку такие размышления (а напечатано впервые в 1980 г.!)

Аватар

«Такие писатели, как Н. С. Лесков и С. В. Максимов, не могут иметь у нашей критики успеха, так как наши критики почти все — евреи, не знающие, чуждые русской коренной жизни, её духа, её формы, её юмора, совершенно непонятного для них, и видящие в русском человеке ни больше ни меньше, как скучного инородца. У петербургской публики, в большинстве руководимой этими критиками, никогда не имел успеха Островский; и Гоголь уже не смешит её». В 1897 г. Чехов занёс в записную книжку такие размышления (а напечатано впервые в 1980 г.!)

Аватар

Моя любимая цитата (не у него, хотя это его, а вообще самая любимая): "Бог создал меня из теплой крови и нервов. А органическая ткань, если она жизнеспособна, должна реагировать на всякое раздражение. И я реагирую! На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость - негодованием, на мерзость - отвращением. По-моему, это, собственно, и называется ЖИЗНЬ!" - Чехов.

V

Спасибо, очень интересно почитать ))) про гусеницу- в большинстве случаев- дадада! и про то ,что "в юности он жадно наполняет душу всем, что под руку попало, а после тридцати лет в нем остается какой-то серый хлам."- вот тоже -дадада! как тут лучше скажешь, очень похоже... Вообще, как то очень вовремя пост-яна выходных читала его переписку с Книпер - такое волшебство...

Аватар

В очередной раз убедилась, что у нас в России ничего не меняется, века прошли, а проблемы и чаяния все те же. Теперь осталось для себя решить вопрос где лучше и нужны ли мы там. Может кто-нибудь помнит, в далеком детстве выходил журнал "Трамвай", оч. замечательны журнал был. Однажды там опубликовали маленькие рассказики Чехова, которые он сочинял для своих самых близких друзей и их детей. Я так хочу найти где-нибудь более подробную информацию об этом, может быть кто-нибудь подскажет?

Подождите...

Фото: пресс-служба "Главстрой"

В конце этого года завершается строительство первого корпуса премиального жилого квартала "Береговой" от "Главстроя", в котором всё создано для жизни без суеты.

Под эгидой завершения строительства первого корпуса весь декабрь "Главстрой" предлагает скидку 15% на специальную зимнюю коллекцию квартир в "Береговом".

Дополнительно, в поддержку акции, "Береговой" и ресторан Avrora от AVA Team создали лимитированный набор шоколадных конфет ручной работы, выполненных в фирменных цветах жилого квартала. 

Фото: пресс-служба "Главстрой"
Фото: пресс-служба "Главстрой"

До конца декабря всем гостям ресторана Avrora от AVA Team его будут подавать после ужина в качестве комплимента. 

Подробности акции "Зимняя коллекция квартир" — тут.

Фото: пресс-служба "Главстрой"
Фото: пресс-служба "Главстрой"

Реклама. Рекламодатель: ООО "Главстрой". ИНН 9704059247.

Подпишитесь на наш
Спешелти

Жизнь у воды, без суеты — в проекте нового жилого квартала "Береговой"

17:12, 29 ноября 2024

Комменты 0

Подождите...