Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Приветствую всех читательниц нашего кружка!

Сегодня мы обсуждаем "Невыносимая лёгкость бытия" чешского писателя Милана Кундеры.

Я читала эту книгу ранее, и она на меня произвела сильное впечатление. Такое стойкое послевкусие от нее, как-будто в ней больше, чем написано. 

Автор использует много философских рассуждений от лиц героев романа. Некоторые читатели из-за этого могут воспринять героев картонными, озвучивающими мысли Кундеры. Но я разглядела в них живых героев. Я поверила в их любовь, их отношения. Я поверила, что они могли бы жить.

Действия разворачиваются в Чехии около весны 1968 года. Эта весна принесла чехам много надежд и разочарований. 

Роман безусловно затрагивает политику, свободу и зависимость. Но я не хочу углубляться именно в эту часть. Для меня, те события лишь фон для настоящей жизни героев, их поступков и решений.

Не случайно Кундера в начале романа примирился с Гитлером. Не пугайтесь, не с самим Гитлером, но со временем, в котором прошло его детство. Его личным настоящим временем. Вот, как автор описывает это удивительное чувство. Я думаю, всем, кто помнит наши 90-е и ларьки со сникерсами и лосинами будут в какой-то степени близки эти строки:

"Недавно я поймал себя на необъяснимом ощущении: листая книгу о Гитлере, я растрогался при виде некоторых фотографий, они напомнили мне годы моего детства; я прожил его в войну; многие мои родственники погибли в гитлеровских концлагерях; но что была их смерть по сравнению с тем, что фотография Гитлера напомнила мне об ушедшем времени моей жизни, о времени, которое не повторится?

Это примирение с Гитлером вскрывает глубокую нравственную извращенность мира, по сути своей основанного на несуществовании возвращения, ибо в этом мире все наперед прощено и, стало быть, все цинично дозволено."

Писатель много рассуждает о времени. И о нас во времени. 

Вообще, после прочтения, у меня возникло чувство, что мы, такая ничтожная песчинка во времени, что нужно наслаждаться каждым мгновением этого бессердечного, смутного, военного или перестроечного, застойного, или революционного времени. 

Мы люди, живём здесь и сейчас, и только наши мысли, чувства и поступки определяют наши жизнь. 

Томаш и Тереза - центральные герои романа. Их жизни сплелись случайно. 

Эти отношения мучительно, шаг за шагом, становились тяжелее, но весомее и сильнее. Абсолютно точно писатель описал рождение любви, вопреки здравому смыслу. Любви обожженного мужчины и убегающей от матери и себя, молодой женщины. 

Они, как будто, не созданы друг для друга, но череда случайностей и совпадений притягивает вместе этих одиноких людей. Об этих событиях автор интересно пишет. А ведь и правда, так всегда бывает? Все сплетено из случайностей.

"Семь лет тому в больнице Терезиного городка случайно было обнаружено тяжелое заболевание мозга, ради которого для срочной консультации был приглашен главный врач клиники, где работал Томаш. Но у главврача случайно оказался ишиас, он не мог двигаться и послал в провинциальную больницу вместо себя Томаша. В городе было пять гостиниц, но Томаш случайно напал именно на ту, где работала Тереза. Случайно до отхода поезда у него оставалось немного свободного времени, чтобы посидеть в ресторане. Случайно была Терезина смена, и она случайно обслуживала стол, за которым сидел он. Потребовалось шесть случайностей, чтобы они подтолкнули Томаша к Терезе, словно его самого к ней не тянуло.

Он вернулся в Чехию из-за нее. Столь роковое решение опиралось на любовь столь случайную, какой и вовсе могло не быть, не уложи ишиас семь лет назад его шефа в постель. И эта женщина, это олицетворение абсолютной случайности, лежит теперь рядом с ним и глубоко дышит во сне."

Отношения мучительны для обоих: она терзается ревностью, не беспочвенной, он - состраданием и жалостью, вместе с нежной привязанностью, которая его удивляет в самом себе. 

Тереза, женщина, ищущая себя. Убежав от материнского, отвратительного ей, она вступает в такие же перевернутые отношения с Томашем. Его она любит, но ей отвратительны его измены. Её сны полны этими отвращением и любовью одновременно.

Тереза оживает, только фотографируя советские танки, на улицах. Как будто советские танки - это чужая женщина, ругающая твоего ребенка-страну. И  что-то материнское вырывается в этом ее вызове запечатлеть, защитить свою маленькую любимую страну, не дать в обиду своего ребенка. И в то же время почувствовать себя живой, способной дать отпор чужой женщине.

"Дни, когда она фотографировала советских солдат на пражских улицах и лицом к лицу встречалась с опасностью, были самыми прекрасными в ее жизни. Это были единственные дни, когда телевизионный сериал ее снов оборвался и ночи ее стали счастливыми. Русские на своих танках принесли ей душевное равновесие. Теперь, когда праздник кончился, она снова стала бояться своих ночей и хотела бы бежать от них. Она поняла, что бывают обстоятельства, при которых она может чувствовать себя сильной и счастливой, и мечтала теперь уехать в другой мир с надеждой, что там снова встретится с чем-то подобным."

Но Тереза, как и миллионы чехов, не смогли противостоять силе, которая сильней даже женской, материнской - силе мужской, силе власти. 

Они эмигрировали в Швейцарию. 

И она опять целиком погрузилась в свои отношения с Томашем. Но и здесь она не может найти покоя, уверенности от любви Томаша. Она ревнует и уходит от него, возвращается обратно в Чехию, спустя семь лет совместной жизни.

Томаш чувствует себя легко впервые за семь лет. 

"Любовь между ним и Терезой была прелестна, но утомительна: он постоянно должен был что-то утаивать, маскировать, изображать, исправлять, поддерживать в ней хорошее настроение, утешать, непрерывно доказывать свою любовь, быть подсудным ее ревности, ее страданиям, ее снам, чувствовать себя виноватым, оправдываться и извиняться. Это напряжение теперь исчезло, а красота осталась.

Суббота клонилась к вечеру, он впервые прогуливался по Цюриху один и вдыхал аромат своей свободы. За углом каждой улицы таилось приключение. Будущее вновь стало тайной. Опять вернулась холостяцкая жизнь, жизнь, которая, как он некогда думал, была ему предначертана; лишь в ней он может оставаться воистину самим собой.

Вот уже семь лет он был привязан к Терезе, ее глаза следили за каждым его шагом. Было так, словно она привязала к его лодыжкам железные гири. А теперь неожиданно его шаг стал гораздо легче. Он чуть не парил в воздухе. Он оказался в магическом поле Парменида: он наслаждался сладкой легкостью бытия."

Но нужна ли человеку лёгкость? Лёгкость - это хорошо или плохо? 

И Томаш понимает, что плохо. Ему нужна Тереза, ему нужна тяжесть.

Он возвращается за ней в Чехию. Это дорога в один конец.

Понравилось мне рассуждение писателя о нашем месте в жизни. О том, как мы его себе представляем и добываем. Эта удивительная сила, способная вынуть тебя из обыденности и серости, и поставить на то место, о котором мечтаешь. Тереза обладала этой силой (привет Меган Маркл, почему-то подумала я :))

"Девушка, мечтающая приобщиться к “чему-то высокому”, но вынужденная меж тем разносить пьянчугам пиво и по воскресеньям стирать грязное белье материнских отпрысков, накапливает в себе великий запас жизнеспособности, какая и не снится тем, кто учится в университетах и зевает над книгами. Тереза прочла куда больше их и знала о жизни куда больше их, но она никогда так и не поймет этого. То, что отличает человека учившегося от самоучки, измеряется не знаниями, а иной степенью жизнеспособности и самосознания. Вдохновение, с каким Тереза окунулась в пражскую жизнь, было одновременно неистовым и зыбким. Она словно ждала, что и один прекрасный день кто-то скажет ей: “Тебе здесь не место! Вернись, откуда пришла!” Вся ее тяга к жизни висела на единственном волоске: на голосе Томаша, который когда-то вызвал наружу ее душу, пугливо затаившуюся в ее нутре."

А следующий отрывок, возможно вызовет бурное осуждение, но я не могу не согласиться с писателем, что события в Чехии запечатлены, одними из первых фото документов, не скрытых в архивах СССР. Я не берусь обсуждать политическую необходимость тех событий. Хотя я,  мягко говоря,  осуждаю коммунизм, как явление. Я же сейчас просто понимаю людей. Мне жаль людей. Мне жаль чехов, за отнятую у них свободу. Мне жаль советских людей, за то же самое. Когда я смотрю на лица некоторых наших солдат на фото, мое сердце так же сжимается, как у любой матери мира - они просто испуганные мальчишки, которых так ждут домой. Я не правительство, я человек, женщина, и всегда буду на стороне обычных людей. 

"Все предшествующие преступления русской империи совершались под прикрытием тени молчания. Депортация полумиллиона литовцев, убийство сотен тысяч поляков, уничтожение крымских татар — все это сохранилось в памяти без фотодокументов, а следовательно, как нечто недоказуемое, что рано или поздно будет объявлено мистификацией. В противоположность тому, вторжение в Чехословакию в 1968 году целиком отснято на фото- и кинопленку и хранится в архивах всего мира.

Чешские фотографы и кинооператоры прекрасно осознали, что именно они могут совершить то единственное, что можно еще совершить: сохранить для далекого будущего образ насилия. Тереза всю неделю была на улицах и фотографировала русских солдат и офицеров во всех компрометирующих их ситуациях. Русские не знали, что делать. Они получили точные указания, как вести себя в случае, если в них будут стрелять или бросать камни, но никто не дал им инструкций, что делать, если кто-то нацелит на них объектив аппарата.

Она отсняла уйму пленки. Пожалуй, половину раздала в непроявленных негативах зарубежным журналистам (границы все еще были открыты, приезжавшие из-за кордона репортеры были благодарны за любой материал). Многие фотографии появились в самых разных заграничных газетах: на них были танки, угрожающие кулаки, полуразрушенные здания, мертвые, прикрытые окровавленным красно-сине-белым знаменем, молодые люди на мотоциклах, с бешеной скоростью носящиеся вокруг танков и размахивающие национальными флагами на длинных древках, молодые девушки в невообразимо коротких юбках, возмущавшие спокойствие несчастных, изголодавшихся плотью русских солдат тем, что на глазах у них целовались с незнакомыми прохожими. Как я уже сказал, русское вторжение было не только трагедией, но и пиршеством ненависти, полным удивительной (и ни для кого теперь не объяснимой) эйфории"

Вот, что могла бы снять Тереза тем августом 1968:

Я взяла не самые кричащие фото, кто заинтересуется посмотрите сами эти документы.

Но, как я уже писала, твое время всегда одно. Это то, что ты сам делал в это время. 

Не смотря ни на какой политический, экономический строй, только ты создатель своего времени. Я думаю, сейчас, где-то в одном из голодающих государств Африки, дети играют в футбол, так же, как и мы в 90-е сидели полгода без папиной зарплаты, но играли весело во дворе с друзьями. Это было наше хорошее время детства. И оно навсегда останется в памяти игрой с друзьями, не смотря ни на что.

А у влюбленных навсегда останутся воспоминания о любви, при каком бы правительстве они ни жили.

Человеческое всегда перевешивает режимное и государственное.

Я прервусь здесь, потому, что многое ещё можно написать. Конечно и линия Франца и Сабины заслуживает внимания. И сама по себе Сабина очень интересная героиня. Я же выразила то основное, что особенно тронуло меня.

А какие у вас чувства после прочтения? О чем этот роман? Какая линия героев вам показалась наиболее близкой? Обсудим?

Напоминаю, что теперь, по результатам голосования, мы читаем "Моя кузина Рейчел" к 5 июня. 

Дальнейшее голосование я проведу отдельным постом, на следующей неделе. 

Спасибо, за участие и обсуждение!

Подпишитесь на наш
Блоги

Литературный кружок. М.Кундера "Невыносимая лёгкость бытия" Обсуждение

08:38, 23 мая 2018

Автор: Bordzhia

Комменты 94

Аватар

Я читала книгу несколько лет назад. Образом Терезы была поражена и прониклась её настроением тяжелым. Читала не отрываясь. Я в те времена была очарована Хулио Кортасором, потом был Януш Вишневский, но Милан Кундера со своим бытием казался мне намного глубже вообще всех на свете. Пока не прочитала, где-то уже в конце книги, как автор что-то назвал "гов..о". Я ж даже перечитала, нет, на месте все. И это одно словечко так перевернуло мой взгляд на творчество МК, что он уже не виделся мне потерянным поколением, увидела лишь брюзгу. Хохотала от души))) Книгу дочитала из необходимости. На мой взгляд, отношение к женщине у него как к унтерменшу.

T

За кружок отдельное спасибо! специально вспоминала пароль, чтобы поучаствовать.

T

Читала книгу год назад и она мне совсем не понравилась, написано как-то коряво, мысли вымученные, философия банальная, создается впечатление, что гте-то я уже похожее читала, и мысли я примерно такие уже слышала. Читается довольно легко и быстро, это единственный плюс. Вобщем, ничего нового я для себя не почерпнула, перечитывать не собираюсь и друзьям эту книгу не советую.

Аватар

Читала книгу, конечно же. Давно, правда. Если говорить о таланте писателя и , так сказать, маштабе его личности, то он, конечно, не гений, не Толстой. Но в таланте ему отказать все же нельзя, герои очень интересные, и книга отражает время - и то время, когда была написана, и то время, о котором написана. Общее настороение ее - такая безнадега. И в стране - в Чехии, и в личной жизни героев. В этом году - годовщина этих событий, и в Украине был опрос - если бы вы узнали, что наши танки вторглись на территорию другой страны - ваши действия? Большинство ответили, что не одобрили бы этого и вышли на акции протеста. И я бы так сделала! С мамой этот вопрос обсуждали, она сказала, что им такое бы и в голову тогда не пришло - протестовать. Настолько они плохо понимали вообще то, что происходит. А сейчас - она бы тоже была бы против этого и даже на митинг бы вышла. Мне нравятся такие настроения в обществе)))

Аватар

тут все так восхищаются! Я же не понимаю как ЭТО вообще может кому-то нравится. Помню пыталась прочесть книгу, когда училась в универе (она входила в программу), и так по-моему не дочитала. Жуткое говнище. Бред и нудятина. Сдохнуть можно продираясь сквозь философствования автора

Подождите...